Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:28, лекция
Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;
- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.
Рыночные отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственной, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает:
1) свободное обеспечение
2) высокую материальную
3) полную ответственность
4) получение планируемых доходов
или прибыли, необходимой
5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.
В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.
По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.
В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:
- определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;
- выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;
- взаимодействие основных
- распределение производства
4.1. Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции
План производства и реализации
продукции включает планирование производства
продукции в натуральном
Объем производства
Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:
а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;
б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);
в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.
г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.
Объем товарной продукции
Для каждого вида изделия или услуг
,
а по всему объему товарной продукции
, руб/год, (4.2)
где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;
- объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;
- оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;
n – номенклатура
- стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;
- затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.
Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам.
В плане объем реализованной
продукции определяется как
При расчете объема
.
Объем реализуемой продукции определяется по действующим оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции.
Состав и объем товарной и
реализуемой продукции на один
и тот же период разделяется,
так как последняя не
Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке.
В состав незавершенной продукции входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.
Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное производство до тех пор, пока они не запущены в обработку на данном предприятии.
Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.
На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.
В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода зависит от среднедневного выпуска продукции планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.
В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле
,
где – себестоимость изделия;
– коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;
– коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.
Этот
коэффициент определяется отношением
себестоимости изделия в
.
Если условно принять, что все материалы для изготовления изделия запускаются в производство в первый день цикла, а все последующие затраты расходуются равномерно (рис. 4.1), то коэффициент нарастания затрат будет определяться по формуле
,
где - коэффициент затрат на материалы в себестоимости изделия.
Этот средний коэффициент нарастания затрат рассчитан укрупненно.
Рис. 4.1. График нарастания затрат в незавершенном производстве
Здесь все материалы и комплектующие изделия поступают в производство при запуске.
Деятельный метод расчета среднего коэффициента нарастания затрат (4.7) заключается в том, что по каждому виду затрат в незавершенном производстве – основной материал, полуфабрикаты, комплектующие изделия, заработная плата и прочие затраты – определяется средневзвешенным пребыванием их в общем цикле изготовления изделия. Здесь материалы поступают в производство при запуске, а комплектующие изделия в процессе узловой и общей сборки (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Детальный график нарастания затрат в незавершенном производстве
, (4.7)
где - затраты на материалы, поступающие в производство в начале цикла;
- средний уровень затрат на данной стадии цикла;
– время пребывания затрат данной стадии в цикле.
Когда
возникает необходимость
,
где - трудоемкость;
- средний коэффициент готовности изделий в заделе.
Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.
Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.
,
где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;
- остаток незавершенного производства на начало планового периода.
При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.
Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода.
В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства.
Внутризаводской оборот представляет собой суммарный объем продукции, обращающийся между цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией.
В
него входят: стоимость полуфабрикатов
своего производства, используемых на
предприятии для выпуска
С
помощью расчетов валового и внутризаводского
устанавливают соответствие возможностей
заготовительных и
Информация о работе Планирование производства и реализация продукции