Планирование процесса исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:38, доклад

Описание работы

Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских работ.
Планирование исследования СУ — одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе. Планирование — это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ.

Файлы: 1 файл

123456789.docx

— 30.47 Кб (Скачать файл)

Планирование процесса исследования систем управления.

Цель: Изучить принципы и порядок планирования процесса исследования систем управления.

 

  1. Сущность программы исследования Су и её структура.

 

Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских работ.

Планирование исследования СУ — одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе. Планирование — это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ.

 

Обычно каждое исследование, в том числе СУ, должно начинаться с составления программы исследовательских работ.

 

Программа исследования СУ представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения.

 

Содержание структурных разделов программы должно давать ответы на многие вопросы. В первую очередь это относится к вопросам актуальности и цели проведения исследования. Именно ответы на данные вопросы определяют содержание программы исследования.

 

Организующим документом проводимых исследований СУ следует признать план, в соответствии с которым реализуется программа исследовательских работ.

 

Формы отображения плановых работ могут быть ориентированны на процесс, результат, процесс и результат. К первому виду относятся: координационный план, ленточный график,  сетевой график, сетевая матрица. 

Ко второму виду форм планов можно отнести дерево целей.

 

Третий вид может включать блок-схему процесса управления и логико-информационную схему процесса управления.

 

Независимо от формы отображения практически всегда план исследования является конкретным продолжением намеченной ранее программы исследовательских работ. Однако, при выполнении исследований могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, нарушающие технологию плановых работ, обуславливая необходимость корректировки. Поэтому в ряде случаев, особенно при проведении сложных исследовательских работ, следует разрабатывать соответствующие алгоритмы, предусматривающие возможность возвратных операций исследования. Такой подход требует составления гибких исследовательских планов, в которых указываются «диапазонные» сроки выполнения операций.

 

 

 

  1. План исследования и принципы, лежащие в его основе.

При планировании исследования СУ необходимо руководствоваться рядом принципов, например:

  • системность — планирование при соблюдении этого принципа должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов исследуемых объектов, подразделений и выполнение общего цикла управления при исследовании;
  • необходимое участие — при проведении исследований, в зависимости от объектов и масштабов проводимых исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным;
  • непрерывность — планировать работу так чтобы она осуществлялась постоянно и непрерывно, т.е. плановые работы должны следовать одна за другой;
  • гибкость — выполнение этого правила позволяет вносить изменения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий; во многом гибкость планирования может достигаться наличием различного вида ресурсов;
  • достаточная значительность — плановые работы должны соответствовать поставленным исследовательским целям и задачам;
  • необходимая трудоемкость — трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования;
  • реальность — плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми обеспеченными ресурсами;
  • конкретность — все плановые работы должны быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно;
  • адресность и ответственность — форма планов должна предусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий;
  • контролируемость — плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроля их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий.

 

Формы представления планов исследования могут быть различными. Наибольшее распространение получили планы следующих видов: матрично-столбцовые, планы-графики, сетевые графики, циклограммы и др.

 

В рамках документированных СУ функционирующих организаций все процессы планирования исследования целесообразно отразить в НМД, например в СТП:

 

«Программа проведения исследования элементов, подсистем и системы управления организации» (где должны быть установлены общие требования, структура, порядок формирования, правила оформления и реализации рабочих программ исследования);

 

«План мероприятий по исследованию элементов, подсистем и систем управления организации» (где должны быть установлены требования, структура, порядок разработки и выполнения планов мероприятий исследования).

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные цели и положения бизнес-планирования прикладных исследований СУ.

 

Проведение многих прикладных исследований СУ должно быть продиктовано необходимостью:

  • объективно определять потенциальные возможности предприятия с учетом целей его деятельности, стратегии и тактики их достижения, что должно реализовываться в перспективных и текущих планах;
  • выявить слабые и сильные стороны в управляемой и управляющей (СУ) подсистемах социальной экономической системы организации.

Общеизвестным инструментом рассматриваемого вида планирования на предприятии выступает так называемый бизнес-план. Применительно к прикладному исследованию СУ он представляет собой документ, предваряющий начало проведения исследования и определяющий его цели, обосновывающий на основе анализа все появляющиеся при этом проблемы, определяющий источники финансирования, пути и способы достижения поставленных целей.

 

Цель бизнес-плана — подтвердить с помощью конкретного анализа и расчетов, что идеи, связанные с прикладным исследованием, практически осуществимы.

Бизнес-план может составляться как для внутреннего, так и для внешнего пользования, но все-таки чаще всего его составляют для будущих вкладчиков, инвесторов, для заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах, т.е. для сторонних относительно предприятия пользователей.

 

К требованиям, которые должны максимально учитываться разработчиками такого документа следует в первую очередь отнести:

  • достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии);
  • своевременность (составление и соответственно использование по назначению в нужное время);
  • достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);
  • понятность и доступность для восприятия.

 

Наряду с указанными требованиями материалы бизнес-плана должны также обладать:

  • четкостью и логической последовательностью;
  • убедительностью аргументации; конкретностью и краткостью;
  • обоснованностью всех положений и их рекламной привлекательностью.

Обобщая примеры структур разделов бизнес-планов применительно к исследованиям прикладного характера на промышленном предприятии можно рекомендовать следующий наиболее типовой вариант его структуры.

 

Титульный лист.

 

Содержание (оглавление).

 

Перечень условных обозначений, символов и сокращений.

 

Введение.

 

Основные разделы.

    1. Цель, объект, предмет, задачи, методология и методика исследования СУ.
    2. Характеристика и потенциал предприятия.
    3. Описание вида предпринимательской деятельности.
    4. Описание продукции.
    5. Оценка рынков сбыта.
    6. Описание и оценка конкурентов.
    7. Прогноз сбыта продукции.
    8. Стратегия маркетинга.
    9. План маркетинга.
    10. План производства.
    11. План ресурсного обеспечения исследования СУ (информационного, ТСУ, персоналом).
    12. План функционально-организационного обеспечения исследования СУ (функционального, управленческо-технологического, методического, организационно-структурного).
    13. Процедуры принятия решений.
    14. Анализ прибыльности исследования СУ.
    15. Финансовая стратегия и требования к инвестициям.
    16. Финансовый план.

 

Приложения.

 

  1. Структура, содержание и основные разделы бизнес-плана прикладных исследований СУ.

1. Содержание каждого  из разделов бизнес-плана, как  и их состав, во многом зависит  от целей, намеченных при составлении  этого раздела.

 

2. Характеристика и потенциал  предприятия. Этот раздел должен  включать сведения об истории, традициях, организационно-правовой  форме, накопленном опыте предпринимательской  деятельности, основных производственно-хозяйственных  параметрах, наличии задолженности  и существующем положении дел  на предприятии. Здесь же следует  отразить также состояние основных  производственных фондов, их возрастной  состав и изношенность. Главное  же, что должно быть отражено  в данном разделе, — это имеющийся  собственный потенциал и возможности  предприятия для достижения целей  планируемого вида бизнеса.

 

3. Описание вида предпринимательской  деятельности. В данном разделе  необходимо дать ответы, в основном, на следующие вопросы;

  • на каком конкретном виде предпринимательской деятельности предприятие осуществляет или предполагает делать бизнес?
  • какими способами будут достигаться поставленные цели?
  • почему предприятие убеждено в прибыльности и успехе избранного предпринимательского дела?
  • какое время требуется для окупаемости вложенных средств и каков период (срок жизни) нового вида предпринимательской деятельности?
  • кто является субподрядчиками?
  • каковы оценки экспертов в отношении предполагаемого вида предпринимательской деятельности?

4.Описание продукции. Данный раздел включается в бизнес-план в том случае, если новое предпринимательское дело предполагает создание на предприятии принципиально иной продукции, не свойственной ранее выпускаемой или модернизированной. Соответственно здесь нужно дать относительно популярное изложение назначения новой для предприятия продукции, ее сервиса и услуг.

Наряду с этим в данном разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какова цена продукции?
  • каков дизайн, в чем простота эксплуатации и оригинальность продукции и ее функциональных свойств?
  • Каково состояние дел в рассматриваемой области (идеи, модели, существующие промышленные образцы)?
  • Какова безопасность и экологичность продукции?
  • чем отличается продукция предприятия от продукции конкурентов?
  • Что в продукции, сервисе и услугах привлечет потребителей?
  • Какими возможностям располагало предприятие по обязательной сертификации по безопасности и экологичности продукции отечественными и зарубежными сертификационными органами?
  • В какой степени защищена конструкция продукции патентами, авторскими свидетельствами, товарными знаками, лицензиями?
  • Каковы технический уровень, качество и конкурентоспособность продукции, ее сервис и услуги в целом?
  • Каковы основные технико-экономические показатели производства продукции, сервиса и услуг?
  • В каком состоянии находится организация производства, какова ее адаптировать к новой продукции, сервису и услугам?

5.Оценка рынков сбыта. Рассматриваемый раздел бизнес-плана, как и последующие разделы — «Описание и оценка конкурентов», «Прогноз сбыта продукции», «Стратегия маркетинга» и «План маркетинга», — во многом несут общую целевую нагрузку и имеют одну и ту же направленность. В итоге материалы этих разделов должны определять стратегию маркетинга и план маркетинга на предприятии.

В рамках раздела «Оценка рынков сбыта» в первую очередь следует изучить рынки сбыта своей продукции, что позволит определить свои целевые рынки. Для этого необходимо знать ответы на следующие вопросы:

  • Каким должен быть для предприятия рынок сбыта ?
  • Какие рынки сбыта имеются для сбыта продукции предприятия в настоящее время?
  • Какая продукция в настоящее время пользуется спросом на этих рынках?
  • Какие рынки использует предприятие для сбыта своей продукции и какова «емкость» этих рынков?
  • Какая продукция предприятия пользуется наибольшим спросом на этих рынках?
  • Почему потребители больше всего приобретают именно эту продукцию предприятия и кто именно эти потребители (для потребителей-частных лиц следует дать сведения об их возрасте, половом и демографическом составе, роде занятий, образовании, уровне доходов и т.п., а для предприятий-потребителей — о сфере их деятельности, месторасположении, объеме закупок, структуре и т.д.)?
  • Что требуется для привлечения большего числа потребителей на том или ином рынке?
  • Как лучше распределять продукцию на рынках сбыта (через посредников, прямую продажу, бартер, экспортные поставки или другим способом)?
  • Каковы основные факторы, влияющие на спрос продукции на рынках сбыта?
  • Каков потенциал каждого рынка в перспективе?
  • Какие, в конечном итоге, для продукции предприятия рынки являются целевыми с точки зрения прибыльности и перспективности?

Информация о работе Планирование процесса исследования систем управления