Планирование производства и реализация продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:28, лекция

Описание работы

Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая.Организация производства.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять  на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно  связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовом плане производства каждого  предприятия содержится  взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

План  производства и реализации продукции  является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.

Рыночные  отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов  производственной, хозяйственной и  иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает:

1) свободное обеспечение производственно  – технического и социального  – экономического развития предприятия  за счет собственных финансовых  ресурсов;

2) высокую материальную заинтересованность  персонала предприятия в достижении  необходимых конечных результатов  трудовой, производственной и финансовой  деятельности;

3) полную ответственность высшего  руководства и специалистов предприятия  за общие результаты рыночной деятельности и выполнение всех договорных обязательств;

4) получение планируемых доходов  или прибыли, необходимой финансовой  основы выполнения годовой производственной  программы предприятия, дальнейшего  развития его потенциала;

5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.

В планах производства устанавливаются  основные источники и размеры  финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.

По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых  предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

В годовых планах производства и  реализации продукции решают следующие  основные задачи: 

- определение основных плановых  заданий каждому подразделению  предприятия; 

- выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах; 

- взаимодействие основных показателей  долгосрочных и текущих планов  производства; 

- распределение производства ресурсов  между подразделениями предприятия.

4.1. Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции

План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном выражении, производство продукции в стоимостном  выражении, объема реализации продукции, показателей качества выпускаемых  изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов.        

 Объем производства предприятия  в стоимостном выражении характеризуется  показателями: товарной, реализуемой,  валовой и нормативно – чистой продукции.        

 Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:         

 а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;        

  б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);        

  в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.        

  г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции  не включается.        

  Объем товарной продукции планируют  в стоимостном выражении по  действующим оптовым ценам и  нормативу чистой продукции по  каждой номенклатурной позиции  и определяют по формулам:        

  Для каждого вида изделия или  услуг

,                                                                  (4.1)        

 а по всему объему товарной  продукции

 , руб/год,                                  (4.2)

где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;      

   - объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;     

   - оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;       

n – номенклатура изготавливаемых  изделий и полуфабрикатов для  реализации на сторону;      

   - стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;      

   - затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.        

 Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам.        

  В плане объем реализованной  продукции определяется как стоимость  предназначенных к поставке и  подлежащих оплате в плановом  периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям.        

  При расчете объема реализуемой  продукции  учитывают изменение остатков готовой продукции на складе и стадии реализации на начало  и конец  планируемого периода по формуле

.                                                (4.3)        

 Объем реализуемой продукции  определяется по действующим  оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции.        

  Состав и объем товарной и  реализуемой продукции на один  и тот же период разделяется,  так как последняя не учитывает  складских остатков или продукцию,  находящуюся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировки и расчетах).

Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная  в изготовлении продукция, находящаяся  на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке.

В состав незавершенной продукции входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.

Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное  производство до тех пор, пока они  не запущены в обработку на данном предприятии.

Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.

На  предприятии с устойчивой номенклатурой  и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.

В условиях массового и крупносерийного  производства изделий с длительными  циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода  зависит от среднедневного выпуска продукции  планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.

 

В стоимостной форме планируемая  величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле

,                                         (4.4)

где  – себестоимость изделия;    

     – коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;     

   – коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Этот  коэффициент определяется отношением себестоимости изделия в незавершенном  производстве  к себестоимости готового изделия  по формуле

.                                                            (4.5)

Если условно принять, что все материалы для изготовления изделия запускаются в производство в первый день цикла, а все последующие затраты расходуются равномерно (рис. 4.1), то коэффициент нарастания затрат будет определяться по формуле

,                                                      (4.6)

где  - коэффициент затрат на материалы в себестоимости изделия.

Этот  средний коэффициент нарастания затрат рассчитан укрупненно.

Рис. 4.1. График нарастания затрат в  незавершенном производстве

Здесь все материалы   и комплектующие изделия  поступают в производство при запуске.

Деятельный  метод расчета среднего коэффициента нарастания затрат (4.7) заключается в том, что по каждому виду затрат в незавершенном производстве – основной материал, полуфабрикаты, комплектующие изделия, заработная плата и прочие затраты – определяется средневзвешенным пребыванием их в общем цикле изготовления изделия. Здесь материалы поступают в производство при запуске, а комплектующие изделия в процессе узловой и общей сборки (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Детальный график нарастания затрат в незавершенном производстве

,      (4.7)

где  - затраты на материалы, поступающие в производство в начале цикла;     

           - средний уровень затрат на данной стадии цикла;     

     – время пребывания затрат данной стадии в цикле.

Когда возникает необходимость рассчитать объем незавершенного производства для каждого вида продукции по трудоемкости, то это определяется по формуле

,                                                 (4.8)

где - трудоемкость;     

  - средний коэффициент готовности изделий в заделе.

Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.

Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.

,                                         (4.9)

где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;     

   - остаток незавершенного производства на начало планового периода.

При укрупненных расчетах объем валовой  продукции может быть определен  через показатели валового и внутризаводского оборота.

Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода.

В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная  основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства.

Внутризаводской оборот представляет собой суммарный  объем продукции, обращающийся между  цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой  потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией.

В него входят: стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой  продукции, для ремонта оборудования, транспорта, изготовленная оснастка стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги заводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.

С помощью расчетов валового и внутризаводского устанавливают соответствие возможностей заготовительных и вспомогательных  цехов и обеспечивают производство необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами.

Информация о работе Планирование производства и реализация продукции