Показатели эффективности работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:33, доклад

Описание работы

При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано прежде всего с тем, что в область его измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которые определяются по-разному. Наибольшие же трудности при определении издержек производства вызывает подсчет амортизационных отчислений. Дело в том, что первоначальная стоимость зданий, сооружений и оборудования за продолжительный срок службы сильно меняется, и не только в сторону уменьшения.

Содержание работы

§1. Показатели оценки результатов текущей производственной, коммерческой и финансовой видов деятельности…………………………………………………………3-8
Показатели оценки результатов текущей производственной деятельности………………………………………………………..3-5
Показатели оценки результатов коммерческой деятельности………………………………………………………..6-7
Показатели оценки результатов финансовой деятельности..8
§2. Показатели оценки работы предприятия…………….……...9-20

Файлы: 1 файл

Показатели эффективности работы предприятия..doc

— 2.28 Мб (Скачать файл)

 

 

Кафедра предпринимательства  и управления.

 

 

 

Доклад по экономике  организации

 

 

 

на тему: «Показатели эффективности  работы предприятия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Москва 2007.

 

Содержание:

 

§1. Показатели оценки результатов  текущей производственной, коммерческой и финансовой видов деятельности…………………………………………………………3-8

 Показатели оценки результатов  текущей производственной деятельности………………………………………………………..3-5

 Показатели оценки  результатов коммерческой деятельности………………………………………………………..6-7

          Показатели оценки результатов финансовой деятельности..8

§2. Показатели оценки работы предприятия…………….……...9-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Показатели оценки результатов текущей производственной, коммерческой и финансовой видов  деятельности.

 

Показатели оценки результатов текущей производственной деятельности.

 

Для характеристики и оценки результативности текущей производственной деятельности применяется ряд показателей. Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда.

Объем товарной  продукции  характеризует масштабы  производственной деятельности, ее возможности и вычисляется

  по формуле:

                                         QТ = Рп × N,                                            (1)

          где QТ — объем товарной продукции, руб.,

Рп — цены предприятия одной единицы продукции, руб./шт., кг,                    N — количество единиц готовой продукции, шт. (т).

Уровень  издержек  производства  определяется  степенью  использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства  и труда, его технической  оснащенности.  Снижение   уровня  издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получения большей прибыли.

При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в  виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано прежде всего с тем, что в область  его измерения входят расходы  на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которые определяются по-разному. Наибольшие же трудности при определении издержек производства вызывает подсчет амортизационных отчислений. Дело в том, что первоначальная стоимость зданий, сооружений и оборудования за продолжительный срок службы сильно меняется, и

не только в сторону уменьшения. Так, их стоимость со временем может даже возрасти из-за инфляции, которая оказывает противоречивое воздействие на процесс начисления амортизации. С одной стороны, она увеличивает фактическую стоимость основных фондов, особенно зданий и сооружений, даже после их списания, а с другой — при моральном старении основных фондов она вызывает рост затрат на их замещение новыми. Это требует увеличения амортизационных отчислений

для ускоренного восстановления уже списанных основных фондов.

В условиях рынка учет данных обстоятельств очень важен, так как

в противном случае может  снизиться конкурентоспособность  предприятия.

Важным показателем, эффективности  работы производственных служб является качество выпускаемой продукции. Ведь рост качества продукции — одно из условий повышения цены изделия, что ведет

к увеличению дохода, и  повышению ее конкурентоспособности. Показатели качества различны для видов  продукции разного потребительного  назначения. Например, для продуктов питания главным является содержание в них полезных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п. Для тканей, трикотажа и нетканых материалов — прочность окраски и на разрыв, степень усадки, для швейных и трикотажных изделий — соответствие моде, для оценки качества товаров длительного пользования — надежность, соответствие требованиям технической эстетики, для продукции машиностроения — надежность,

экономичность и т.п. В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как

в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Последнее поколение телевизоров, например, отличается меньшим весом, небольшими габаритами, сниженным потреблением электроэнергии.

Важнейшим  показателем,   характеризующим  уровень  результативности текущей производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное — способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.

В текущей производственной деятельности значительная роль принадлежит и большой группе технико-экономических показателей. Они характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Кроме того, важны и такие показатели, как уровень использования, степень механизации и автоматизации производства, прогрессивности технологии и организации труда, квалификации кадров. Сложность их использования состоит

в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели  оценки результатов коммерческой деятельности.

 

Основным показателем  здесь является объем продаж, который определяется по формуле:

                                       Q = Р × N,                                                 (2)

где Q  — объем продаж, руб.,

       Р  — рыночная цена за единицу  товара, руб./шт.

       N —  количество единиц готовой продукции,  шт. (т).

Проблема измерения данного показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому очень важно сделать правильный выбор периода, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного периода его рассчитывают, как правило, в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования — в текущих. Однако показатель применяется не только для оценки результативности. В оптовой и розничной торговле в соответствии с указанным показателем осуществляется стимулирование труда. Уровень организации работы коммерческих служб характеризуют также и другие важные показатели. Перечислим их.

1.  Рентабельность продаж (Rпр), определяется по формуле:

                                          Rпр = 100,                                              (3)

где Мч — чистая прибыль, руб.,

       Q  — объем продаж, руб.

Рентабельность продаж характеризует  величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции, а  следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.

2.  Коэффициент оборачиваемости  активов (Коа), рассчитывается по формуле:

                                         Коа = ,                                                   (4)

где Q  — объем продаж, руб.,

      Аср — средняя величина текущих активов.

Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого рубля  от продажи продукции.

В оценке результативности коммерческой деятельности, как и производственной, используется также группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся: доля на рынке товаров продукции, производимой предприятием; объем товаров, продаваемых в кредит; процент возврата товаров; затрата на единицу реализованных товаров; количество каналов сбыта на объем продаж и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели оценки результатов  финансовой деятельности.

 

В отличие от производственной и  коммерческой, финансовая деятельность непосредственно не связана с товарами, производимыми предприятием или с оказанием услуг. Но это не значит, что она второстепенна. Напротив, в условиях рыночных отношений отслеживание движения финансовых ресурсов, в особенности наличности, приобретает исключительно важное значение. В задачу финансовых служб входит выполнение всех видов движения средств в количестве и в сроки, которые обеспечивают непрерывность производства продукции и ее реализации. Они обосновывают выбор эффективных форм финансирования предприятия. Кроме того, финансовые службы выполняют и самостоятельную задачу — работают на рынке ценных бумаг. Следовательно, показатели оценки результативности финансовой деятельности входят в общую оценку работы всего предприятия, его финансового состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Показатели оценки работы предприятия.

 

Экономическое назначение предприятия состоит в производстве материальных благ или оказании услуг, в которых нуждается рынок, а также в обеспечении занятости населения путем создания рабочих мест. Реализация указанных задач предполагает, что на каждом предприятии создаются соответствующие технико-организационные и финансово-экономические условия для производства и реализации продукции. А это,

в свою очередь, служит основой  для формирования показателей, отражающих деятельность на предприятиях в условиях рыночных отношений.

 

Схема показывает, что  комбинация средств труда (С), предметов  труда (U) и труда (N) при соответствующем технико-организационном уровне (С·Ф; U·L; N·П) обусловливает определенный объем продукции (Q) и соответствующий уровень себестоимости ее производства и реализации (S). Доходность продукции и оборачиваемость капитала определяют рентабельность применяемого капитала и финансовое состояние предприятия. Но это, конечно, только общий подход к оценке его деятельности. Результативность работы зависит от многих обстоятельств, поэтому для ее оценки необходима система показателей, охватывающих все стороны деятельности предприятия. В теории и на практике выделяют четыре группы показателей: абсолютные, относительные, структурные и природные.

Абсолютные  показатели бывают стоимостными и натуральными.

В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловливает сущность товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставной фонд, задолженность и др.

Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя

в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными

за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.

Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам — характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменение уставного фонда

за год, прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем  дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли

при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет  одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта

в обороте и др.

В условиях рыночной системы  хозяйствования с ее жестокой конкуренцией важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.

Для оценки результативности финансовой деятельности также используется система показателей, причем, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой — успешного их применения. В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала (структура вложений, доля самофинансирования), ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения:

*  собственных и  заемных средств;

*  привлеченных средств к общей сумме;

*  собственных средств  к общей сумме (коэффициент  маневренности);

*  суммы  начисленного  износа к первоначальной стоимости   основных средств и нематериальных  активов (коэффициент высвобождения  авансированных средств);

*  неиспользованной части амортизационного фонда

к первоначальной стоимости  основных средств и нематериальных активов;

*  стоимости основных  средств и нематериальных активов 

  к стоимости общего  имущества;

*  стоимости основных  средств, нематериальных активов  и материальных оборотных средств к стоимости всего имущества.

Информация о работе Показатели эффективности работы предприятия