Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 19:18, реферат
Инфраструктура - это система обслуживания, создающая благоприятные условия в основных отраслях экономики, удовлетворяющие потребности населения.
Особенности инфраструктуры:
1) она не учувствует в производстве натуральных ценностей;
2) ее основная функция – оказывать услуги производственного и непроизводственного назначения;
3) она носит межотраслевой характер;
4) большая капиталоемкость и длительный процесс создания;
Введение
Понятие и сущность коммунальной инфраструктуры
Вывод
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Понятие и сущность коммунальной инфраструктуры
Вывод
Список использованной литературы
Введение
В самом общем виде понятие инфраструктура определяют как совокупность отраслей хозяйства, оказывающих разнообразные услуги производственного характера или по обслуживанию населении. В более полной трактовке, учитывающей функциональные особенности инфраструктуры, ее можно определить как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования материального производства (производственная инфраструктура), рынка (рыночная инфраструктура) и нематериальной сферы (социальная инфраструктура). Она включает: пути сообщения, трубопроводы, портовые сооружения, линии электропередач (ЛЭП), связи, системы водоснабжения, другие коммуникации; складское хозяйство, элеваторы, предприятия торговли, биржи, банки; учреждении культуры, науки, образования, сферы обслуживания и т.п.
Инфраструктура - это система обслуживания, создающая благоприятные условия в основных отраслях экономики, удовлетворяющие потребности населения.
Особенности инфраструктуры:
1) она не учувствует
в производстве натуральных
2) ее основная функция
– оказывать услуги
3) она носит межотраслевой характер;
4) большая капиталоемкость и длительный процесс создания;
5) сфера с большой долей
естественной монополии, где требуются
нерыночные механизмы
Понятие и сущность коммунальной инфраструктуры.
В законодательстве Российской Федерации понятие «система коммунальной инфраструктуры» определено в Градостроительном кодексе, где под ней понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (ТБО).
При этом единого закона, регулирующего функционирование коммунальной инфраструктуры и предоставление услуг населению, нет. На практике услуги, являющиеся частью системы коммунальной инфраструктуры, регулируются следующими федеральными законами:
- «Об основах регулирования
тарифов организаций
- «О водоснабжении и
- «О теплоснабжении» (регулирует
работу системы теплоснабжения -
совокупности источников
- «Об электроэнергетике» (регулирует
поставки электрической
- «О газоснабжении в Российской
Федерации» (регулирует работу
Проблема управления коммунальной инфраструктурой региона приобрела особую актуальность в связи с необходимостью стратегического выбора развития региона. На сегодня инфраструктура является основой регионального развития, тем инструментом, на который может воздействовать региональная власть. В отличие от рыночных структур, развитие которых в основном определяется экономической целесообразностью, развитие инфраструктуры в основном определяется стратегическими, а не рыночными целями экономики.
Необходимость стратегического управления социально-экономическим развитием на региональном уровне вызвана следующими проблемами: во-первых, преодолением системного кризиса переходного периода; во-вторых, резкой дифференциацией уровня социально-экономического развития регионов; в-третьих, незавершенностью процессов формирования единого рыночного пространства. В этой ситуации важно определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанной на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.
Несбалансированность бюджетной системы предопределила резкое сужение возможностей государства и местного самоуправления для участия в инвестировании коммунальной инфраструктуры. Сложный и неоднозначный ход рыночных преобразований в России способствовал тому, что на определенное время вопросы развития инфраструктуры оказались без внимания со стороны государства. Реформа коммунального хозяйства, несмотря на незначительные позитивные сдвиги, в сфере развития инвестиционной деятельности не дала ожидаемых результатов.
Социальная значимость инфраструктурных услуг предопределяет необходимость обеспечения эффективного воспроизводственного процесса в отрасли. Необходима активизация инвестиционной деятельности, которая может быть обеспечена формированием стимулов у всех заинтересованных в развитии инфраструктуры сторон.
Именно коммунальная инфраструктура является определяющей, поскольку коммунальная инфраструктура региона представляет собой комплекс услуг, формирующих среду обитания человека.
Проблема развития коммунальной инфраструктуры регионов, несмотря на многократные попытки реформирования, продолжает оставаться нерешенной. Рост тарифов, обусловленных как объективными, так и субъективными факторами, во многом превышающим темпы инфляции, не создал предпосылок для повышения эффективности деятельности. По-прежнему сохраняются низкое качество коммунальных услуг, несоответствие коммунальной инфраструктуры потребностям региона.
Проблемы реформирования связываются в первую очередь с неэффективностью расходования средств. По мнению ряда экспертов, это обусловлено существующей практикой тарифного регулирования. Даже получаемые инвестиции в целом не приносят ожидаемого эффекта. Продолжается рост числа аварий.
Коммунальная инфраструктура это в большинстве своем объекты муниципальной собственности, переданные муниципалитетам в процессе создания и реформирования системы местного самоуправления из государственного и ведомственного управления.
Важнейшая особенность коммунальной инфраструктуры это то, что она является локальной естественной монополией, что в свою очередь порождает как ряд проблем общего характера регулирования монополий, так и проблемы регионального и муниципального развития.
Одно из ключевых направлений реформ, выдвигаемых сегодня, заключается в привлечении частного капитала на основе приватизации объектов коммунальной инфраструктуры. Данный вопрос является достаточно сложным, поскольку существующая российская практика не оправдывает ожиданий относительно эффективности частного капитала, скорее, напротив, приводит к усилению кризисных явлений.
Об этом же свидетельствует и мировая практика, где процессы приватизации протекают достаточно болезненно для государства, и в первую очередь для населения.
Если не в год приватизации, то в последующие годы рост тарифов неизбежен для обеспечения безубыточной деятельности предприятий и возврата вложенных инвестиций. Однако для населения, ментальность которого сформирована в советской экономике, когда плата за коммунальные услуги была символической, а их доступность считалась обязательной, повышение оплаты может привести к росту социальной напряженности. По опросам социологов, в последние годы граждане России не понимают реформу ЖКХ, не доверяют ей и готовы к массовым протестам против ее реализации.
Повышение социальной напряженности сопровождается ростом политической нестабильности,
для преодоления которой необходимо либо кардинальное изменение вектора реформирования коммунального сектора, либо сокращение демократических прав и свобод.
Приватизация коммунальных предприятий, функционирующих в условиях естественной монополии, сложный и неоднозначный процесс. Лучшим стимулом для эффективной работы предприятия является конкуренция. Приватизация не может ее заменить. Более того, при отсутствии работающих механизмов сдерживания естественного стремления монополии к злоупотреблению своим положением частная монополия оказывается намного менее эффективной, чем государственная, и общественные издержки перехода к частному способу производства и финансирования коммунальных благ оказываются чрезмерно высоки. В России, где цена спроса существенно отличается от цены предложения, а регулируемая цена не обеспечивает необходимый компромисс между производителями и покупателями услуг, приватизация и связанное с ней коммерческое развитие сектора чреваты еще большим увеличением разрыва между ценой спроса и регулируемой ценой.
Именно социальная значимость коммунальных услуг обусловливает необходимость тщательного изучения проблем приватизации, регулирования тарифа. Предлагаемые сегодня методы регулирования тарифа на основе метода доходности капитала, несмотря на привлекательность для инвестора как метода возврата капитала, с высокой степенью вероятности могут вызвать бесконтрольный рост тарифа. Поэтому этот вопрос также требует глубокого исследования.
Здесь следует особо выделить проблему соответствия коммунальной инфраструктуры стратегическому развитию регионов. В настоящее время в мировой экономике идет переход от этапа конкуренции стран к этапу конкуренции регионов. Региональный экономический рост определяется не только наличием природных ресурсов, развитой производственной базой, управляющих центров, придающих устойчивость региону, но и построением оптимальной пространственной организации, обеспечивающей минимизацию возможных издержек на развитие инфраструктуры экономики региона и сохранение единства территории.
Сегодня можно быть уверенным в том, что будет усилена роль регионов России, поскольку достаточно результативно происходит создание устойчивых позиций и сохранение конкурентоспособности на внутренних и внешних российских рынках на региональном уровне. Регионы России пытаются с помощью различных подходов не только устоять, но и получить дальнейшее развитие на качественно новом уровне, соответствующем мировому.
С учетом изменений на федеральном уровне: снижение инфляции, уменьшение процентных
ставок, приватизация, формирование законодательной базы в статье выделены базовые факторы устойчивости регионов: экономический потенциал регионов и пространственное взаимодействие. Анализ экономических процессов сферы обращения региона с позиций экономического потенциала региона, пространственного взаимодействия и распределения товарных потоков позволяет: выявить основные закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости региональных рынков; понять сущность материальных, финансовых, информационных, организационных связей, обеспечивающих благоприятные условия взаимодействия субъектов региональной экономики в процессе свободного движения товаров и услуг на рынке.
Понятие «коммунальная инфраструктура», несмотря на широкую распространенность, в настоящее время не имеет четкого закрепления.
В отечественной экономической литературе с 1960-х по 1970-е гг. принято выделять социальную и производственную инфраструктуры. Коммунальную инфраструктуру принято относить к социальной [1].
Сущность социальной инфраструктуры была исследована в монографии Ж. Т. Тощенко «Социальная инфраструктура: сущность и пути развития» [2], представляющая собой совокупность общих, особых и специфических условий, обеспечивающих рациональную организацию жизни людей, как в трудовых коллективах, так и на определенной территории.
Юридическое закрепление термин «коммунальная инфраструктура» получил в Федеральном законе «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса » [6].
В первоначальном варианте в статье второй вышеуказанного Закона говорится, что системы
коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Затем данная законодательная трактовка изменилась [7]: «Системы коммунальной инфраструктуры–совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований».
Информация о работе Понятие и сущность коммунальной инфраструктуры