Политика предприятия в области качества и сертификации продукции
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 07:54, курсовая работа
Описание работы
Крайне важно современным предприятиям научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня
качества на всех стадиях жизненного цикла товара. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные
требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
Содержание работы
Введение....................................................................................................................... 4
1 Политика предприятия в области качества и сертификации продукции –
теоретические аспекты ............................................................................................... 6
1.1 Понятие и показатели качества продукции........................................................ 6
1.2 Политика в области управления качеством продукции.................................... 9
1.3 Сертификация продукции и систем качества.................................................. 17
2 Анализ политики в области качества и сертификации продукции ООО
«Краспотреб»............................................................................................................. 24
2.1 Характеристика и структура предприятия ....................................................... 24
2.2 Анализ политики управления качеством в ООО «Краспотреб».................... 24
3 Предложения по увеличению финансовой результативности компании ООО
«Краспотреб» с применением сертификации менеджмента качества
продукции .................................................................................................................. 28
Заключение ................................................................................................................ 35
Список литературы ................................................................................................... 37
Приложение А ........................................................................................................... 38
Файлы: 1 файл
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................................................... 4
1 Политика предприятия в области качества и сертификации продукции –
теоретические аспекты ............................................................................................... 6
1.1 Понятие и показатели качества продукции........................................................ 6
1.2 Политика в области управления качеством продукции.................................... 9
1.3 Сертификация продукции и систем качества.................................................. 17
2 Анализ политики в области качества и сертификации продукции ООО
«Краспотреб»............................................................................................................. 24
2.1 Характеристика и структура предприятия ....................................................... 24
2.2 Анализ политики управления качеством в ООО «Краспотреб».................... 24
3 Предложения по увеличению финансовой результативности компании ООО
«Краспотреб» с применением сертификации менеджмента качества
продукции .................................................................................................................. 28
Заключение ................................................................................................................ 35
Список литературы ................................................................................................... 37
Приложение А ........................................................................................................... 38
4
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что лидирующего положения в мировой экономике, в
социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые
способны обеспечивать качество продукции и услуг, создающее их
производителям конкурентные преимущества, а потребителям – комфортные
условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества
находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что
позволяет
этим
странам,
обеспечивая
высокое
качество
и
конкурентоспособность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих
секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной
идеи, позволило ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической
депрессии, успешно выйти из кризиса.
Несомненно, качество выпускаемой продукции по праву относится к
важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение
качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях
рынка, темпы научно-технического прогресса, увеличение эффективности
производства, экономию всех видов ресурсов, используемых предприятием,
оказывает существенное влияние
на интенсификацию
экономики,
конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень
населения страны.
На сегодняшний день проблема качества для отечественных предприятий
является едва ли не самой важной. В свете вступления России во Всемирную
Торговую Организацию эта проблема входит в разряд факторов национальной
экономической безопасности. Без обеспечения стабильного качества,
соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально
интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней
достойное место.
Именно рост производства высококачественных изделий российскими
предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации
экономики,
росту
жизненного
уровня
населения,
повышению
конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.
Крайне важно современным предприятиям научиться более эффективно
использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия
на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня
качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные
требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире
выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и
услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь
конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и
уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на
5
первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов
уступают место качеству продукции.
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост
процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для
всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
Многие предприятия (организации) - экспортеры несут в настоящее
время значительные убытки из-за неподготовленности к сертификации систем
качества. Обязательным условием допуска к участию в тендерах является
наличие у предприятия сертифицированной системы качества, охватывающей
экспортируемые виды продукции.
Наличие сертифицируемой системы качества сегодня, практически везде,
является обязательным условием для начала отношений между продавцом и
покупателем, по существу международные стандарты ИСО 9000 являются
международным языком общения в различных сферах деятельности.
Исходя из всего вышеуказанного, можно свидетельствовать о высокой
актуальности исследуемой темы.
Целью данной работы является: исследование следующей темы:
политика предприятия в области качества и сертификации продукции.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные
задачи:
1. Охарактеризовать понятие качества продукции;
2. Рассмотреть возможные направления политики по управлению
качеством продукции на предприятии;
3. Рассмотреть
сертификацию
как
элемент
системы
управлениякачеством продукции;
4. Определить пути повышения качества продукции на примере ООО
«Краспотреб».
6
1 Политика предприятия в области качества и сертификации продукции –
теоретические аспекты
1.1 Понятие и показатели качества продукции
Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее
пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее
назначением.[5, c. 14]
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю
национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию
ресурсов.
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
1. Экономические
1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на
изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя
раньше плановых сроков физического износа.
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум —
плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы),
плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты времени у населения на ремонт бытовой
техники.
1.5. Потери природных ресурсов в результате использования
низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.
1.6. Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспорта
готовой продукции.
1.7. Дополнительная потеря валютных средств для импорта техники и
товаров народного потребления.
1.8. Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на
осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов
технического контроля качества.
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных
предприятиях.
2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей производственно-
технического и личного плана.
2.4. Снижение темпов роста благосостояния населения.
2.5. Нерациональная трата свободного времени населения на устранение
дефектов изготовления товаров народного потребления.
2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.
7
2.7. Уменьшение прибыли предприятия.
3. Экологические
3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного
бассейна, земельных ресурсов.
3.2. Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
3.3. Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за
недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
3.4. Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт
гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня
продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной
на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое
совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми
показателями, их значениями.
Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это
совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в
показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств
и соответственно показателей.
Показатели
назначения характеризуют полезный
эффект от
использования продукции по назначению и обусловливают область применения
продукции. Для продукции производственно-технического назначения
основным показателем может служить производительность, показывающая,
какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой
продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за
определенный промежуток времени.
Показатели
надежности
—
безотказность,
сохраняемость,
ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от
особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут
использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для
некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может
быть основным, а иногда и единственным показателем надежности.
Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых
механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для
воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель
качества. Для характеристики соxpaняемости — свойств изделия сохранять
свои показатели в течение ранения и транспортирования — применяются такие
показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок
сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.
Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость
технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное
время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия
в работоспособном состоянии.
8
Показатели
технологичности
характеризуют
эффективность
конструкторско-технологических
решений
для обеспечения высокой
производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с
помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции,
рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при
технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации
продукции.
Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность
продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными
частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все
детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные.
Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя
продукции, так и для потребителя.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человечка с
изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и
психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение
ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или
расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность,
запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и
водяных паров в продуктах сгорания и т.д.
Эстетические
показатели
характеризуют
информационную
выразительность,
рациональность
формы, целостность
композиции,
совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели
транспортабельности
выражают
приспособленность
продукции для транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и
патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при
определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых
показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений,
а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации
промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в
странах предполагаемого экспорта.
Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на
окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении
продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов
вредных частиц, газов, излучении при хранении, транспортировании и
эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для
безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают
безопасность
при
монтаже,
обслуживании,
ремонте,
хранении,
транспортировании, потреблении продукции.
9
Совокупность
перечисленных
показателей
формирует качество
продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз,
хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для
которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена
изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества,
или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие,
всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми
оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики
изделий, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а
если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне
сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно
превосходят продажную цену изделия.
1.2 Политика в области управления качеством продукции
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по
управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция
произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства
продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая
предшествует процессу производства.
Качество определяется действием многих случайных, местных и
субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на
уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны
не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер
постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания
соответствующего уровня качества. Управление качеством неизбежно
оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.
Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система
представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др.
структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент
качества. В современной литературе и практике используются следующие
концепции управления качеством продукции (услуг) [4, c. 90]:
·
система качества(QualitySystem);
·
система менеджмента, основанная на управлении качеством
(QualityDrivenManagementSystem);
·
всеобщее управление качеством (TotalQualityManagemtnt);
·
обеспечение качества (QualityAssurance);
·
управление качеством (QualityControl);
·
статистический контроль качества (StatisticalQualityControl);
·
система обеспечения качества (QualityAssuranceSystem);
·
гарантия продукции (ProductAssurance);
10
·
всеобщий
производственный
менеджмент
(TotalManufacturingManagement);
·
передовой производственный опыт (GoodManufacturingPratices);
·
менеджмент системы качества (QualitySystemManagement) и др.
Есть и другие концепции менеджмента качества. Мы привели только
небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта
управления. Перечисленные концепции отражают сущность разных методов,
используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества.
TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами.
Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно
руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна
на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы
могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся
координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных
функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и
характера деятельности фирмы. Для качества как объекта менеджмента
свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ,
контроль.
Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение качества
функционирования систем управления. Консультанты по управлению
качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и
надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и
исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по
отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль
профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с
процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит
от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную
деятельность фирм.
Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют
политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности
каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В
политике четко определяются уровни стандартов качества работы для
конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом
продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в
заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену. [5, c.114]
Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на
фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является
гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции.
Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные
преимущества на рынке.
Улучшение качества соответствия требованиям может быть достигнуто
параллельно со снижением цены (уменьшаются затраты, брак, количество
11
перелок). Улучшение качества проекта наоборот, в основном увеличивает
затраты – более качественный и эстетичный проект стоит немалых денег. В
понятии качество проекта воплощено то, что иногда называют «восприятием
качества», или имиджем производителя, торговой марки.
Качество определяется рядом его составляющих, образующих так
называемую петлю качества (рисунок 1.1). Петля качества это замкнутая
последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на
этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается
на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и
рыночных возможностей, то есть с маркетинга, и заканчивается утилизацией
продукта, отслужившего свой срок.
Рисунок 1.1 - Петля качества
Достаточно не уделить качеству должного внимания на каком-то одном
из этапов, как страдает качество всего товара, падает имидж производителя,
доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество
создается стадии производства. Главное было не допустить брак на
производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая
внимание только на производство, можно делать великолепные товары. Но
12
пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про это либо
не узнают (при неграмотной организации продажи), или не захотят купить
(некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий).
Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть не нужен
потребителю.[16, c.119]
При рассмотрении принципа управления качеством определен
следующий состав функций: политика и планирование качества, обучение и
мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества,
информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений
руководством предприятия, внедрение мероприятий в производственный
процесс, взаимодействие с внешней средой по вопросам качества.[18, c.108]
Информация о качестве складывается из внутренней и внешней.
Внутренняя получается по результатам контроля проектирования и
производства и показывает, какое качество продукции достигается при ее
создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и
рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе, сведений с объектов
эксплуатации.[4, c. 19]
В науке управления рассматриваются различные виды, модели и методы
принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы.
Однако решение – это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и
принятие оптимального варианта между альтернативами, нахождение
приемлемого компромисса.
Реализация мероприятий
может
осуществляться применением
корректирующих действий для оперативного устранения выявленных
несоответствий, а также предупреждающих или профилактических мер – в
зависимости от характера разработанных мероприятий. Реализация
мероприятий – заключительная функция цикла управления качеством.
Осуществляется она после принятия решений, которые в виде приказов, планов
мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также – в
службу качества для контроля и учета их выполнения.
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание,
практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента
качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин
«системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение
определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции
данного вида и т. д.).[15, c.18]
Управление качеством является, по существу, сквозным аспектом
системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты,
управление персоналом. Именно это положение находится в основе
основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем
управления качеством:
13
·
качество – неотъемлемый элемент любого производственного или
иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
·
качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
·
ответственность за качество должна быть адресной;
·
для реального повышения качества нужны новые технологии;
·
повысить качество можно только усилиями всех работников
предприятия;
·
контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
·
политика в области качества должна быть частью общей политики
предприятия.
Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически
сильного направления в управлении качеством Всеобщего управления
качеством – TotalManagement.
Рассмотрим общую теорию управления качеством.
Как известно, приложение основных принципов теории управления
возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными
условиями являются:
1.
наличие программ поведения управляемого объекта или заданный,
запланированный уровень параметров его состояния;
2.
неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным
параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или
плановых значений параметра;
3.
наличие способов и средств для обнаружения и измерения
отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
4.
наличие возможности влиять на управляемый объект с целью
устранения возникающих отклонений.[7, c. 129]
Механизм управления, согласно общей теории управления представлен
на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Механизм управления, согласно общей теории управления
Блок управления
Программы,
параметры,состояния
объекта
Объект управления
Средства воздействия на
объект
прямая связь
обратная связь
14
Рассматривая исходные условия возможного приложения основных
принципов общей теории управления и схему механизма управления к
организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за
объективность составить схему механизма управления качеством продукции.
Но сначала несколько предварительных соображений о характере качества
продукции как об объекте управления.
Программы качества с установлением значений показателей могут
входить составной частью во все возможные государственные планы и
программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных
объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества
оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения
товаров Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных
и
номативно-технических
документах:
государственных, отраслевых,
фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических
заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах,
технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля
качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.
Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории
управления в случае с качеством удовлетворяется.
Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций.
Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных
параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и
частные проявления.
К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное
старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации
и хранении.
Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не
только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют
место так называемые частные отклонения качества от установленных
требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не
экономической и технической природой, а условиями внешнего характера:
нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и
изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами
оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и
т. д.
Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями
заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно
ожидать только с определенной степенью вероятности.
Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок
качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры
продукции могут строго соответствовать нормативной и технической
15
документации, но изменяются требования потребителей и качество при
неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.
Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном
движении. Следовательно, качество
определяет собой
хронически
неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится
иметь дело.
Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию общей теории
управления.
В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств
качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить
процесс
физического
старения,
устанавливаются
благоприятные
эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные
профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту.
Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений,
проводится капитальный ремонт.
Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории
управления качество также удовлетворяет.
При организации рациональной и эффективной работы по качеству,
независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда
действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:
1.
Определение потребности и выработка требований к качеству
продукции (план, программа качества);
2.
Придание исходному материалу необходимых свойств
(выполнение плана, программы качества);
3.
Проверка соответствия полученного качества предъявленным
требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;
4.
Воздействие для устранения отклонений полученного качества от
заданного (обратная связь).[4, c.38]
При таком взгляде на последовательность действий по качеству
обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей
философии работ по качеству. Это наличие единства и органического
сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с
созданием и использованием (потреблением) продукции.
Универсальная схема управления качеством представляется состоящей из
шести блоков и представлена на рисунке 1.3. К числу факторов, влияющих на
качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:
·
станки, машины, другое производственное оборудование;
·
профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое
здоровье работников.
16
Рисунок 1.3 - Универсальная схема управления качеством
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества
более многочисленны. Сюда относятся:
·
характер производственного процесса, его интенсивность,
ритмичность продолжительность;
·
климатическое состояние окружающей среды и производственных
помещений;
·
интерьер и производственный дизайн;
·
характер материальных и моральных стимулов;
·
морально–психологический
климат в производственном
коллективе;
·
формы организации информационного обслуживания и уровень
оснащенности рабочих мест;
Условия обеспечения
качества продукции
Факторы,
влияющие на
качество
Блок сравнения и принятия
решений
Блок сил воздействия
Ин
форма
ц
и
я о факт
и
ч
е
с
к
ом
к
а
ч
е
с
т
ве
Фактическое качество
Пла
н
п
о к
а
ч
е
с
т
ву
Прямая связь
Обратная связь
17
·
состояние социально материальной среды работающих.
При возникновении отклонения от заданных параметров качества,
которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил
воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на
факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры
воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений
качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения
отклонений.
По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие,
мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах,
технологических операционных и контрольных картах. Они сами
непосредственно производят сравнение фактических и заданных в
технологической документации параметров качества сами, как правило,
принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать
отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках
работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний.
Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему
приходится трудится.
В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в
качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной
работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства,
его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а,
следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.
1.3 Сертификация продукции и систем качества
В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда
всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного
выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и
надежности своей продукции.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым
инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям
нормативно-технической документации является сертификация. Сертификат от
лат. certim – верно, facere – делать.[11, c.126] Сертификация в общепринятой
международной терминологии определяется как установление соответствия.
Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют:
соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия
продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или
техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс
мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством
18
сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным
стандартам или другим нормативно-техническим документам. [9, c.125]
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний
рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности,
защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с
одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя,
продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с
другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные
требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.
Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение
продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам
подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что
продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если
характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие
национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в
пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция
попадает в область, законодательно не регулируемую.
Согласно классической схеме, испытания образцов продукции
осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний,
оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по
сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни
толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации
сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если
продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с
другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами,
документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным
установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику
сертификат соответствия.
В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов
сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по
сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу,
осуществлять текущий
надзор
за производством
поставщика и
характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов
аннулировать выданный сертификат соответствия.
Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при взаимных
поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как
гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана
здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие
сертификации в общем экономическом пространстве различных государств
подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции,
которое может быть основано на гармонизации законодательной базы,
19
использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов
установления соответствия.
Применение предприятиями и в России сертификации продукции в
условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
·
обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к
качеству продукции;
·
облегчает и упрощает выбор необходимой продукции
потребителям;
·
обеспечивает потребителю получение объективной информации о
качестве продукции;
·
способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с
изготовителями несертифицированной продукции;
·
уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;
·
предотвращает поступление в страну импортной продукции не
соответствующего уровня качества;
·
стимулирует улучшение качества нормативно-технической
документации путем установления в ней более прогрессивных требований.
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей
системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.
Системы сертификации продукции можно классифицировать по
различным классификационным признакам. Классификация наиболее
распространенных систем сертификации по основным классификационным
признакам представлена в таблице 1.1.[14, c.134]
Таблица 1.1 - Классификация систем сертификации
Признак классификации
Система сертификации продукции
Заинтересованность сторон
Национальная
Региональная
Международная
Правовой статус
Обязательная
Добровольная
Самостоятельная
Участие сторонних организаций в
исполнении процедуры
сертификации
Третьей стороной
Национальная система сертификации продукции создается на
национальном уровне правительственной
или
неправительственной
организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской
Федерации определен Госстандарт России.
20
Региональная международная система сертификации продукции
создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках
Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне
функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.
Международная система сертификации продукции создается на уровне
ряда стран из любых регионов мира правительственной международной
организацией.
Обязательная система создается для продукции, на которую в
нормативно-технической документации должны содержаться требования по
охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья
людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не
имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.
Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию
продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе
сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям
нормативно-технической документации, в т. ч. зарубежной. Данный вид
сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность
продукции.
Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация)
создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом
сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою
ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением
изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям
научно-технической документации.
Система сертификации продукции третьей стороной создается стороннею
организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие
выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий
требованиям нормативно-технической документации. Очень важно в данной
ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные
испытательные центры, лаборатории (стенды). [8, c.169]
Основополагающим межотраслевым документом федерального уровня в
области сертификации сегодня являются Федеральный закон от 27.12.2002 N
184-ФЗ "О техническом регулировании", а также различные Правила по
проведению сертификации в Российской Федерации. Организация и
проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт
России.
Основными целями сертификации являются:[14, c.114]
1.
обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции
для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
2.
создание условий для деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для
участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве
21
и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе
продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя
(продавца, исполнителя);
3.
подтверждение
характеристик
продукции,
заявленных
изготовителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация
применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и
внешнем рынках.
Основным функциональным образованием систем сертификации
являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию,
выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия.
Формирование
систем
сертификации
однородной
продукции
осуществляется с учетом следующих основных факторов:
наличие аналогичной международной системы;
общность
технических
принципов
устройств
(способов
функционирования) продукции;
общность назначения продукции и (или) требований к ней;
общность методов испытаний;
общность области распространения, нормативных документов.
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с
учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока,
в пределах которого сертифицированы производство или система качества. В
любом случае срок действия сертификата не превышает трех лет. Если изделие
имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется
на партию продукции или каждое изделие.
В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить
два этапа: 1) предварительная проверка и оценка системы качества;
2) окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы
качества предприятия соответствующего стандарта.
Каждый из указанных этапов содержит определенный состав работ.
Этапы оценки системы качества приведены в таблице1.2.[10, c.446]
Таблица 1.2 - Этапы оценки системы качества
Состав работ
Исполнитель
1. Этап предварительной проверки и оценки системы качества
1.1. Подготовка системы качества и ее документации к
сертификации
Предприятие
1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества
Предприятие
1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества
Орган по
сертификации
1.4. Заключение договора на проведение сертификации системы
качества
Предприятие,
орган по
сертификации
22
Продолжение таблицы 1.2
Состав работ
Исполнитель
2. Этап окончательной проверки и оценки системы качества
2.1. Подготовки системы качества к окончательной проверке
Предприятие
2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки
системы качества
Орган по
сертификации
2.3. Проведение предварительного совещания по организации на
предприятии проверки системы качества
Предприятие,
орган по
сертификации
2.4. Проведение проверки системы качества
Орган по
сертификации,
предприятие
2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам
проверки для заключительного совещания
Орган по
сертификации
2.6. Проведение заключительного совещания
Орган по
сертификации,
предприятие
2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на
предприятии проверки системы качества
Орган по
сертификации
2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном
решении) сертификата системы качества
Орган по
сертификации
По результатам первого этапа орган по сертификации составляет
заключение, в
котором указывается готовность
предприятия
и
целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы
качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности
проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при
подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму
этапу – окончательной проверке и оценке системы качества. Если при
проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается
несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то
совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается
ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении
сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается
3 годами).
Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами
стандартизации, является Международная организация стандартизации со
штаб-квартирой в Женеве (InternationalStandardOrganization) ИСО.
Стандарты ISO 9000 – это, по сути, комплекс требований к системе
управления, обеспечивающий стабильность качества и снижающий риски
23
заказчика. Они носят рекомендательный характер, однако более чем в 90
странах приняты в качестве национальных стандартов.
Стандарты серии ISO 9000 развиваются в сторону расширения области
применения, совершенствуются механизмы его функционирования. Первая
версия стандартов была издана в 1987 году. Необходимость учета требований к
качеству ряда продуктов, которые не были учтены при разработке первой
версии стандартов, потребовала их пересмотра. В результате появилась вторая
версия в 1994 г.В декабре 2000 г. Международная организация по
стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г.
Онигарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество
продукции, обеспечивают законодательную базу. Эти стандарты включают в
себя пять основных моделей (ИСО серии 9000 – ИСО серии 9004) системы
качества, в которых установлены основные требования по созданию общих
программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.
ИСО 9000 – это обзор и введение в прочие стандарты, определение
терминов и понятий качества.
ИСО 9001 – исчерпывающий общий стандарт по обеспечению качества
при проектировании, разработке, производстве, установке и обслуживании
продукции.
ИСО 9002 – менее подробный стандарт с упором на производство и
установку продукции.
ИСО 9003 – наименее подробный стандарт, охватывающий конечный
осмотр и испытание готовой продукции.
ИСО 9004 содержит ориентиры по управлению системой контроля
качества, необходимые, чтобы проверяющие лучше поняли смысл ИСО 9001.
Многие европейские и американские фирмы побуждают своих
поставщиков получить регистрацию ИСО. Компания, не прошедшая
регистрацию в соответствии с ИСО 9000, рискует не получить заказов. В
последние годы распространяется ИСО 14000 – стандарт по управлению
экологическим состоянием предприятия.
Следовательно, совершенствование системы стандартизации, применение
международных стандартов – неплохая предпосылка для создания
предприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить
конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких
систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации.
Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие
товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция
испытана, проверена достаточно объективно.
24
2 Анализ политики в области качества и сертификации продукции ООО
«Краспотреб»
2.1 Характеристика и структура предприятия
Любое предприятие в ходе своей деятельности сталкивается с факторами,
относящимися к сфере вне организации, но влияющими на ее деятельность.
Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс изменения каких-
либо аспектов деятельности предприятия должен всегда начинаться с анализа
текущей ситуации в самой организации, как единой системы, так и надстройки
предприятия, которая включает в себя рассмотрение внешних сил.
ООО «Краспотреб» была организованна в 1994 году. Сегодня компания
осуществляет несколько видов бизнеса. В данной работе сделан акцент на ее
ведущей деятельности – оптовая и розничная торговля продуктами питания на
территории Красноярска и за его пределами. Стиль руководства на данном
предприятии авторитарный. Ресурсы делятся на три категории: основные
средства производства-техника, людские ресурсы-сотрудники фирмы,
расходный материал-энергия, интеллектуальный потенциал сотрудников-
капитал. К затратам относятся вышеуказанные входные элементы и ресурсы.
В
настоящее
время
организационная
структура
ООО
«Краспотреб»является линейно-функциональной.
Высшим органом управления обществом является общее собрание его
участников (Общее собрание). Все участники имеют право присутствовать на
общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и
голосовать при принятии решений лично или через своих представителей.
2.2 Анализ политики управления качеством в ООО «Краспотреб»
Успех претворения в жизнь плана изменений зависит от правильной
оценки движущих и сдерживающих сил, выбора соответствующих моделей и
методов осуществления проекта. В данном курсовом проекте мы используем
поведенческие и планово-организационные подходы, которые обеспечивают
результативность проекта изменений, как процедур и операций, выполняемых
исполнителями.
Для начала используем анализ поля сил, разработанный Левином.[7,
c.352] Он предложил, что любая организация находится в равновесии между
движущими и сдерживающими силами изменений. Необходимо определить
сдерживающие и движущие факторы изменений и оценить степень их влияния
на проект изменений, а также потенциал изменений, то есть силы, которые в
25
настоящий момент не используются, но к ним можно прибегнуть в случае
необходимости.
Интегрированная схема и модель анализа устойчивости системы
управления может быть построена на основе объединения способа оценки
степени влияния внешних и внутренних факторов, схема поля сил Левина
(состояния равновесия между движущими и сдерживающими силами в проекте
изменений). Схема представлена в Приложении А.
Движущие силы:
1. Значительная доля на внутреннем рынке;
2. Конкурентоспособность продукции по соотношению "цена-качество";
3. Разнообразие предлагаемой продукции, ориентирование на различных
потребителей;
4. Большая поддержка со стороны региональных властей и предприятий
региона;
5. Обновление производственной базы предприятия (закупка новой
техники, оборудования);
6. Высокая квалификация, богатый опыт сотрудников;
7. Обучение персонала;
8. Высокая культура на производстве и сплоченность коллектива;
9 Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов
Сдерживающие цели:
1. Снижение объемов сбыта;
2. Снижение имиджа компании;
3. Снижающаяся прибыль;
4. Высокая оплата труда квалифицированного персонала;
5. Низкие темпы проведения внутриорганизационных изменений;
6. Возможность внутренних конфликтов из-за психологической
несовместимости сотрудников;
7. Риск присутствия недобросовестных клиентов на рынке;
8. Отсутствие внешнеторговой стратегии развития предприятия.
Значимость проблемы определяется толщиной стрелок в Схеме. Исходя
из этого, можно сделать определенные выводы: основными движущими силами
проекта являются - конкурентоспособность продукции по соотношению "цена-
качество", обновление производственной базы предприятия (закупка новой
техники, оборудования), а также возможность привлечения дополнительных
финансовых ресурсов со стороны предприятий региона. Основными
сдерживающими силами являются -
низкие темпы проведения
внутриорганизационных изменений и отсутствие внешнеторговой стратегии
развития предприятия.
Наиболее значимое сопротивление на проведение изменений оказывает
нестабильная ситуация у поставщиков и боязнь изменений со стороны
персонала. На деятельность поставщиков мы повлиять не можем,
26
аследовательно, не можем снизить влияние этого фактора. Но можем
уменьшить сопротивление со стороны персонала.
Выделим основные причины сопротивления изменениям со стороны
персонала:
Непонимание и недоверие, вызванное недостатком информации.
Боязнь потерять работу или часть заработка.
Нежелание что-либо менять, привычка к старому.
Данное сопротивление изменениям можно минимизировать путем
проведения образовательных программ и курсов повышения квалификации,
дополнительным информированием, принятием персоналом участия в проекте
изменений, назначение противников изменений ответственными за выполнение
отдельных этапов проекта и др. Выбрать метод уменьшения сопротивлений
помогает континуум Коттера и Шлезингера.[8, c.215]
Таблица 2.1 - Анализ теоретических моделей преодоления сопротивления
Тип стратегии
Суть стратегии
Директивная – для изменений,
проводимых
в
ультимативном
порядке
При слабом влиянии менеджера на
самоуправляемую проектную группу
все учатся в процессе реализации
изменений на своих ошибках
Основанная на переговорах для
разного рода соглашений
Менеджер – инициатор изменений,
готов к быстрым действиям по
жестокому
плану,
подавляя
сопротивление
Нормативная
–
для
развития
организационной
культуры
и
достижения приверженности общим
целям и ценностям
Менеджер мало вникает в решения
экономических
и
технических
экспертов при
решении
четко
поставленных проблем
Аналитическая – для узких целей
проектной проработки специальных
экономических
и
технических
проблем
Внешние консультанты совместно с
персоналом добиваются понимания
общих целей и сопричастности к
изменениям
Опробованная
(ориентация
на
действия)
–
для
решения
неопределенных проблем
Менеджер – инициатор изменений,
учитывает интересы других и готов
на компромисс
Применительно к нашему случаю, целесообразно использование
аналитического типа стратегии, так как понимание общих целей и
сопричастности к изменениям персоналом компании позволяет добиться
наиболее эффективного решения поставленных задач.
Основные мероприятия по созданию системы менеджмента качества на
ООО «Краспотреб» представлены в таблице 2.2.
27
Таблица 2.2 - Мероприятия, необходимые для реализации проекта на
предприятии ООО «Краспотреб»
№ Наименование мероприятия
Исполнители
Продолжи
тельность
1
Разработка проекта организации
службы управления качеством,
определение целей и задач
проекта
Специалисты
отдела
маркетинга, менеджеры
всех уровней
9 недель
2
Разработка
программы
соответствующего
обучения
персонала, модернизации целей
компании, ее организационной
структуры
Руководство компании,
внешние консультанты
1 месяц
3
Проведение обучения персонала Привлеченные
специалисты
1 месяц
4
Реорганизация
деятельности
предприятия в соответствии с
требованиями ГОСТ Р ИСО
9001-2001,
разработка
документации соответствующей
системы менеджмента качества
Руководство
и
сотрудники компании
3 месяца
8
Проведение
сертификации
системы
качества
на
предприятии
Привлеченные
специалисты
соответствующего
органа сертификации
2 недели
Сроки реализации мероприятий представлены на рисунке 2.1.
№ п/п
мероп
риятия
Недели
3
6
9
12
15
18
21
24
1
2
3
4
5
Рисунок 2.1 - График для мероприятий проекта компании ООО «Краспотреб»
28
3 Предложения по увеличению финансовой результативности компании
ООО «Краспотреб» с применением сертификации менеджмента качества
продукции
Увеличение собственных финансовых ресурсов предприятия на прямую
зависит от суммы получаемой им прибыли, которая может быть достигнута
путем освоения выпуска новых изделий, увеличения объемов производства,
снижения издержек.Сертификация системы менеджмента качества и создание
службы управления качеством позволят предприятию значительно увеличить
сбыт продукции не только за счет отечественного потребителя, но также за счет
реализации продукции на рынке стран СНГ.
Предприятие располагает двумя
альтернативными
вариантами
инвестиционных проектов по управлению качеством продукции:
- проект "А" - инвестиции на переход предприятия на стандарт ГОСТ Р
ИСО 9001-2001на сумму 10200 тыс. руб. на 2 года
- проект "Б " – реконструкцию и модернизация производства, для
расширения отечественного рынка сбыта на сумму 9000 тыс. руб. на 4 года
Для оценки эффективности этих проектов необходимо определить
ожидаемую сумму чистого приведенного дохода по ним. Данные,
характеризующие эти проекты, приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Данные инвестиционных проектов, необходимые для расчета
показателя чистого приведенного дохода
Показатели
Инвестиционные
проекты
"А"
"Б"
1. Объем инвестируемых средств
усл. ден. ед
10200
9000
2. Период эксплуатации инвестиционного проекта,
лет
2
4
3. Сумма чистого денежного потока всего, усл. ден.
ед.,
14000
16000
в.т.ч.
1-й год
8000
4000
2-й год
6000
4000
3-й год
—
4000
4-й год
—
4000
29
Приведем динамику показателей для оценки инвестиционных проектов:
проекта «А» и проекта «Б».
Для дисконтирования сумм денежного потока проекта "А" ставка
процента принята в размере 10%, а проекта "Б" — 12% (в связи с более
продолжительным сроком его реализации). Результаты дисконтирования
денежного потока приведены в табл. 9.
Дисконтный множитель находим по следующей формуле:
D =
n
)1,
0
1(
1
Таблица 3.2 - Расчет настоящей стоимости чистого денежного потока по
инвестиционным проектам
Годы
Инвестиционные проекты
"А"
"Б"
Б
удуща
я
с
т
ои
м
ос
т
ь
Ди
с
к
он
т
н
ый
м
н
ожи
т
е
ль
п
р
и
с
т
а
ве
10%
На
с
т
ояща
я
с
т
ои
м
ос
т
ь
Б
удуща
я
с
т
ои
м
ос
т
ь
Ди
с
к
он
т
н
ый
м
н
ожи
т
е
ль
п
р
и
с
т
а
ве
12%
На
с
т
ояща
я
с
т
ои
м
ос
т
ь
1-й год
8000
0,91
7272,73
4000
0,89
3571,43
2-й год
6000
0,83
4958,68
4000
0,69
2777,78
3-й год
-
-
-
4000
0,58
2314,79
4-й год
-
-
-
4000
0,48
1929
ИТОГО
14000
-
12231,4
16000
10593
С учетом рассчитанной настоящей стоимости чистого денежного потока
определим чистый приведенный доход. По первому инвестиционному проекту
он составит:
ЧПД = 12231,4 - 10200 = 2031,4 усл. ден. ед.
По второму инвестиционному проекту он составит:
ЧПД = 10593 — 9000= 1593 усл. ден. ед.
Наглядно сравнение показателей Чистого приведенного дохода по двум
проектам приведено на рисунке 3.1.
30
Рисунок 3.1 - Чистый приведенный доход
Таким образом, сравнение показателей чистого приведенного дохода по
рассматриваемым инвестиционным проектам показывает, что проект "А "
является более эффективным, чем проект "Б " (хотя по проекту "А "сумма
инвестируемых средств больше, а их отдача в виде будущего денежного потока
меньше, чем по проекту "Б ").
Далее определим индекс доходности по ним. По проекту "А" индекс
доходности составит:
ИД = 12231,4 / 10200 = 1,2.
По проекту "Б" индекс доходности составит:
ИД = 10593/ 9000=1,18.
Наглядно сравнение показателей Индекса доходности по двум проектам
приведено на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 - Индекс доходности
2031,4
1593
0
500
1000
1500
2000
2500
Проект «А»
Проект «Б»
1,2
1,18
1,17
1,18
1,19
1,2
1,21
Проект «А»
Проект «Б»
31
Показатель "индекс доходности" также может быть использован не
только для сравнительной оценки, но и в качестве критериального при
принятии инвестиционного решения о возможностях реализации проекта. Если
значение индекса доходности меньше единицы или равно ей, инвестиционный
проект должен быть отвергнут в связи с тем, что он не принесет
дополнительный доход на инвестированный капитал. Иными словами, для
реализации могут быть приняты реальные инвестиционные проекты только со
значением показателя индекса доходности выше единицы.
Сравнение инвестиционных проектов по показателю "индекс
доходности " показывает, что проект "А" является более эффективным.
Далее определим период окупаемости по ним. Для этого в первую
очередь определим среднегодовую сумму чистого денежного потока в
настоящей стоимости. По проекту "А" она составит: 12231,4/2= 6115,7 усл. ден.
ед., а по проекту "Б" — соответственно: 10593 /4 = 2648,25 усл. ден. ед. С
учетом среднегодовой стоимости чистого денежного потока период
окупаемости по проекту А составит:
ПО = 10200/6115,7 =1,67года,
а по проекту "Б": ПО = 9000/2648,25 = 3,4года.
Наглядно сравнение периодов окупаемости по двум проектам приведено
на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Период окупаемости
Сравнение инвестиционных
проектов по показателю "период
окупаемости " свидетельствует о существенных преимуществах проекта "А "
перед проектом "Б " (при сравнении проектов по показателям "чистый
приведенный доход" и "индекс доходности " эти преимущества были менее
заметными).
Далее определим по ним внутреннюю ставку доходности. По проекту "А"
нам необходимо найти размер дисконтной ставки, по которойнастоящая
1,67
3,4
0
1
2
3
4
Проект «А»
Проект «Б»
32
стоимость денежного потока (12231,4 усл. ден. ед.) за 2 года будет приведена к
сумме инвестируемых средств (10200 усл. ден. ед.). Размер этой ставки
составляет 9,5%, который и представляет собой, внутреннюю ставку
доходности данного проекта. По проекту "Б " необходимо соответственно
найти размер дисконтной ставки, по которой настоящая стоимость денежного
потока (10593 усл. ден. ед.) за 4 года будет приведена к сумме инвестируемых
средств (9000 усл. ден. ед.). Размер этой ставки составляет 8,6%, которая также
представляет собой внутреннюю ставку доходности данного проекта.
Наглядно сравнение показателей Внутренней ставки доходности по двум
проектам приведено на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 - Внутренняя ставка доходности
Сопоставляя показатели внутренней ставки доходности, мы видим, что по
проекту "А " она более чем вдвое выше, чем по проекту "Б", что
свидетельствует о существенных преимуществах проекта "А" при его оценке по
этому показателю.
Если предприятие располагает рядом альтернативных реальных
инвестиционных проектов, то по результатам оценки их эффективности
разрабатывается сравнительная таблица, форма которой приведена в таблице.
При составлении сравнительной таблицы 3.3 значения отдельных
показателей эффективности приводятся в сопоставимых для всех проектов
единицах измерения, а ранговая значимость показателей формируется на
регрессионной основе (т.е. наименьшая ранговая значимость — "единица" —
присваивается проекту с наилучшим значением рассматриваемого показателя
оценки эффективности).
9,5
8,6
8
8,2
8,4
8,6
8,8
9
9,2
9,4
9,6
Проект «А»
Проект «Б»
33
Таблица 3.3 - Сравнительная таблица основных показателей эффективности
рассматриваемых реальных инвестиционных проектов
Перечень
рассматриваемых
инвестиционных
проектов
Показатели эффективности инвестиционных проектов
Чистый
приведенный
доход
Индекс
доходности
Период
окупаемости
Внутренняя
ставка
доходности
1
2
3
4
5
8
9
10
11
Проект «А»
2031,4 1
1,2
1
1,67
1
9,5
1
Проект «Б»
1593
0
1,18 0
3,4
0
8,6
0
Таким образом, из таблицы хорошо видно, что по всем показателям
проект «А» по сертификации системы менеджмента качества более
эффективный и ООО «Краспотреб» следует принять его.
Функционирование системы качества - это выполнение руководством и
всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества
продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то
есть то, для чего она предназначена.При этом в реализации функций системы
качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения
предприятия, каждое из которых решает свои задачи.
Весомость содержательной деятельности по отношению к деятельности
по «обслуживанию» самой системы показывает, насколько рационально
организована система качества. Поэтому следует опасаться чрезмерного
разрастания вспомогательной деятельности. В социологии это явление известно
как «вырождение бюрократии», когда какая-либо система замывается на
самообслуживании, в ущерб выполнению тех функций, для которых она была
создана.
В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять
систему качества и отвечать за ее эффективное функционирование должен
представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно
подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью системы
качества и объединяющая отдел управления качеством, отдел технического
контроля, метрологическую службу, центральную заводскую лабораторию и
службу стандартизации.
В обязанности службы качества входит как выполнение содержательных
функций, так и вспомогательных задач. Среди основных задач службы
качества:
1. Организация работы по качеству — разработка и совершенствование
системы качества.
2. Разработка политики и планирование качества.
34
3. Контроль качества разработки, изготовления и испытаний готовой
продукции.
4. Метрологическое обеспечение производства.
5. Проведение работ по стандартизации и нормоконтролю.
6. Ведение претензионной работы.
7.
Подготовка мероприятий и организационно-распорядительных
документов в области качества, контроль и анализ их выполнения.
8. Проверки функционирования системы качества.
9. Организация работ по сертификации продукции и системы качества.
10.
Методическое руководство при обучении персонала вопросам
качества.
11.
Методическое обеспечение и координация работ подразделений в
системе качества.
12.
Организация деятельности «кружков качества».
Совершенствование системы качества, как правило, предусматривает:
проведение изменений в организации работ;
внедрение более эффективных методов контроля и испытаний;
улучшение технологического
и
метрологического
обеспечения
производства;
применение новых форм и методов мотивации персонала;
активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;
развитие сферы услуг;
более тесное сотрудничество с поставщиками материалов;
корректировку
нормативных
документов системы качества и
«Руководства по качеству».
Совершенствование системы качества по результатам внутренних
проверок и самооценки предприятия — непременное условие эффективного
функционирования системы в изменяющихся условиях.
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы можно сделать нижеследующие
выводы.
Качество выпускаемой продукции на предприятии — важный фактор
деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов
рынка, процветание предприятия, рост прибыли.
Международный опыт показывает, что работы по повышению качества
целесообразно проводить в рамках системного управления, которое охватывает
весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и
утилизации.
Управление качеством продукции является, по существу, сквозным
аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время,
затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе
основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем
менеджмента качества. Системы управления качеством являются эффективным
средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её
конкурентоспособности.
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание,
практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента
качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин –
«системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение
определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции
данного вида и т. д.).
Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая
представляет собой нормативно-техническую
основу, определяющую
прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд
национального хозяйства, населения, обороны, экспорта.
Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с
помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу
сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и
контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных
испытаний.
Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции
позволяет организовать эффективную Систему законодательного обеспечения
качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зарубежной и
отечественной практики нормативно-правовая база управления качеством
продукции стоит на защите прав при нарушении прав и интересов граждан и
юридических лиц на территории РФ.
36
В ходе выполнения работы были выполнены поставленные задачи, а
именно:
1. Раскрыто понятие качества продукции;
2. Рассмотрены возможные направления политики по управлению
качеством продукции на предприятии;
3. Рассмотрена сертификация как элемент системы управлениякачеством
продукции;
4. Определены пути повышения качества продукции на примере ООО
«Краспотреб».
Таким образом, цель курсовой работы достигнута.
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гражданский кодекс Российской Федерации
2) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (со
всем изменениями и дополнениями.Последняя редакция от 02.04.2013 N 30-ФЗ)
3) Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 100 «Об организации
работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации
продукции и услуг» (со всем изменениями и дополнениями. Посл. ред.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 780)
4) Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии./ В.А.
Винокуров - М.: Издательство «Финпресс», 2009. – 192 с.
5) Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. (2-е изд.)/
В.А. Лапидус – М.: Новости, 2008. – 432 с.
6) Мазур И.И. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Упр. качеством». 5-е изд./ И.И. Мазур, В.Д.
Шапиро - М.: Омега-Л, 2009. – 399с.
7) Мескон М. Основы менеджмента./ М. Мэскон, М.Альберт, Ф. Хедоури - М.:
Дело, 2009. – 672 с.
8) Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник / Под ред. З.М.
Румянцевой. - М: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.
9) Портер М. Конкуренция. Обновленное и расширенной издание. Пер. с англ. / М.
Портер - М.: Вильямс, 2010. –592 с.
10) Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация/ А. Г. Сергеев, М.
В. Латышев, В. В. Терегеря - М.: Логос, 2010. – 536 с.
11) Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-
М, 2011. – 912 с.
12) Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник / Под ред.
Проф. В.А. Швандера. - М.: ДЕЛО, 2009. - 248 с.
13) Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товаров/ Р.А.
Фатхутдинов. - М.: АО "Бизнес-школа", 2012 – 408 с.
14) Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - СПб.:
Специальная литература, 2010. - 411 с.
15) Багаутдинова Н.В. Формирование системы менеджмента качества / Н.В.
Багаутдинова // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - №1. – с.17 - 21.
16) Ханжина В.Л. Структура рыночного потенциала предприятия / В.Л.
Ханжина, Е.В. Попов // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 6.
– с. 118-122
17) Черкасский С.А. ISO-9000: кому это нужно?/ С.А. Черкасский // Новые
рынки. - 2012. - №1. – с. 14 – 16.
18) Янг М.С. Значение новых сетеобразных организационно-управленческих
форм для динамизации предприятий / М.С. Янг, И.П. Рюэгг-Штюрм //
Проблемы теории и практики управления. -2011. -№ 6. - С. 106-112.
38
Приложение А
Состояния равновесия между движущими и сдерживающими силами в проекте изменений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Угрозы среды (T):
Непредсказуемые действия правительства
Зависимость от поставщиков
Новые технологии конкурентов
Спад экономики
Движущие силы изменений
Потенциал изменений (О):
Возможности использования опыта других
компаний
Наличие
квалифицированных
консультантов по изменениям
Получение международных сертификатов
ООО «Краспотреб» в начале изменений
Сдерживающие силы изменений
Информация о работе Политика предприятия в области качества и сертификации продукции