Понятие и сущность проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Существует ряд определений понятия «проект», каждое из которых имеет право на существование. Специалисты по управлению проектами пользуются тем из них, что наиболее подходит к решаемой ими задаче.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 145.17 Кб (Скачать файл)

Разработка и выбор  стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

  • корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения).
  • деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:
    1. Стратегия лидерства в издержках
    2. Стратегия дифференциации (уникальности по какому-либо направлению)
    3. Стратегия концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта)
  • Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении  стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

  • географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
  • выбор корпоративной стратегии;
  • выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
  • установка основного соотношения "продукт — рынок" для разработки концепции маркетинга;
  • функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
  • выбор оптимальной группы клиентов;
  • основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
  • использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом  стратегии является фактор т.н. организационной  культуры, включающий (см. также главу 20):

  • Видение (философия) организации
  • Господствующие ценности
  • Нормы и правила поведения
  • Ожидания предстоящих изменений
  • Процедуры и поведенческие ритуалы.

В качестве результата в зависимости  от типа/цели проекта, могут выступать: научная разработка; новый технологический  процесс; программное средство строительный объект; реализованная учебная программа  реструктурированная компания; сертифицированная  система качества и т д. по тому, насколько результат соответствует  по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам  запланированному уровню.

Управляемые параметры проекта: объемы и виды работ по проекту; стоимость, издержки, расходы по проект, временные  параметры, включающие сроки, продолжительности  и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи  работ; ресурсы, требуемые для осуществления  проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие  изделия и детали а также ограничения по ресурсам; качество проектных решений, применяемых ресурсов.

Проект и процесс его реализации - сложная система, в которой сам  проект выступает как управляемая  подсистема, а управление проектом - управляющая.

 

 

 

 

1.3 Жизненный цикл проекта

 

Анализируя такой важный параметр проекта как период или  время реализации проекта, следует  отметить, что с данным параметром тесно связаны такие элементы как  дата зарождения проекта, начало реализации проекта, срок исполнения проекта и дата завершения проекта.

Таким образом, понятие «жизненный цикл проекта» можно трактовать следующим  образом. Жизненный цикл проекта  – это период времени от зарождения идеи проекта до его завершения, который можно разделить на соответствующие  фазы или этапы.

Не существует одного наилучшего способа  определить идеальный жизненный  цикл проекта, структуру его фаз. У некоторых организаций есть принятые принципы, согласно которым  для всех проектов предполагается одинаковый жизненный цикл, в то время как  другие организации позволяют команде  управления проектом выбирать жизненный  цикл, наиболее подходящий для своего проекта.

Жизненный цикл проекта используется:

  1. Для определения начала и конца проекта;
  2. Для исследования целесообразности проекта;
  3. Для выявления связующих видов деятельности, которые необходимы после завершения проекта для использования полученных результатов;
  4. Для определения того, что должно быть сделано на каждой фазе проекта (цели - продукты).

Деление проекта на фазы, их набор и последовательность определяются нуждами контроля исполняющей организации.

На практике количество фаз  проекта, как правило, варьируется  от 4 до 9 (но может быть и больше).

Каждая фаза может характеризоваться  по таким параметрам, как:

  • Стоимость;
  • Продолжительность;
  • Степень вовлечения персонала;
  • Степень вероятности успеха проекта;
  • Влияние ключевых участников.

Общепринятого подхода к  определению жизненного цикла проекта, его фаз, стадий и этапов не существует

Все эти характеристики зависят  от конкретного проекта, условий  его реализации и опыта участников.

Но логика и содержание процессов развития проектов имеют  много общего и можно выделить основные фазы жизненного цикла проекта.

Основные фазы жизненного цикла проекта

Типичный жизненный цикл проекта, как видно на рисунке, состоит из четырех фаз:

  • Начальная фаза (концепция).
  • Фаза разработки.
  • Фаза реализации.
  • Фаза завершения.

 

Фаза концепции посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:

Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование).

Выявление потребности в  изменениях (в проекте).

Определение проекта:

  • цели, задачи, результаты;
  • основные требования, ограничительные условия, критерии;
  • уровень риска;
  • окружение проекта, потенциальные участники;
  • требуемое время, ресурсы, средства и др.

Определение и сравнительная  оценка альтернатив. Представление предложений, их апробация и экспертиза. Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

В фазе разработки разрабатываются основные компоненты проекта, и осуществляется подготовка к его реализации.

Основные работы этой фазы:

1. Назначение руководителя  проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.

Установление деловых  контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.

2. Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:

конечный результат(ы) и продукт(ы), стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы.

3.Структурное планирование, в т.ч.:

  • декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,
  • календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,
  • смета и бюджет проекта,
  • потребность в ресурсах,
  • процедуры УП и техника контроля,
  • определение и распределение рисков.

4.Организация и проведение  торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.

5.Организация выполнения  базовых проектных и опытно-конструкторских  работ по проекту.

6.Представление проектной  разработки.

7. Получение одобрения  на продолжение работ по проекту.

В фазе реализации выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта.

Данная фаза включает в  себя:

1. Организацию и проведение  торгов, заключение контрактов

2. Полный ввод в действие  разработанной системы УП.

3. Организацию выполнения  работ.

4. Ввод в действие средств  и способов коммуникации и  связи участников проекта.

5. Ввод в действие системы  стимулирования (участников) проекта.

6. Детальное проектирование  и технические спецификации.

7. Оперативное планирование  работ.

8. Установление системы  информационного контроля за ходом работ.

9. Организацию и управление  материально-техническим обеспечением  работ, в т.ч. запасами, закупками.

10. Выполнение работ, предусмотренных  проектом (в т.ч. производство  строительно - монтажных и пуско-наладочных работ).

11. Руководство, координация  работ, согласование темпов, мониторинг  прогресса, прогноз состояния,  оперативный контроль и регулирование  основных показателей проекта:

  • ход работ, их темпы,
  • качество работ и проекта,
  • продолжительность и сроки,
  • стоимость и другие показатели.

12. Решение возникающих  проблем и задач.

В завершающей фазе (или  фазе окончания) проекта достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта. Основные работы этой фазы:

  1. Планирование процесса завершения.
  2. Эксплутационные испытания окончательного продукта(ов) проекта.
  3. Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.
  4. Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.
  5. Оценка результатов проекта и подведение итогов.
  6. Подготовка итоговых документов.
  7. Закрытие работ и проекта.
  8. Разрешение конфликтных ситуаций.
  9. Реализация оставшихся ресурсов.
  10. Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
  11. Расформирование команды проекта.

Цель завершающих операций при выполнении проекта заключается  в том, чтобы повысить эффективность  работы или отдачу от капиталовложений для следующего проекта, внося на основе как позитивного, так и  негативного опыта выполненного проекта изменения в организационную  и техническую системы управления проектом, изменив структуру организации, схему финансирования и поставок, или, разработав более эффективный  стиль управления.

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Понятие и сущность проекта