Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:33, доклад
При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано прежде всего с тем, что в область его измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которые определяются по-разному. Наибольшие же трудности при определении издержек производства вызывает подсчет амортизационных отчислений. Дело в том, что первоначальная стоимость зданий, сооружений и оборудования за продолжительный срок службы сильно меняется, и не только в сторону уменьшения.
§1. Показатели оценки результатов текущей производственной, коммерческой и финансовой видов деятельности…………………………………………………………3-8
Показатели оценки результатов текущей производственной деятельности………………………………………………………..3-5
Показатели оценки результатов коммерческой деятельности………………………………………………………..6-7
Показатели оценки результатов финансовой деятельности..8
§2. Показатели оценки работы предприятия…………….……...9-20
Кафедра предпринимательства и управления.
Доклад по экономике организации
на тему: «Показатели эффективности работы предприятия».
Москва 2007.
Содержание:
§1. Показатели оценки результатов
текущей производственной, коммерческой и финансовой видов деятельности………………………………………………
Показатели оценки
Показатели оценки
результатов коммерческой
§2. Показатели оценки работы предприятия…………….……...9-20
§1. Показатели
оценки результатов текущей
Показатели оценки результатов текущей производственной деятельности.
Для характеристики и оценки результативности текущей производственной деятельности применяется ряд показателей. Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда.
Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности и вычисляется
по формуле:
где QТ — объем товарной продукции, руб.,
Рп — цены предприятия одной единицы продукции, руб./шт., кг, N — количество единиц готовой продукции, шт. (т).
Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности. Снижение уровня издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получения большей прибыли.
При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано прежде всего с тем, что в область его измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которые определяются по-разному. Наибольшие же трудности при определении издержек производства вызывает подсчет амортизационных отчислений. Дело в том, что первоначальная стоимость зданий, сооружений и оборудования за продолжительный срок службы сильно меняется, и
не только в сторону уменьшения. Так, их стоимость со временем может даже возрасти из-за инфляции, которая оказывает противоречивое воздействие на процесс начисления амортизации. С одной стороны, она увеличивает фактическую стоимость основных фондов, особенно зданий и сооружений, даже после их списания, а с другой — при моральном старении основных фондов она вызывает рост затрат на их замещение новыми. Это требует увеличения амортизационных отчислений
для ускоренного восстановления уже списанных основных фондов.
В условиях рынка учет данных обстоятельств очень важен, так как
в противном случае может
снизиться
Важным показателем, эффективности работы производственных служб является качество выпускаемой продукции. Ведь рост качества продукции — одно из условий повышения цены изделия, что ведет
к увеличению дохода, и
повышению ее конкурентоспособности.
Показатели качества различны для видов
продукции разного
экономичность и т.п. В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как
в производстве изделия,
так и в процессе его эксплуатации.
Последнее поколение
Важнейшим показателем, характеризующим уровень результативности текущей производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное — способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.
В текущей производственной деятельности значительная роль принадлежит и большой группе технико-экономических показателей. Они характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Кроме того, важны и такие показатели, как уровень использования, степень механизации и автоматизации производства, прогрессивности технологии и организации труда, квалификации кадров. Сложность их использования состоит
в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.
Показатели оценки результатов коммерческой деятельности.
Основным показателем здесь является объем продаж, который определяется по формуле:
где Q — объем продаж, руб.,
Р — рыночная цена за единицу товара, руб./шт.
N —
количество единиц готовой
Проблема измерения данного показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому очень важно сделать правильный выбор периода, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного периода его рассчитывают, как правило, в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования — в текущих. Однако показатель применяется не только для оценки результативности. В оптовой и розничной торговле в соответствии с указанным показателем осуществляется стимулирование труда. Уровень организации работы коммерческих служб характеризуют также и другие важные показатели. Перечислим их.
1. Рентабельность продаж (Rпр), определяется по формуле:
где Мч — чистая прибыль, руб.,
Q — объем продаж, руб.
Рентабельность продаж характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции, а следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.
2. Коэффициент оборачиваемости активов (Коа), рассчитывается по формуле:
где Q — объем продаж, руб.,
Аср — средняя величина текущих активов.
Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого рубля от продажи продукции.
В оценке результативности коммерческой деятельности, как и производственной, используется также группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся: доля на рынке товаров продукции, производимой предприятием; объем товаров, продаваемых в кредит; процент возврата товаров; затрата на единицу реализованных товаров; количество каналов сбыта на объем продаж и т.д.
Показатели оценки результатов финансовой деятельности.
В отличие от производственной и коммерческой, финансовая деятельность непосредственно не связана с товарами, производимыми предприятием или с оказанием услуг. Но это не значит, что она второстепенна. Напротив, в условиях рыночных отношений отслеживание движения финансовых ресурсов, в особенности наличности, приобретает исключительно важное значение. В задачу финансовых служб входит выполнение всех видов движения средств в количестве и в сроки, которые обеспечивают непрерывность производства продукции и ее реализации. Они обосновывают выбор эффективных форм финансирования предприятия. Кроме того, финансовые службы выполняют и самостоятельную задачу — работают на рынке ценных бумаг. Следовательно, показатели оценки результативности финансовой деятельности входят в общую оценку работы всего предприятия, его финансового состояния.
§2. Показатели оценки работы предприятия.
Экономическое назначение
предприятия состоит в производ
в свою очередь, служит основой для формирования показателей, отражающих деятельность на предприятиях в условиях рыночных отношений.
Схема показывает, что комбинация средств труда (С), предметов труда (U) и труда (N) при соответствующем технико-организационном уровне (С·Ф; U·L; N·П) обусловливает определенный объем продукции (Q) и соответствующий уровень себестоимости ее производства и реализации (S). Доходность продукции и оборачиваемость капитала определяют рентабельность применяемого капитала и финансовое состояние предприятия. Но это, конечно, только общий подход к оценке его деятельности. Результативность работы зависит от многих обстоятельств, поэтому для ее оценки необходима система показателей, охватывающих все стороны деятельности предприятия. В теории и на практике выделяют четыре группы показателей: абсолютные, относительные, структурные и природные.
Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными.
В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловливает сущность товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставной фонд, задолженность и др.
Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя
в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными
за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.
Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам — характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.
Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменение уставного фонда
за год, прибыли за год и т.д.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли
при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта
в обороте и др.
В условиях рыночной системы хозяйствования с ее жестокой конкуренцией важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.
Для оценки результативности финансовой деятельности также используется система показателей, причем, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой — успешного их применения. В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала (структура вложений, доля самофинансирования), ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения:
* собственных и заемных средств;
* привлеченных средств к общей сумме;
* собственных средств к общей сумме (коэффициент маневренности);
* суммы начисленного
износа к первоначальной
* неиспользованной части амортизационного фонда
к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;
* стоимости основных
средств и нематериальных
к стоимости общего имущества;
* стоимости основных
средств, нематериальных
Информация о работе Показатели эффективности работы предприятия