Понятие этики и морали в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравственные нормы и является частью этики вообще.
«Этика» 1(от греч. ethos – обычай, нрав)- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Содержание работы

Основные понятия этики……………………………………………..........3
Общие этические принципы делового общения………………….……...5
Тест…………………………………………………………………...……..9
Список литературы………………………………………………..…..…......10

Файлы: 1 файл

Этика 1.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

Некоторые социологи делят мир по менталитету на Восток и Запад, считая, что представители каждой из этих двух половин планеты имеют свои особенности. Что же делает западный бизнесмен, собираясь в поездку на переговоры? Он собирает с собой портативный компьютер, проекты договоров, расчеты, котировку и т.д. Он все рассчитал и подходит к предстоящим переговорам по-деловому, прагматично. Сделки он заключает, опираясь на точный и четкий расчет.

Бизнесмен же с Востока возьмет с собой красивую секретаршу, чековую книжку, массу сувениров. Ведя переговоры, он, прежде всего, попытается установить контакт, разгадать душу своего партнера. Как утверждают специалисты9, он попытается прежде всего заглянуть в глаза своего потенциального партнера и угадать, можно ли ему доверять.

Некоторые специалисты в области международных этических норм делового общения выделяют следующие требования, которые следует выполнять вне зависимости от того, где и с кем работает человек:

-правильно произносить  имена людей;

-правильно есть и учитывать  особенности кухни в каждой  стране;

- правильно одеваться;

- правильно разговаривать.

Кроме того, все крупные компании, корпорации, банки, торговые объединения и т.п. в обязательном порядке имеют некий устав или кодекс, который определяет этическую основу взаимоотношений между сотрудниками данной организации, а также между ее сотрудниками и внешней средой. Данный документ вырабатывается на основе существующих в конкретной стране основных правовых актов (Конституции страны, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, законы и налогообложении и т.п.), регламентирующих производственную, коммерческую, правовую, иную деятельность данной организации, а также с учетом сложившихся в данной организации традиций, принятых правил и т.д. Инициаторов выработки кодекса, как правило, выступает руководство организации, которое преследует цели укрепления дисциплины, повышения конкурентоспособности, увеличения доходов. Таким образом , в конечном счете каждый работник, подписываясь под кодексом, присягает быть законопослушным и вместе с тем неукоснительно выполнять требования администрации «своей» фирмы.

Так, например, представительство компании « Sonу» в Москве использует «Руководство для сотрудников компании», предназначение которого «помочь сотрудникам понять политику компании и оценить ее деятельность». В соответствии с этим руководством « Сони» требует от своих сотрудников «придерживаться самых высоких этических норм, как в пределах, так и за пределами компании».

В чем же смысл обязательных на фирмах «Сони» этических норм?

Прежде всего, сотрудники компании, поддерживающие деловые контакты от имени « Сони» с клиентами, «должны вести работу в интересах фирмы, никому не отказывая предпочтения и не предоставляя никому преимуществ».

Во-вторых, « подарки, наградные и все другое, что представляет ценность, не должны приниматься сотрудниками компании или членами их семей от лиц, имеющих деловые отношения с «Сони».

Запрещается также вручение подарков между сотрудниками, находящимися в отношениях начальника и подчиненного.

В другой знаменитой компании «Coca- Cola» при поступлении на работу каждому вновь принятому служащему вручается « Кодекс делового поведения сотрудников компании», который требуется не только тщательно проштудировать, но в дальнейшем всегда держать под рукой, твердо знать и руководствоваться в своей работе. Кодекс требует соблюдение честности и безупречности репутации от своих сотрудников в « соответствии с моральными, этическими и правовыми стандартами тех стран, где компания ведет свои дела». Один из пунктов Кодекса гласит, что «взятки никогда не разрешаются. Щедрые подарки и приемы запрещены». Вместе с тем разрешается « подкармливать» местных государственных чиновников и госслужащих в соответствии с местными законами. Характерно также, что кодекс требует, чтобы «каждый рабочий и служащий, располагающий информаций или знающий о нарушении данного кодекса кем-либо, должен сообщить об этом вышестоящему руководителю».

В России правила, определяющие поведение деловых людей, стали появляться с развитием капитализма. Одним из таких кодексов чести предпринимателя стали принятые в 1912 году в деловом мире « Семь принципов ведения дел». Они, в частности, предусматривали:

- быть честным и правдивым;

- любить и уважать человека;

- быть верным своему  слову;

- быть целеустремленным.

3.2 Национальные  стили ведения деловых переговоров10

Американцы оказали значительное влияние на различные стили ведения переговоров во всем мире. Для них характерны хороший настрой на переговоры, энергичность, внешнее проявление дружелюбия и открытости. Они любят не слишком официальную атмосферу при ведении переговоров, ценят шутки и хорошо реагируют на них. Одновременно с этим проявляется и эгоцентризм. Часто американцы исходят из того, что их партнер должен руководствоваться теми же правилами, которым следуют и они. В результате не исключено возникновение непонимания между участниками переговоров.

В целом американский стиль характеризуется достаточным профессионализмом. Редко в американской делегации можно встретить человека, некомпетентного в вопросах, по которым ведутся переговоры. При этом члены американской делегации относительно самостоятельны при принятии решений по сравнению с членами делегаций из других стран.

Французы обычно избегают официальных обсуждений вопросов один на один. Они очень стараются сохранить на переговорах свою независимость. В то же время их поведение может измениться кардиальным образом в зависимости от того, с кем они обсуждают проблемы.

Члены французской делегации больше внимания уделяют предварительным договоренностям и предпочитают заранее обсудить те или иные вопросы. По сравнению с американцами, французы менее свободны и самостоятельны при принятии окончательных решений.

При обсуждении конкретных вопросов французы ориентируются на логические доказательства и исходят из общих принципов. Они достаточно жестко ведут переговоры и обычно не имеют запасной позиции. Часто на переговорах они выбирают конфронтационный тип взаимодействия, кроме того, предпочитают использовать французский язык в качестве официального языка переговоров.

Китайский стиль ведения переговоров четко разграничивает отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап. На начальном этапе переговоров большое внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения. Эти показатели служат индикатором для определения статуса каждого из участников переговоров. В значительной степени китайцы ориентируются на людей с более высоким статусом и на партнеров, которые выражают симпатии китайской стороне. С помощью таких партнеров китайцы стараются оказать свое влияние на позицию противоположной стороны.

Обычно окончательное решение принимается китайской стороной не за столом переговоров, а в домашних условиях. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны центра практически обязательно. В составе китайской делегации бывает много экспертов, что увеличивает ее численность.

Японский стиль ведения переговоров примечателен тем, что японцы практически не используют угроз при переговорах. Они стремятся избегать обсуждений и столкновений позиций во время официальных переговоров, а также участия в многосторонних переговорах. Также они уделяют много внимания развитию личных отношений с партнером. Во время официальных встреч японцы стремятся по возможности подробнее обсудить проблемы с партнером. Механизм принятия решений у японцев предполагает довольно сложный процесс согласования и утверждения тех или иных положений. Характерной чертой японцев является чувствительность к общественному мнению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы, исходя из поставленной в ней цели и задач, можно сделать краткие выводы:

1. Этика делового общения  – это учение о проявлении  морали и нравственности в  деловом общении, взаимоотношениях  деловых партнеров.

2. Основные принципы деловых  отношений дают конкретному сотруднику  в любой организации этическую  платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

3. Принципы этики деловых  отношений служат основанием  для выработки каждым сотрудником  любой фирмы собственной личной  этической системы.

4. Культура устной и  письменной речи часто бывает  сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является  стиль общения, функциональная грамотность.

5. В содержание делового  этикета может входить деловой  этикет офиса, т.е. его сотрудников, подготовка деловых бумаг по  правилам этикета, проведение деловых  переговоров, встреч и совещаний  по правилам делового этикета, а также и международные нормы  делового этикета, которые весьма  важно знать и блюсти при  проведении переговоров с иностранными  лицами и организациями.

Немало важным является и знание национального стиля ведения деловых переговоров, что может способствовать успеху заключения более удачной сделки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Всеобщая декларация  прав человека от 10 декабря 1948г.// Международное право в документах. М., 1982

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002

3. Бороздина Г.В. Психология  делового общения: Уч. пособие.-М.: ИНФРА-М, 1998

4. Искусство дипломатических  переговоров. // Международная жизнь.-1989.№ 8

5.Карнеги Д. « Как завоевать  друзей…» -М.: «Прогресс», 1989

6. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.- М.: Из-во РАГС, 1997

7. Мосеев Р.Н. Международные  этические нормы и психология  делового общения.: М. Из-во « Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

8. Психология и этика  делового общения: Учебник для  вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко.-3-е  изд., пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

9. Энциклопедия делового  этикета / Сост. О.И. Максименко.- М.: ООО  « Из-во АСТ»: ООО « Из-во Астрель», 2001

1 Энциклопедия этикета/ Сост. О.И. Максименко.-М.: ООО « Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2001С.312

2 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд. изм. пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 319

3 Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5

4 Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропевдевтика делового поведения.: Уч. пособие.-СПб.: Алетейя, 2003. С. 84

5 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948.// Международное право в документах. М., 1982

6 Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.- М. Изд-во РАГС, 1997 С.33

7 Д.Карнеги. « Как завоевать друзей…»-М.: « Прогресс», 1989

8 Искусство дипломатических переговоров// Международная жизнь.-1989.-№8

 

9 Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения: М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1997 С. 91

10 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.- М.: ИНФРРА-М, 1998 С. 94-96

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТИКЕТ

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении ,но и у себя дома 
.Но порой бывает ,что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит ,когда необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков ,но и умения вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были , в какой-бы стране не находились , хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

Некоторые рекомендации по общественному поведению в различных странах

Англия

В Англии очень важны манеры держаться за столом . Поэтому надо соблюдать основные правила этого ритуала. Никогда не кладите руки на столе, держите их на коленях. Приборы не снимаются с тарелок, так как подставки для ножей в Англии не употребляют. Не перекладывайте приборы из одной руки в другую, нож должен все время находится в правой руке, вилка - в левой, с концами ,обращенными к тарелке. Так как различные овощи подаются одновременно с мясными блюдами ,вам следует поступать так: вы накладываете маленький кусочек мяса при помощи ножа набираете на этот кусочек овощей 
;научитесь реализовывать трудное равновесие: овощи должны поддерживаться кусочком мяса на выпуклой стороне зубьев вилки. Вы должны добиться этого, так как если вы рискнете наколоть на вилку хоть одну горошину ,то вас сочтут невоспитанным.

Не следует целовать рук или делать при публике таких комплиментов 
,как "какое у вас платье !" или "как восхитителен этот торт!" - это расценивается как большая неделикатность.

За столом не разрешаются отдельные разговоры. Все должны слушать того 
,кто говорит и в свою очередь ,говорить, что бы быть услышанным всеми.

Германия

Надо называть титул каждого, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можно обращаться так: "Herr Doctor !". Слово доктор не зарезервировано, как у нас только для медиков, а употребляется в любом случае при указании специальности или профессии.

Перед тем, как выпить , поднимают бокал и чокаются с вашим хозяином 
(хотя , например во Франции поднимают бокал, но не чокаются)

В ресторане приветствуют всех находящихся около вас, даже незнакомых, выражением "Mahlzeit" ,означающим приблизительно "Приятного аппетита"

Информация о работе Понятие этики и морали в деловом общении