Планирование себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести анализ деятельности ОАО «АОМЗ» и разработать плановую себестоимость продукции.
Задачи:
– определение сущности себестоимости продукции;
– анализ деятельности предприятия;
_ разработка плановой калькуляции себестоимости продукции .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы планирования себестоимости продукции предприятия.5
1.1 Сравнительная характеристика методик планирования себестоимости продукции .....................................................................................................................5
1.2 Информационное обеспечение планирования себестоимости продукции ....16
1.3. Нормативно-правовое регулирование планирования затрат и себестоимости продукции…………………………………………………………………………….20
2. Анализ планирования себестоимости продукции на предприятии ………..23
2.1 Организационно-экономическая характеристика на предприятии ………..23
2.2 Анализ действующей системы планирования ……………………………26
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции на предприятии ………..28
3. Разработка плановой калькуляции себестоимости продукции...........................32
3.1 Информационная база планирования себестоимости продукции….……...…32
3.2 Формирование статей плановой калькуляции себестоимости продукции …34
3.3. Пример составления плановой калькуляции себестоимости продукции…...36
Заключение …………………………………………………………………….48
Список использованных источников …………………………………………50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовик по планированию.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)

Плановая калькуляция  представляет собой расчет плановой себестоимости  единицы продукции (изделия), составленный по статьям расходов. Перечень статей расходов устанавливается настоящими положениями и издаваемыми на их основе отраслевыми инструкциями. Этот перечень закрепляется в калькуляционном листе, форма которого приводится в отраслевых инструкциях.

Одним из главных  показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости одной единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Калькуляция бывает: плановой, сметной, нормативной и отчетной (фактической). Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляется различными методами. Под методом калькуляции подразумевают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершеннго производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции. В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

На промышленных предприятиях обычно применяют нормативный, показной, попередельный, попроцессный (простой) методы планирования, учета  и калькуляции себестоимости  продукции.

Рассмотрим  более подробно сравнительную характеристику вышеперечисленных методов планирования себестоимости продукции.

1. Нормативный  метод – норматив устанавливается  из заранее определяемых затрат  рабочего времени, материалов  и машинного времени, которые  потребляются в производстве  одной единицы продукции.

Сущность его  заключается в следующем: отдельные  виды затрат на производство учитывают  по текущим нормам, предусмотренным  нормативными калькуляциями; обособлено ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению.

На предприятиях, отличающихся относительной  стабильностью технологических  процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость  мало отличается от нормативной. На этих предприятиях вместо нормативных калькуляций  можно использовать плановые.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным  расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.

2. Попроцессный метод – чаще  всего применяется в добывающих  отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной) и энергетике. Охарактеризовать его можно так: он применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса и отсутствием в большинстве случаев незавершенного производства.

Сущность попроцессного метода состоит в том, что прямые и  косвенные затраты учитывают  по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю  себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц (в целом по итогу и каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. На первом этапе осуществляется документирование и учет затрат по элементам, затем затраты распределяются по процессам. Дальше, определяют общую величину затрат на месяц, далее распределяют затраты в зависимости от характера производства видов продукции. На завершающем этапе определяют себестоимость месячного выпуска по изделиям. Однако при применении попроцессного метода для контроля за себестоимостью продукции непременным условием является наличие норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нормативов использования средств производства, организации учета отклонений фактических расходов от этих норм и нормативов.

3. Попередельный метод  – используется в отраслях  промышленности с серийным и  поточным производством, когда  одинаковые изделия проходят  в определенной последовательности  через все этапы производства. Объектом калькулирования становится  продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете  не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. Передел – часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт. Особенностями попередельного метода учета, отличающимися его от позаказного метода являются:

а) обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным  заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;

б) списание затрат за календарный  период, а не за время изготовления заказа;

в) организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное  производство» для каждого передела;

г) простота и дешевизна: нет карточек учета заказов, отсутствует  необходимость распределять косвенные  расходы между отдельными заказами.

4. Позаказный метод - используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Сферой применения позаказного метода также являются и мелкосерийные промышленные предприятия, предприятия с физико-химическими процессами. Область применения позаказного метода не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве, научно- исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения (например, калькулируется себестоимость операции каждого больного), сфере услуг.

Сущность данного метода заключается в следующем: все  прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитывается в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов с соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных изделий. Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат. Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм.

5. Метод учета фактических  затрат и калькулирование фактической  себестоимости -  метод последовательного  накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Этот метод, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Учет фактических затрат на производство строится на таких принципах, как полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета; учетная регистрация их в момент возникновения в процессе производства; локализация затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат; отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования; сравнение фактических показателей с плановыми.

Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую (или «историческую») себестоимость. Недостатки метода: исключение возможности оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Все это предопределяет ограниченность использования данного варианта учета для принятия управленческих решений, осуществления оперативного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля.

1.2 Информационное обеспечение планирования себестоимости продукции

Сегодня проблема создания адекватной системы планирования на предприятии одна из самых актуальных особенно если учесть то, что на многих молодых предприятиях систему планирования необходимо создавать заново.

Не менее  остро выступает и проблема стабильности в планировании. Стабильность планов — это та характеристика, которая  позволяет достаточно объективно оценить  эффективность всей системы управления на предприятии. Переход к рыночным условиям хозяйствования существенно сместил акценты в организации плановой работы на самом предприятии.

Во-первых, предприятия, получив самостоятельность, оказались  в методическом вакууме, без тех  разработок и помощи, которые обеспечивались им вышестоящими органами управления в отрасли при директивном планировании;

во-вторых, за период после начала перестройки в составе  плановых отделов сменилось поколение  специалистов, и на смену тем, кто  знал, как планировать, но мог работать только в условиях командной экономики, пришли те, кто может работать в условиях рынка, но часто не владеет навыками осуществления плановой работы в этих условиях;

в-третьих, задачи планирования на тех предприятиях, которые не имеют полной загрузки производственных мощностей, сместились от выполнения плановых заданий к борьбе за выживание, и им уже не до того, чтобы беспокоиться о стабильности планирования. Для многих же из тех предприятий, которые сумели устоять, основная задача сейчас — удержаться в своей рыночной нише, даже если издержки чрезвычайно высоки;

в-четвертых, определенному  числу предприятий стало выгодно  перейти в разряд убыточных, и  они, чтобы не платить налоги, всеми  силами увеличивают затраты, не стремясь обосновывать снижение себестоимости, искать резервы и т.д.;

в-пятых, на многих предприятиях сложилась практика работы без стратегических планов. Это привело к тому, что и перспективные и текущие планы во многом перестали быть эффективным инструментом реализации стратегии развития, формируя ситуацию недооценки стабильности параметров в перспективных и годовых планах;

в-шестых, многие менеджеры связывают неудачи  в работе предприятия со всем чем  угодно, но только не с качеством  планирования4.

Стабильность  в выполнении плана по себестоимости  означает повышение конкурентоспособности предприятия, поскольку:

• менеджмент предприятия имеет преимущество в стабильности информации об использовании ресурсов и потребности в них;

• реализация продукции осуществляется в соответствии с планируемыми изменениями цен, обеспечивающими плановую рентабельность;

• это отказ от поиска не предусмотренных планом дополнительных источников пополнения оборотных средств, возможность получения запланированной прибыли и, соответственно, собственных финансовых ресурсов для развития;

• это устойчивая информационная база, позволяющая иметь ориентиры для принятия обоснованных и своевременных решений проблем будущего развития и т.п5.

Поэтому обеспечение  стабильности в планировании себестоимости  важно не только для подразделений  плановой службы, но и для всего  менеджмента предприятия, а также для конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов как основы для организации ритмичной работы всей системы управления.

Основа стабильности плана закладывается при соблюдении всех правил его разработки и в  первую очередь зависит от качества анализа выполнения плана за предшествующий период. Эта истина грамотной экономической работы никем не оспаривается; но есть различие между пониманием важности этого этапа в планировании и навыками выполнения анализа. И эта проблема для работников экономических служб имеет несколько аспектов:

во-первых, анализ — работа трудоемкая, и при высокой  загрузке «текучкой», если на предприятии  нет отдельного подразделения по анализу, никому не хочется нагружать  себя многочисленными расчетами в условиях, когда исходные данные необходимо собирать по многим отделам (например, бухгалтерия их может дать в готовом виде только после окончания месяца, квартала или через три месяца после окончания года);

во-вторых, результаты анализа не всегда воспринимаются менеджментом как руководство к действию, что приводит к общей недооценке этого этапа планирования;

в-третьих, часто  из-за отсутствия опыта комплексный  анализ заменяется только сравнением плановых и отчетных показателей, что  не позволяет выявить факторы, повлиявшие на отклонение факта от плана, и оценить стоимостную величину их влияния, в результате чего действие этих факторов может сохраняться и в очередном плановом периоде;

Информация о работе Планирование себестоимости