Планирование снабжения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий стала коммерция, составными элементами которой являются сбыт (продажа) изготовленной продукции и материально-техническое обеспечение. Сбыт – это процесс реализации произведённой продукции в целях превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль. Предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму.

Содержание работы

I. Введение.
II. Планирование снабжения на предприятии.
1. Сущность планирования обеспечения производства
материальными ресурсами в условиях рынка.
2. Изучение рынка сырья и материалов.
3. Определение потребности предприятия в материальных
ресурсах.
4. Разработка плана закупок материальных ресурсов.
5. Стоимостной анализ заготовительной сферы.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

КР_снабжение.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

   План:

 

  1. Введение.

 

  1. Планирование снабжения на предприятии.

 

  1. Сущность планирования обеспечения производства  

     материальными  ресурсами в условиях рынка.

  1. Изучение рынка сырья и материалов.
  2. Определение потребности предприятия в материальных  

 ресурсах.

  1. Разработка плана закупок материальных ресурсов.
  2. Стоимостной анализ заготовительной сферы.

 

III.      Заключение.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение.

 

   На современном этапе  в условиях формирования в  России рыночных отношений неотъемлемой  частью деятельности промышленных предприятий стала коммерция, составными элементами которой являются сбыт (продажа) изготовленной продукции и материально-техническое обеспечение. Сбыт – это процесс реализации произведённой продукции в целях превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль. Предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму.

   Сбыт готовой  продукции – только один аспект  коммерческой деятельности промышленного предприятия. Другим аспектом является материально-техническое обеспечение, которое в условиях рынка представляет собой закупку материально-технических ресурсов. Правомерность его отнесения к коммерческой деятельности обусловлена и тем, что сбыт продукции и материально-техническое обеспечение – две фазы товарного обращения. В последние годы при переходе к рыночным отношениям содержание материального обеспечения предприятий существенно изменилось: вместо так называемой «реализации выделенных фондов», являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.

   Закупка материальных  ресурсов, так же как и сбыт  готовой продукции. Должна базироваться  на маркетинговых исследованиях.  При закупках материальных ресурсов  предприятие должно изучать рынок  сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

   Коммерческая  деятельность при закупке материальных  ресурсов на предприятии складывается  из следующих этапов:

  • исследование рынка сырья и материалов и организации хозяйственных связей с поставщиками;
  • составление плана закупок;
  • организация закупок материальных ресурсов;
  • ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
  • стоимостной анализ заготовительной сферы.

   Под стоимостным анализом подразумевается метод системного исследования функций каждого материала, который направлен на минимизацию затрат на всех стадиях производства продукции при высоком ее качестве.

 

   Сущность планирования обеспечения производства материальными ресурсами в условиях рынка.

 

   Ранее планирование  материально-технических ресурсов  на промышленных предприятиях  России осуществлялось централизованно.  Сущность планирования материального  обеспечения предприятий проявлялась  в определении плановой потребности в необходимых для выполнения производственной программы и других работ материальных ресурсах, а также получении от вышестоящих органов фондов (лимитов) на сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, полуфабрикаты.

   Разработка плана  снабжения промышленного предприятия завершалась составлением баланса материально-технического обеспечения, в котором материальные потребности сравнивались с источниками их удовлетворения.

   В условиях  рыночных отношений, особенно  в развитых странах, широко  применяется внутрифирменное планирование. Причем многие предприятия разрабатываются не только текущие, но и долгосрочные планы.

   Долгосрочный  план промышленного предприятия  выражает его общую стратегию.  Это по существу изложение  концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются приоритеты. Долгосрочный план разрабатывается на уровне высшего руководства. Цели планирования определяются теми коммерческими структурами, которые держат в руках ключевые ресурсы.

   Процесс долгосрочного  планирования промышленного предприятия в условиях рынка включает три стадии. На первой формулируются цели предприятия, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли , конкурентах. На второй стадии исходя из целей предприятия на перспективу определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, доля предприятия на рынке. Затем прогнозируются важнейшие показатели при условии сохранения действующей политики предприятия на рынке и сравниваются с уровнем притязаний. Выявляется разница между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие.

   На третьей  стадии разрабатывается новая  стратегия для устранения разницы  между прогнозными значениями  показателей и теми, на которое  претендует предприятие.

   Наряду с долгосрочным планированием предприятия составляют и текущие функциональные планы (прибыли, развития производственных мощностей, сбыта, материально-технического обеспечения и др.)

   В настоящее  время на предприятиях России  практически отсутствует долгосрочное планирование. В наших условиях целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое включает:

  • исследование рынка сырья и материалов;
  • определение потребности предприятия в материальных ресурсах;
  • составление плана закупок материальных ресурсов;
  • стоимостной анализ заготовительной сферы.

 

   Планирование  материального обеспечения предприятия  является основанием для принятия  решения о закупке материальных  ресурсов. Главной целью текущего  материального планирования промышленного  предприятия является обеспечение гарантии поставок при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий – важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.

 

   Изучение рынка сырья и материалов.

 

   Изучение рынка сырья и материалов – один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

   Целью исследования  рынка сырья и материалов является  достижение обозримости этого  рынка. Развитие новых отраслей  экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами – все это делает рынок развитых стран менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения промышленного предприятия является полная информация о рынке.

   Изучение рынка  предполагает:

  • выработку четкой «стратегии снабжения»;
  • систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материальных ресурсов, о новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;
  • хранение информации.

   При выработке  «стратегии снабжения» решается  основной вопрос: будет ли предприятие  само производить материалы, детали и ли полуфабрикаты либо закупать из на стороне. При решении этого вопроса определяющими моментами являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен. Производственные возможности самого предприятия. Выработка «стратегии снабжения» осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа. В ряде случаев, даже когда предприятие имеет все необходимые производственные возможности для изготовления у себя тех или иных материалов или деталей, вопрос о производстве в каждом конкретном случае тщательно и всесторонне анализируется. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по сравнительно низким ценам.

   Вырабатывая «стратегию  снабжения», целесообразно сравнить  стоимость собственного производства  с ценой поставщика и полученные  результаты представить в виде  следующей таблицы:

 

  №

 п/п

 

Продукция

 

Поставщик

 

Цена

Стоимость собственного

производства

  1

  2

  3

  4

и т.д.

…………..

…………..

…………..

…………..

…………..

     

   

   Изучать рынок  сырья и материалов можно с  помощью прямых и косвенных  методов.

   Получение информации  напрямую называют первичным исследованием рынка. Его базой служат следующие четыре источника:

  • контакты с поставщиками;
  • контакты с посредниками;
  • посещение ярмарок и выставок, что дает богатую информацию о технических разработках, ценах, качестве товаров и возможность использовать при этом каталоги ярмарок и выставок;
  • поездки на предприятия-поставщики и их осмотр, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполнять заказы, о его технических возможностях в части предоставления услуг.

 

   Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) в отличие от первичного (прямого) предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:

  • обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;
  • журналы, газеты, радио, телевидение;
  • фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, а также поставщиками. Они содержат информации о новых разработках и технологиях;
  • предложения о продажах, содержащихся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, проспектах;
  • отраслевые адресные книги, технические справочники.

 

   При изучении  рынка сырья и материалов на  предприятии обязательно наличие  архива, структурно ориентированного  по видам материалов и поставщикам.  Наряду с этим весьма полезна  карточная система, в которой отражались бы поставщики, номенклатура и цены.

   Исследование  рынка  и материалов позволяет  ответить на следующие вопросы:

 

  • Кто и что поставляет на внутреннем и внешнем рынках?
  • Каковы возможные поставщики?
  • Насколько велика конкуренция среди покупателей?
  • Кто из покупателей приобретает этот же материал дешевле?
  • Имеются ли возможности для замены материалов?
  • Каковы пути приобретения материалов?
  • Каковы возможные виды транспорта?
  • Появляются ли новые технологии?

 

   При изучении  рынка сырья и материалов прорабатываются возможности закупок по импорту. При этом следует учитывать. Что только крупные фирмы в состоянии защитить свои интересы за рубежом, не подключая посредника. И только они могут содержать собственные представительства в других странах. Договорные соглашения с зарубежными изготовителями предполагают знание действующих в других странах таможенных ограничений и правил международной торговли. Кроме того, нужно учитывать, что перевозка материальных ресурсов, закупленных  у зарубежных фирм, сопряжена с повышенным риском и большими затратами. Поэтому наибольшую целесообразность представляет закупка за рубежом лишь тех видов сырья и материалов, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет значительно сократить затраты.

Информация о работе Планирование снабжения на предприятии