Понятие и сущность коммунальной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 19:18, реферат

Описание работы

Инфраструктура - это система обслуживания, создающая благоприятные условия в основных отраслях экономики, удовлетворяющие потребности населения.
Особенности инфраструктуры:
1) она не учувствует в производстве натуральных ценностей;
2) ее основная функция – оказывать услуги производственного и непроизводственного назначения;
3) она носит межотраслевой характер;
4) большая капиталоемкость и длительный процесс создания;

Содержание работы

Введение
Понятие и сущность коммунальной инфраструктуры
Вывод
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат эконом. гор. хоз.docx

— 31.51 Кб (Скачать файл)

Смысл изменений очевиден, основным признаком коммунальной инфраструктуры является технологическая связь. На наш взгляд, целесообразно также добавить мысль об организационном единстве, но не в плане структуры собственности, а в смысле соблюдения единых стандартов качества.

Анализ документов, связанных с модернизацией коммунальной инфраструктуры, показывает, что в текущей практике управления разрабатываются только лишь муниципальные программы, точнее, реализующиеся на уровне муниципального образования. Так, в соответствии с вышеназванным законом разработаны Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований [8].

Данные программы станут базовыми документами, определяющими развитие коммунальной

инфраструктуры в рамках муниципальных образований. В них будут отражены перспективные планы и сценарии развития муниципальных образований.

Таким образом, можно определить понятие «коммунальная инфраструктура» как технологическую и организационную совокупность имущественных и производственных объектов для обеспечения потребителей коммунальными услугами на территории муниципального образования. Другими словами, как коммунальную инфраструктуру муниципального образования.

Данное определение можно было бы считать законченным, поскольку имеющиеся предпосылки управления обусловливают рассмотрение проблем развития коммунальной инфраструктуры на местном уровне.

Вместе с тем логика регионального управления диктует необходимость выделения понятия

«коммунальная инфраструктура региона». Это обусловлено следующими причинами:

1. Необходимость учета  стратегического планирования развития  региона. В первую очередь это  проблема стратегического выбора  региона. На сегодня инфраструктура является основой регионального развития, тем инструментом, на который может воздействовать региональная власть. В отличие от рыночных структур, развитие которых в основном определяется экономической целесообразностью, развитие инфраструктуры в основном определяется стратегическими, а не рыночными целями экономики.

Состав и структура коммунальной инфраструктуры должны отражать стратегический выбор региона. В условиях нестабильности внешней среды важно также определить, каковы притязания региона в будущем, каковы его возможные перспективы. Стратегический выбор предполагает формирование, оценку альтернатив развития коммунальной инфраструктуры, а также определение наиболее оптимального варианта развития.

2. Сложность решения проблем  на муниципальном уровне. Финансовые  и структурные ограничения экономики  муниципальных образований делают  невозможным решение проблем коммунальной инфраструктуры на местном уровне. Реформа ЖКХ пошла по пути децентрализации ответственности за отрасль, т. е. по территориальному принципу. Это соответствовало веяниям времени и мировой практике. Согласно принятому Закону РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в собственность органов местного самоуправления было передано практически все государственное имущество отрасли и большая часть ведомственного имущества по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем без какого-либо дополнительного финансового обеспечения. Распалась целостная система управления отраслью. Практически утратили свою роль органы государственного управления как на российском уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Все это привело к ряду отрицательных явлений. Прошедшее после принятия программы реформирования время показывает, что коренных изменений в отрасли не наблюдается.

3. Регулирование тарифов  на коммунальные услуги осуществляется  на федеральном и в первую

очередь на региональном уровне, что подчеркивает мысль об организационном единстве предприятий коммунальной инфраструктуры региона.

4. Коммунальная инфраструктура  является подсистемой социальной  инфраструктуры региона, поэтому  проблемы коммунальной инфраструктуры  должны рассматриваться на региональном  уровне.

5. Система отраслевого  управления, осуществляемая на федеральном  и региональном уровнях, обусловливает  организационное единство предприятий  коммунальной инфраструктуры региона. Данную причину также можно  рассматривать в свете конфликта  интересов отраслевого и территориального управления, в решении которого можно найти логику регионального управления.

6. В законодательном определении  прослеживается мысль о том, что  коммунальная инфраструктура может  быть расположена не только  в границах муниципального образования. Эта проблема разграничения межмуниципальных отношений может быть решена только на региональном уровне. Очевидно, что по мере роста агломераций данная проблема получит продолжение.

Коммунальная инфраструктура это не просто совокупность производственных и имущественных объектов. Технологическая связь между объектами диктует необходимость системного подхода к рассмотрению данного вопроса. Система (от др.-греч. – целое, составленное из частей; со — единение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство [9].

Состав коммунальной инфраструктуры как системы величина непостоянная, зависящая от уровня социально-экономического развития региона. Состав входных переменных и выходных контрольных значений является неопределенным. Их в общем виде можно описать следующим образом.

Входные переменные величины:

– количество потребителей;

– среднесуточные объемы потребления;

– инвестиции;

– тенденция изменения эксплуатационных затрат;

– тарифы: темпы изменения;

– темпы инфляции.

Показатели выходных значений:

– общий доход;

– денежный поток;

– рентабельность производства;

– доступность (доля дохода домохозяйства, идущая на оплату услуг).

На прямые и обратные связи в первую очередь воздействует система регулирования тарифов

для потребителей, а также другие социально-экономические факторы, обусловленные влиянием внешней среды. Внутреннюю среду характеризуют организационно-технологические параметры коммунальной инфраструктуры, в первую очередь уровень износа основных фондов.

Определение коммунальной инфраструктуры как системы обусловливает наличие свойств систем. Во-первых, синергичность – максимальный эффект деятельности коммунальной инфраструктуры достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования ее элементов для достижения общей цели. Во-вторых, целенаправленность – наличие у коммунальной инфраструктуры рыночных и социальных целей и социальных приоритетов развития. В-третьих, альтернативность функционирования и развития (монополизация или демонополизация рынка коммунальных услуг). В-четвертых, адаптивность – стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию коммунальной инфраструктуры к изменяющимся потребностям региона. В-пятых, надежность – способность коммунальной инфраструктуры сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.

Также следует подчеркнуть, что коммунальная инфраструктура в силу первостепенной значимости для человека формирует социальную среду обитания.

 

 

 

 

 

Вывод

Таким образом, коммунальной инфраструктуре относятся системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО.

В целом, системы коммунальной инфраструктуры являются ключевыми элементами жизнеобеспечения современных городов. Коммунальная инфраструктура представляет собой сложные распределенные организационные и инженерные системы, имеющие следующие технические характеристики:

-удаленность места производства от места реализации ресурса;

-сетевой принцип поставки ресурса с использованием трубопроводов;

-локализованность инфраструктуры в пределах поселений (за исключением, как правило, газо- и электроснабжения);

потребление коммунальных услуг носит индивидуальный характер, что наталкивает на мысль рассматривать рынок коммунальных услуг как подобие рынка частных (обычных) товаров, однако коммунальные услуги обладают специфическими качествами (например, соответствуют принципу несоперничества), что роднит их с общественными благами.

Также можно говорить о том, что коммунальным услугам свойственны общие свойства потребления:

-потребность в услугах возникает постоянно независимо от времени дня и ночи;

-коммунальные услуги незаменимы, т. е. каждый вид услуг ориентирован на удовлетворение определенной потребности;

-услуги должны предоставляться в момент потребности

в них;

потребление коммунальных услуг - насущная необходимость для организации жизнедеятельности.

Из особенностей коммунальных услуг вытекают два главных требования к системам коммунального обслуживания:

требование доступности услуг - бесперебойность и непрерывность предоставления услуг потребителям (круглосуточный и сезонный круглогодичный характер работы систем коммунального обслуживания);

требование насыщения потребности - необходимость полного удовлетворения потребности в услугах в любой момент их возникновения.

Готовность систем коммунального обслуживания к удовлетворению потребностей в услугах достигается за счет двух условий. Во-первых, производство услуг должно осуществляться непрерывно, либо система должна обладать быстродействием, при котором наличие перерывов в подаче услуг не создает дисгармонии в привычном для потребителя укладе жизни. Во- вторых, располагаемая мощность (производительность) систем должна обеспечивать удовлетворение максимальной потребности в соответствующей услуге.

Оба этих условия, кажется, вступают в противоречие с требованием рациональности, предполагающим достижение максимального полезного эффекта при наименьших затратах. Суть этого противоречия состоит в том, что для удовлетворения названных выше условий необходимо располагать мощностью источника (установки), которая будет затребована лишь на очень короткое время, а в остальной период останется неиспользованной.

В системах инженерного обеспечения эти мощности называются пиковыми. Избежать этого противоречия невозможно из-за присущей процессам потребления неравномерности. Влияние его можно уменьшить путем объединения потребителей общей для всех них системой производства и потребления услуг, т. е. путем развития принципа централизации.

Таким образом, тенденция к централизации в системах коммунального обслуживания (коммунальной инфраструктуры) возникает из желания преодолеть противоречие между требованиями создать для потребителя максимальные удобства и обеспечить рациональное (эффективное) использование системы.

Сложная экономическая природа систем коммунальной инфраструктуры существенным образом влияет на организацию их деятельности. Отсутствие прямых рыночных конкурентных стимулов требует создания специальных институциональных, экономических и финансовых инструментов для повышения эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы


Информация о работе Понятие и сущность коммунальной инфраструктуры