Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:30, курсовая работа
Цена как экономическая категория, ее основные функции. Ценовая политика как элемент общей стратегии предприятия. Последовательность процесса ценообразования. Виды стратегий ценообразования. Оценка и анализ ценовой политики предприятия ООО "Фабрика".
Введение
1. Понятие цены и ценовая политика предприятия
1.1Понятие и функции цены
1.2Виды цен
2. Ценовая политика предприятия
3. Этапы ценообразования.
3.1 Методы ценообразования
3.2 Формирование цены
3.3 Особенности установления цен на новые товары
Заключение
Список литературы
Балансирующая функция цены
выступает основным фактором регулирования
предложения товаров. По каждому
товару цена свидетельствует о
Стимулирующая функция
цены характеризуется ее
Посредством цен можно
реально стимулировать научно-
Функция распределения и
перераспределения. Эта функция
цены связана с отклонением ее
от стоимости в рамках действия рыночных
факторов. Цены выступают инструментом
распределения и
С помощью цены перераспределяется
создаваемая стоимость между
производителем и потребителем, между
отдельными слоями общества. Особенно
рельефно эта функция проявляется
в ценах, регулируемых государством.
Применение цен в качестве средства
перераспределения
Функция цены как средство
более рационального размещения
производства. С помощью механизма
цен происходит перелив капиталов
в те секторы экономики, в развитие
тех производств, где имеется
высокая норма прибыли, что осуществляется
под воздействием конкуренции и
движения спроса. Законодательно предприятию
предоставлено право
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.
1.2. Виды цен
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.
1). Виды цен в зависимости от сфер торговли
На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.
Оптовыми называются цены,
по которым продукция реализуется
крупными партиями, в условиях так
называемой оптовой торговли. Система
оптовых цен применяется в
торгово-сбытовых операциях между
предприятиями, а также при реализации
продукции через
В сложившейся российской
торговой практике было принято различать
цены применительно к продукции
производственно-технического назначения
и так называемые отпускные цены
применительно к продукции
Обычно по оптовым ценам
предприятия-производители
Розничными принято называть
цены, по которым товары продаются
в так называемой розничной торговой
сети, то есть в условиях их продажи
индивидуальным покупателям, при относительно
небольшом объеме каждой продажи. По
розничным ценам обычно реализуются
товары народного потребления
Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.
Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
Закупочные цены –
это цены государственных
Определенной спецификой
обладают цены на услуги, представляющие
виды деятельности, при которых не
создается продукт в его
2). Виды цен, различающиеся
степенью и способами
По степени и способу регулирования цены разделяются на группы:
жесткофиксированные (назначаемые);
регулируемые (изменяемые);
договорные (контрактные);
свободные (рыночные).
Жесткофиксированные, твердые
цены назначаются органами ценообразования
или другими государственными органами,
их уровень фиксируется
Регулируемые цены
называются так потом, что их
величина регулируется
Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определенный урон наносит и производителям – по низким ценам не выгодно продавать свою продукцию, и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.
Регулирование цен по величине
может также проводиться путем
утверждения государственными органами
предельного уровня рентабельности
(прибыльности). Что более соответствует
тенденциям воздействия на цены в
централизованной экономике. Это означает,
что отношение прибыли к
Отметим, что жесткое воздействие
государственных органов на цены
посредством регулирования
Договорные цены – это
цены, величина которых определена
предваряющим акт купли-продажи
соглашением, документально зафиксированным
контрактом между продавцами и покупателями.
В современной практике делового
сотрудничества принято выделять в
договорах специальный раздел, в
котором оговаривается уровень
цен. В ряде случаев в договоре
фиксируется не абсолютная величина
цен, а диапазон цен (в пределах от
и до), верхний или нижний уровень
(не выше или не ниже) либо связь с
государственными, рыночными, мировыми
ценами. Оговаривается также
Свободные рыночные
цены, как ясно из их названия,
освобождены от
Переход от фиксированных
государственных цен к
3). Другие виды цен
Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен в экономической практике применяется ряд других групп цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.
В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 300 рублей, а затем стала тратить 600 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что члены семьи стали есть вдвое больше и вдвое лучше. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить, сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными. Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий, на сколько процентов увеличиваются цены за определенный период. Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции – прироста цен.
В этих же целях иногда применяются
реальные цены, которые представляют
собой цену в денежном выражении
относительно общего уровня цен. В ходе
принятия потребительских решений
покупателя интересуют и относительные
(сравнимые) цены, то есть цена данного
товара по сравнению с ценой некоторого
другого родственного товара или
того же товара в другом регионе. С
этой целью устанавливается
Информация о работе Понятие цены и ценовая политика предприятия