Политика обеспечения полной занятости в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение проблемы безработицы и определение путей ее преодоления в России.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1) раскрыть понятия безработицы;
2) выявить причины возникновения безработицы;
3) рассмотреть различные методы борьбы с безработицей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие безработицы и её основные причины………..……………………..4
Классификация безработицы………………………………..………………...7
Основные методы борьбы с безработицей……………………..…………...11
Политика обеспечения полной занятости в РФ……………………..……...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Файлы: 1 файл

по ЭМХ.docx

— 53.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Оптимальная безработица определяется специалистами как безработица, уровень которой ниже естественной, нормальной безработицы. Но, даже при достижении оптимального уровня безработицы благосостояние населения на максимально возможном уровне не обеспечивается, поскольку существует тесная взаимосвязь заработной платы и цены на потребительские товары от размеров безработицы — чем меньше безработица, тем больше общая сумма денежных доходов населения, тем выше его платежеспособный спрос на потребительском рынке. И по законам рынка цены на потребительские товары растут еще быстрее, обесценивая денежные доходы населения, т.е. имеет место инфляция.

 

3. Основные методы борьбы с безработицей

 

Борьба с безработицей – это комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

Различают активную и пассивную политику занятости.

Не все из мер активной политики считаются эффективными и  могут подвергаться критике, так  как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного  влияния на рынок труда, вот некоторые  из них:

1. Создание новых рабочих  мест. Этот метод считается основным  методом борьбы с безработицей  и предполагает создание условий  для массового строительства,  развития большого и малого  предпринимательства, создание новых  рабочих мест государством и  тому подобное. Вот некоторые  способы создать рабочие места:

  • Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система. Чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.
  • Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных операций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора.
  • Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования. Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы. Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты. В частности, во Франции закон 1981 года о 39-часовой рабочей неделе дал 40 000 рабочих мест вместо ожидаемых 430 000.

2. Помощь молодым специалистам  в интеграции на рынок труда.  На рынке труда молодёжь часто  оказывается в невыгодном положении  по сравнению с более опытными  старшими работниками. Особенно  остро эта проблема стоит в  государствах, в которых рынок  труда строго контролируется.

3. Улучшение обеспечения  рынка труда информацией о  существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет  этой информацией, он не сможет  устроиться на работу. Для решения  этой проблемы создаются биржи  труда, центры занятости и другие  подобные частные или государственные  организации. Не менее важны  систематические исследования рынка  труда. Они должны проводиться  по нескольким направлениям:

  • исследование структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов;
  • исследования проблем регистрируемой безработицы;
  • исследования по проблеме взаимодействия с работодателями;
  • исследования по проблемам занятости отдельных категорий населения;
  • исследования по проблемам организации работы службы занятости и ее отдельных направлений.

Кроме того, проводятся различные  ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.

4. Устранение препятствий  мобильности рабочей силы. Важна  как географическая мобильность,  то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

Существует тенденция  миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и  там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать  усилия по борьбе с безработицей в  тех районах, где она выше.

Существует особый вид  мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения  такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации.

Отсутствие активной государственной  политики на рынке труда в сочетании  с сокращающейся мобильностью населения  может привести к социальным конфликтам.

5. Монетарные, или фискальные  меры, направленные на повышение  спроса и регулирование цен  путём борьбы с инфляцией. Такая  политика, позволяя уменьшить инфляцию  и улучшить сальдо торгового  баланса, мало влияет на уровень  безработицы. Сторонники монетарной  теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты с этим согласны.

6. Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

    • уменьшение влияния профсоюзов;
    • сокращение разного рода компенсаций;
    • отмена минимума заработной платы;
    • смягчение правил найма и увольнения работников.

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности, содействовать развитию социальной сферы. Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.

7. Выплата государственных  субсидий предприятиям. В данном  случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями  или премиями) используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие  столкнулось с экономическими трудностями.

Освобождение предприятий  от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

Полная или частичная  выплата государством зарплат и  пособий работникам, если в течение  длительного времени предприятие  не может этого сделать.

8. Развитие системы профессионального  образования позволяет повысить  квалификацию работников, тем самым  приспосабливая их к изменениям  рынка труда. Особое внимание  должно уделяться дефицитным  специальностям и профессиям. Недостатком  этого метода является то, что  он не даёт быстрого результата  и увеличивает неравенство среди  работников, так как вероятность  получения образования повышается  в соответствии с занимаемым  положением. Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.

9. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

10. Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу.

Пассивная политика на рынке  труда направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий.

С точки зрения пассивной политики, субсидирование занятости – это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют  безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень  жизни, поддерживают внутренний спрос  и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных  и продолжительности безработицы  создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение.

Наблюдение за обязательностью  выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой  мерой для снижения уровня безработицы.

Политика пассивной занятости  в отличие от активной включает много  мер, не уменьшающих скрытую безработицу  и ограниченных следующим:

  • вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;
  • поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;
  • поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.

Методы борьбы с безработицей могут также различаться в  зависимости от типов безработицы.

Общие для всех типов безработицы  меры:

    • создание новых рабочих мест;
    • создание бирж труда и иных видов служб занятости;
    • выплата пособий по безработице.

Меры для борьбы с фрикционной  безработицей:

  • усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
    • создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной  безработицей:

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:

    • социальная защита слабозащищённых слоёв населения;
    • борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

    • повышение квалификации работников;
  • сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

    • проведение стабилизационной политики;
    • создание дополнительных рабочих мест государством.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь – это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный путь – это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой  защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных  форм занятости.

3. Развитие системы страхования  от безработицы:

  • повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
  • стимулировать структурную перестройку предприятий;
  • использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
  • адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка
  • через систему профессиональной подготовки при максимальном
  • учете имеющейся базовой квалификации;
  • упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

Информация о работе Политика обеспечения полной занятости в РФ