Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:45, реферат
В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции.
Введение
1.Понятие качества товара
2. Сущность и системный подход в управлении качеством
3. Основные показатели качества продукта и их измерение.
4. Типы показателей качества.
5. Методы определения показателей качества.
6. Понятие квалиметрии.
6.1. методы оценки качества продукции в квалиметрии.
7. Требования, предъявляемые к качеству.
8. TQM (Total Quality Management).
8.1.Принципы всеобщего управления качеством (TQM)
8.2.Преимущества TQM.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.Понятие качества товара
2. Сущность и системный подход в управлении качеством
4. Типы показателей качества.
5. Методы определения
6. Понятие квалиметрии.
6.1. методы оценки качества
7. Требования, предъявляемые к качеству.
8. TQM (Total Quality Management).
8.1.Принципы всеобщего
8.2.Преимущества TQM.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции - важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Качество продукции - это не просто частная проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная. И наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала признанным лидером в области качества.
Конкуренция -- это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций к новым рыночным условиям. ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.
Сегодня в стране уже существует общая заинтересованность руководителей страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения в повышении качества продукции и услуг, а также качества жизни. все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в бизнесе. Понятие «качество» распространяется на все виды деятельности: управление процессами на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями; освоение новых рынков сбыта путем поставки конкурентоспособной продукции.
Всё это требует умения
гибко и оперативно управлять
качеством. Кроме обеспечения
1.Понятие качества товара.
Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…» Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…», то есть качество товара - это совокупность его свойств и характеристик, придающих ему способность удовлетворять обусловленные или предвиденные потребности покупателя. Качество содержит в себе не все свойства товара, а лишь те, которые связаны с удовлетворением конкретных потребностей соответственно назначению товара. Кроме потребительских характеристик, качество включает и другие товара, обеспечивающие соответствие требованиям проектировщиков, производителей, работников сферы обращения, которые имеют отношение к товару.
Важное задание товароведения - выявить максимальный набор свойств товара, которые отвечают за его качество. Эти свойства могут выявляться на всех стадиях жизненного цикла товара. Качество товара нельзя объяснить и измерить в разрез с его потребительской стоимостью и пользой. Нельзя приравнивать качество и потребительскую стоимость. Потребительская стоимость- это сам товар, несущий в себе определенную пользу и являясь конкретным благом. Товар в роли потребительской стоимости является носителем своего качества. Повышение качества неотъемлемо от научно-технического прогресса, потому что, вооружившись передовыми научными достижениями и разработками можно достаточно успешно конкурировать с другими товарами на международном рынке.
2. Сущность
и системный подход в
Управление качеством - это методы
и виды деятельности Управление качеством включает в себя три элемента: - субъект управления - объект управления - механизм воздействия
Управление качеством Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Управление качеством
рассматривается как Из этого определения следует, что уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает: техническую подготовку производства; входной контроль; процесс изготовления продукции; учет и финансовую деятельность; контроль качества работы и продукции; послепродажное обслуживание в эксплуатации. Основными задачами управления качеством являются: изучение рынка сбыта; изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Процесс управления качеством состоит из следующих операций: разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции; сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество; выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект; выдача управленческих решений;
3. Основные показатели качества продукта и их измерение.Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя к продукции. Конкретные требования к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества. Измерением показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия. Что включает в себя понятие «оценка качества»? Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимой для принятия решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. В процессе оценки качества используются следующие термины: градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству; уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке); мера качества — при выполнении точных технических оценок; относительное качество — при сравнении объектов; требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки Что такое «показатели качества» и какими они бывают? Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества: - показатели качества по отношению к свойствам продукции - показатели качества по количеству отражаемых свойств - показатели качества по методу определения - показатели качества по стадиям определения - показатели качества по размерности отражаемых величин - показатели качества по значимости при оценке
4. Типы показателей качества. В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества. Какие конкретные свойства продукции характеризуют те или иные показатели качества? Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Основные типы показателей качества.
Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:
Показатели назначения
Показатели надежности
Показатели технологичности Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».
Эстетические показатели
Показатели стандартизации Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества. 5. Методы определения показателей качества. Существуют
определенные методы -Органолептический метод основан на определении показателей с помощью органов чувств человека: зрения, запаха, слуха, вкуса, прикосновения. Показатели выражаются в баллах. Этот метод наиболее затребован в торговле. -Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных предметов, событий, слухов, затрат, явлений. Его используют при статистическом контроле качества или при опытном ношении. -Расчетный метод состоит
в определении показателей -Измерительный метод наиболее объективный, он дает самые точные результаты. Перспективными направлениями этого метода являются экспресс-методы, которые не нарушают контроля. 6. Понятие квалиметрии. Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем). Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи: -разработку методов
определения численных -разработку единых методов измерения и оценки показателей качества; -разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции; 6.1. методы оценки качества продукции в квалиметрии. К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся: -инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения. -расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами -статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий) -органолептический, -экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов. -социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции -комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный. Перечисленные показатели качества и методы их измерения, в основном, относятся к производству. А какими показателями может воспользоваться компания для оценки других направлений своей деятельности? Действительно, для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала. 7. Требования, предъявляемые к качеству.
Между
уровнем требований и По мере развития экономики, науки и техники, изменения потребностей населения, повышения степени информированности о товарах требования, предъявляемые к ним, изменяются и, как правило, повышаются. Требования к товару могут быть: * текущими; * перспективными; * общими; * специфическими; * требования социального назначения; * функциональные; * эргономические; * эстетические; * технологические; * требования стандартизации; * требования надежности.
Текущие требования
Перспективные требования Перспективные требования по мере развития технического прогресса переходят в группу текущих и регламентируются стандартами и техническими условиями. Разработка перспективных
и пересмотр текущих Общие требования в равной степени предъявляются или к одному, или к преобладающему большинству товаров. К ним относятся: наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, удобство пользования, безвредность для человека и обеспечение нормальной жизнедеятельности организма, прочность и надежность в эксплуатации в пределах установленного срока, возможность и простота ремонта, эстетические требования и др. Требование безвредности для организма человека является одним из важнейшим для всех видов товаров. Специфические требования предъявляются к более узкой группе изделий или к конкретному товару. Они более разнообразны и зависят от назначения и условий эксплуатации товаров. Так, к одним товарам предъявляют высокие требования к прочности, к другим – к внешнему виду. Наиболее высокой прочностью должны обладать товары, которые в процессе эксплуатации подвергаются механическим воздействиям (сжатию, растяжению, изгибу, кручению, удару и др.). Для изделий художественно-декоративного назначения предъявляются повышенные эстетические требования; для музыкальных товаров важнейшее требование – качество звучания. Текущие, перспективные, общие и специфические требования в зависимости от того, какую сторону потребления товара они характеризуют, подразделяют на требования: социального назначения, функциональные, технологические, эргономические, гигиенические, эстетические, надежности, экономические и др. Все эти требования характеризуются соответствующими свойствами и показателями. Требования социального назначения – это соответствие производства того или иного товара общественно необходимым потребностям, оправданность его производства и потребления. Они определяют общественную значимость товаров для определенных групп потребителей. Анализ статистических показателей, разработка моделей потребления и проведения социологических исследований дают возможность выявить эти требования. На основе такого анализа разрабатывается оптимальный ассортимент товаров. Функциональные
требования предусматривают Эргономические требования
предусматривают удобство -гигиенические требования -антропометрические требования предусматривают соответствие изделия или его деталей размерам и форме тела человека; -физиологические –
соответствие изделия -психофизиологические
– соответствие готовой продукц -психологические – соответствие изделия психике человека. При определении соответствия изделия необходимо проанализировать все операции процесса пользования им и правильно оценить каждую из них (удобство, легкость, быстроту выполнения). Эстетические
требования – это требования
к информационной Технологические
требования предъявляют прежде
всего к исходным материалам
и сырью для производства Требования стандартизации и унификации направлены на возможность использования для производства товаров стандартных и унифицированных деталей и способов технологии. Унификация позволяет создавать на основе базовой модели разнообразные изделия из унифицированных элементов и деталей. При этом повышается производительность труда, сокращается себестоимость готовой продукции за счет широкого использования достижений научно-технического прогресса. Требования
к надежности товаров * безотказность. Предъявляют
в основном к * долговечность сводится
к тому, чтобы работоспособность
изделий до предельного * ремонтопригодность
характеризует пригодность * сохраняемость – это требование прежде всего, к условиям, обеспечивающим сохранение потребительной стоимости товаров при хранении, транспортировании в течение установленных сроков и после их истечения. 8. TQM (Total Quality Management). Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название - всеобщего управление качеством или TQM (Total Quality Management). TQM (Total Quality Management) - нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Основы этой системной теории менеджмента качества заложены в середине XX в. Эдвардсом Демингом, долгое время проработавшим в Японии. Они включают: -знания о системах,
системном подходе и -основы статистической теории и знаний об изменчивости; -основы теории познания; -основы психологии. Грубо говоря, TQM - это адаптация классического операционного менеджмента к изменчивости внешней среды, когда нормы выработки как метод управления становятся неэффективны. В основу концепции положено качество - качество материалов, процессов, продукции, доставки, обслуживания. Причин некачественного выполнения работы может быть много: плохие материалы, технология, организация поставок, неудачное освещение, перебои в электропитании, необученность и нетренированность персонала и многое-многое другое. Лишь халатность и злой умысел связаны с намеренным недостижением необходимого уровня качества. Все остальное - не вина, а беда, привнесенная плохим менеджментом. В 1980-х гг. Э. Деминг разработал и внедрил программу менеджмента, четырнадцать базовых положений которой перекликаются с принципами управления А. Файоля. Базовые положения менеджмента: -Постоянство цели - поставьте перед собой цель непрерывного улучшения продукции и услуг и будьте неизменно твердыми и постоянными в ее достижении. -Новая философия -
примите новую философию: -Покончите с зависимостью
от массового контроля - уничтожьте
потребность в массовых -Покончите с практикой закупок по самой низкой цене - откажитесь от оценки и выбора поставщиков, принимая во внимание только цены на их продукцию. -Улучшайте каждый
процесс в целях достижения
более высокого качества, повышения
производительности и -Введите в практику
современные подходы к -Учредите «лидерство» - усвойте и введите в практику систему «лидерства» как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять работу наилучшим образом. -Изгоняйте страхи - поощряйте
эффективные двусторонние -Разрушайте барьеры
между подразделениями, -Откажитесь от использования
плакатов, лозунгов, призывов к работникам,
так как подавляющее -Устраните произвольно
установленные задания и -Дайте работникам
возможность гордиться своим
трудом - устраните барьеры, которые
лишают их возможности -Поощряйте стремление
к образованию и -Необходима приверженность
делу повышения качества и
действенность высшего
8.2.Преимущества TQM. Краткосрочные
и долгосрочные выгоды есть
в любом стиле управления. Всеобщее
управление качеством даёт Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения Всеобщего управления качеством, — это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика. Эти выгоды могут привести к популяризации и повышению статуса компании в обществе. Уклонение от ошибок и
правильные действия, прежде всего, сохраняют
время и ресурсы, и тогда фонды
и сбережения могут расходоваться
на расширение спектра услуг (продукции)
или предоставляться Всеобщее управление качеством приветствует создание атмосферы энтузиазма и удовлетворения выполненной работой с привлечением инструментов премирования и награждения за творческий подход. Если неудачи в результате экспериментов сотрудников воспринимаются как часть обучающего процесса, сотрудники перестают стесняться творчески подходить к разработке новых идей. Вместо того, чтобы скрывать ошибки от руководства или оттягивать их огласку, что приводит к перерастанию мелких ошибок в большие проблемы, сотрудники терпеливо подходят к решению проблем, пробуя исправить их снова и снова. Если сотрудники чувствуют, что являются частью организации, они ощущают себя нужными, работа приносит им удовлетворение, что может в свою очередь повысить её качество. При Всеобщем управлении качеством широко применяется командный подход, передающий, с одной стороны, работникам опыт решения проблем их коллегами и, с другой стороны, позволяющий им применить свои знания и опыт в ходе совместных усилий. Поскольку сотрудники получают опыт при командном решении проблем, они могут участвовать в перекрёстных секционных мега-командах, решающих проблемы, выходящие за рамки возможностей локальных групп. TQM даёт организации большую гибкость в решении проблем и повышает качество условий работы для всех сотрудников. Всеобщее
управление качеством может ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В
результате теоретического изучения комплексных
методов оценки качества, сделаны следующие
выводы. Качество выпускаемой продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли. Международный опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках системного управления, которое охватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и утилизации. Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта. Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с. помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний. Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции позволяет организовать эффективную систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зарубежной и отечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукции стоит на защите прав при нарушении прав и интересов граждан и юридических лиц на территории РФ. | ||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Бобровников Г.Н. и
др. Качество продукции и научно-
2. Басовский Л.Е., Протасьев
В.Б. Управление качеством:
3. Бойко Т.С. Товароведение
и экспертиза товаров.: Учебное пособие. –
Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003.
4. Новицкий Н.И. и
др. Управление качеством
5. Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное
пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.