Понятие качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:45, реферат

Описание работы

В последнее время мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции.

Содержание работы

Введение
1.Понятие качества товара
2. Сущность и системный подход в управлении качеством
3. Основные показатели качества продукта и их измерение.
4. Типы показателей качества.
5. Методы определения показателей качества.
6. Понятие квалиметрии.
6.1. методы оценки качества продукции в квалиметрии.
7. Требования, предъявляемые к качеству.
8. TQM (Total Quality Management).
8.1.Принципы всеобщего управления качеством (TQM)
8.2.Преимущества TQM.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1.Понятие качества товара

2. Сущность и системный подход  в управлении качеством

3. Основные показатели качества продукта и их измерение.

4. Типы показателей  качества.  

5. Методы определения показателей  качества.

6. Понятие квалиметрии.

6.1. методы оценки качества продукции  в  квалиметрии.

7. Требования, предъявляемые к качеству.

8. TQM (Total Quality Management).

8.1.Принципы всеобщего управления  качеством (TQM)

8.2.Преимущества TQM.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

В последнее время  мы всё чаще встречаемся с такими понятиями как качество, конкурентоспособность  и безопасность продукции, говорим  о сертификации продукции, требуем  соблюдения законов и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало  об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции - важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Качество продукции - это не просто частная проблема, для отдельных производителей, это проблема общенациональная. И наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала признанным лидером в области качества.

        Конкуренция -- это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций к новым рыночным условиям. ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.

Сегодня в стране уже  существует общая заинтересованность руководителей страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения в повышении качества продукции и услуг, а также  качества жизни. все больше российских предприятий стремятся получить сертификат на систему качества, поскольку без этого невозможен долгосрочный успех в бизнесе. Понятие «качество» распространяется на все виды деятельности: управление процессами на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями; освоение новых рынков сбыта путем поставки конкурентоспособной продукции.

Всё это требует умения гибко и оперативно управлять  качеством. Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск добротной продукции диктуется необходимостью обеспечения её безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе законов. И для того чтобы успешно работать в условиях рынка предприятие должно организовать у себя современное управление качеством и знать, как практически его организовать на предприятии. Поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет значение технологических работ и организации производства. Управление качеством связано так же со стандартизацией, так как его основной нормативной базой является стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответственными измерениями. Отсюда - необходимость значений метрологического обеспечения. Управление качеством обязательно требует знания действующего законодательства в области качества. Основу конкурентоспособности продукции составляет и качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятии систем качества.

 

 

 

 

1.Понятие качества  товара.

Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…» Определение качества, данное ещё Гегелем, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определённость; Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть…», то есть качество товара - это совокупность его свойств и характеристик, придающих ему способность удовлетворять обусловленные или предвиденные потребности покупателя. Качество содержит в себе не все свойства товара, а лишь те, которые связаны с удовлетворением конкретных потребностей соответственно назначению товара. Кроме потребительских характеристик, качество включает и другие товара, обеспечивающие соответствие требованиям проектировщиков, производителей, работников сферы обращения, которые имеют отношение к товару.

Важное задание товароведения - выявить максимальный набор свойств  товара, которые отвечают за его  качество. Эти свойства могут выявляться на всех стадиях жизненного цикла товара. Качество товара нельзя объяснить и измерить в разрез с его потребительской стоимостью и пользой. Нельзя приравнивать качество и потребительскую стоимость. Потребительская стоимость- это сам товар, несущий в себе определенную пользу и являясь конкретным благом. Товар в роли потребительской стоимости является носителем своего качества. Повышение качества неотъемлемо от научно-технического прогресса, потому что, вооружившись передовыми научными достижениями и разработками можно достаточно успешно конкурировать с другими товарами на международном рынке.

 

 

2. Сущность  и системный подход в управлении  качеством.

        Управление качеством - это методы  и виды деятельности оперативного  характера, включающие в себя контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и их реализацию на всех этапах производства.

Управление качеством  включает в себя три элемента:

- субъект управления

- объект управления

- механизм воздействия

        Управление качеством осуществляется  путём реализации управляющих  функций. Это - планирование, мотивация,  организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие  решений и внедрение мероприятий.  Все они взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация представляет собой процесс управления качеством.

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Управление качеством  рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении. Управление качеством - органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.

Из этого определения  следует, что уровень качества продукции  должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:

техническую подготовку производства;

входной контроль;

процесс изготовления продукции;

учет и финансовую деятельность;

контроль качества работы и продукции;

послепродажное обслуживание в эксплуатации.

Основными задачами управления качеством являются: изучение рынка сбыта; изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.

Процесс управления качеством  состоит из следующих операций:

разработка программы  управления, планирования и повышения  качества продукции;

сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;

выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

выдача управленческих решений;

 

3. Основные показатели качества продукта и их измерение.

        Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя к продукции. Конкретные требования к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества. Измерением показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия.

Что включает в себя понятие «оценка качества»?

       Проблемы  управления качеством породили  задачи количественной оценки  качества, необходимой для принятия  решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

В процессе оценки качества используются следующие термины:

градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству;

уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке);

мера качества — при выполнении точных технических оценок;

относительное качество — при сравнении объектов;

требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки

Что такое «показатели  качества» и какими они бывают?

           Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Специалисты выделяют шесть  основных групп показателей качества:

- показатели качества  по отношению к свойствам продукции

- показатели качества  по количеству отражаемых свойств

- показатели качества  по методу определения

- показатели качества  по стадиям определения

- показатели качества  по размерности отражаемых величин

- показатели качества  по значимости при оценке

 

4. Типы показателей  качества.     

         В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества.

Какие конкретные свойства продукции характеризуют те или иные показатели качества?

Основные разновидности  показателей качества приведены  в Таблице 1.

 

Таблица 1. Основные типы показателей качества.

Признак классификации

Типы показателей

1.

Отношение к свойствам продукции

1. Назначения 
2. Надежности 
3. Технологичности 
4. Эргономические 
5. Эстетические 
6. Стандартизации 
7. Патентно-правовые 
8. Экономические

2.

Количество отражаемых свойств

1. Единичные 
2. Комплексные

3.

Метод определения

1. Инструментальные 
2. Расчетные 
3. Статистические 
4. Органолептические 
5. Экспертные 
6. Социологические 
7. Комбинированные

4.

Стадия определения

1. Проектные 
2. Производственные 
3. Эксплуатационные 
4. Прогнозируемые

5.

Размерность отражаемых величин

1. Абсолютные 
2. Приведенные 
3. Безразмерные

6.

Значимость при оценке качества

1. Основные 
2. Дополнительные


Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:

            Показатели назначения определяют  основные функциональные свойства  продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.

            Показатели надежности характеризуют  способность продукции сохранению  работоспособности при соблюдении  определенных условий эксплуатации  и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).

           Показатели технологичности связаны  с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».

        Эстетические показатели связаны  со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).

        Показатели стандартизации характеризуют  соответствие продукции стандартам.

       Экономические  показатели отражают затраты  на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.

5. Методы определения  показателей качества.

       Существуют  определенные методы определения  показателей качества, такие как:

-Органолептический метод основан на определении показателей с помощью органов чувств человека: зрения, запаха, слуха, вкуса, прикосновения. Показатели выражаются в баллах. Этот метод наиболее затребован в торговле.

-Регистрационный метод  основан на наблюдении и подсчете числа определенных предметов, событий, слухов, затрат, явлений. Его используют при статистическом контроле качества или при опытном ношении.

-Расчетный метод состоит  в определении показателей качества  расчетным путем.

-Измерительный метод  наиболее объективный, он дает самые точные результаты. Перспективными направлениями этого метода являются экспресс-методы, которые не нарушают контроля.

6. Понятие квалиметрии.

        Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

Квалиметрия ставит перед  собой три основные практические задачи:

-разработку методов  определения численных значений  показателей качества продукции,  сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;

-разработку единых  методов измерения и оценки показателей качества;

-разработку единичных,  комплексных и интегральных показателей качества продукции;

6.1. методы оценки качества  продукции в  квалиметрии.

       К  методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:

-инструментальный, основанный  на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.

-расчетный, заключающийся  в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами

-статистический, использующий  правила прикладной статистики  и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий)

-органолептический, основанный  на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств

-экспертный, учитывающий  мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.

-социологический, основанный  на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции

-комбинированный, включающий  несколько методов определения  показателей качества

      Основными  методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный.

Перечисленные показатели качества и методы их измерения, в основном, относятся к производству. А какими показателями может воспользоваться компания для оценки других направлений своей деятельности?

Действительно, для комплексной  оценки эффективной работы организации  необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала.

7. Требования, предъявляемые к качеству.

      Все  товары, выпускаемые промышленностью,  должны соответствовать определенным  требованиям. Под требованиями  понимают особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы его можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного периода времени. К ним относятся как показатели физических, химических свойств, так и эстетических, гигиенических и другие. Характер и степень требований в различные периоды неодинаковы и зависят от материального и культурного уровня  жизни населения, назначения товара, технико-экономических возможностей производства и степени информированности населения о товаре.



       Между  уровнем требований и качеством  товаров существует определенная  диспропорция, что способствует  непрерывному повышению качества  и обновлению ассортимента товаров.

По мере развития экономики, науки и техники, изменения потребностей населения, повышения степени информированности о товарах требования, предъявляемые к ним, изменяются и, как правило, повышаются.

Требования к товару могут быть:

* текущими;

* перспективными;

* общими;

* специфическими;

* требования социального  назначения;

* функциональные;

* эргономические;

* эстетические;

* технологические;

* требования стандартизации;

* требования  надежности.

          Текущие требования разрабатываются  и предъявляются к товарам  серийного производства, находящимся  в продаже. Их устанавливают с учетом технических и экономических возможностей производства на определенном этапе развития экономики страны. Эти требования, как правило, регламентируются государственными стандартами и техническими условиями. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.

           Перспективные требования объединяют  более широкий по уровню комплекс  показателей качества товаров.  Основой для них являются текущие  требования, предъявляемые к качеству  товаров. При разработке перспективных  требований к товару учитывают наиболее полное удовлетворение потребностей, совершенствование процессов производства, появление новых видов сырья и другие факторы.

Перспективные требования по мере развития технического прогресса  переходят в группу текущих и  регламентируются стандартами и техническими условиями.

Разработка перспективных  и пересмотр текущих требований, предъявляемых к качеству товаров, являются важнейшими задачами товароведения.

         Общие требования в равной  степени предъявляются или к  одному, или к преобладающему большинству товаров. К ним относятся: наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, удобство пользования, безвредность для человека и обеспечение нормальной жизнедеятельности организма, прочность и надежность в эксплуатации в пределах установленного срока, возможность и простота ремонта, эстетические требования и др. Требование безвредности для организма человека является одним из важнейшим для всех видов товаров.

        Специфические требования предъявляются к более узкой группе изделий или к конкретному товару. Они более разнообразны и зависят от назначения и условий эксплуатации товаров. Так, к одним товарам предъявляют высокие требования к прочности, к другим – к внешнему виду. Наиболее высокой прочностью должны обладать товары, которые в процессе эксплуатации подвергаются механическим воздействиям (сжатию, растяжению, изгибу, кручению, удару и др.). Для изделий художественно-декоративного назначения предъявляются повышенные эстетические требования; для музыкальных товаров важнейшее требование – качество звучания.

Текущие, перспективные, общие и  специфические требования в зависимости  от того, какую сторону потребления  товара они характеризуют, подразделяют на требования: социального назначения, функциональные, технологические, эргономические, гигиенические, эстетические, надежности, экономические и др. Все эти требования характеризуются соответствующими свойствами и показателями.

       Требования социального  назначения – это соответствие  производства того или иного товара общественно необходимым потребностям, оправданность его производства и потребления. Они определяют общественную значимость товаров для определенных групп потребителей. Анализ статистических показателей, разработка моделей потребления и проведения социологических исследований дают возможность выявить эти требования. На основе такого анализа разрабатывается оптимальный ассортимент товаров.

       Функциональные  требования предусматривают соответствие  товара своему назначению. Товар, не соответствующий им, не может быть использован по назначению, т.е. товар должен удовлетворять определенную потребность или служить средством её удовлетворения.

      Эргономические требования  предусматривают удобство пользования  изделием в процессе эксплуатации, его соответствие особенностям организма человека, обеспечение оптимальных условий эксплуатации его человеком в быту. Эргономические требования определяют соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим, психологическим и другим особенностям организма человека, характеризуют отношение субъекту к объекту. В соответствии с этим эргономические требования подразделяются на следующие:

-гигиенические требования предусматривают  обеспечение безопасных и безвредных условий для жизнедеятельности человека при его взаимодействии с изделием и средой. Эти требования предъявляются к большинству товаров и особенно к товарам из различных полимерных материалов и пластмасс;

-антропометрические требования предусматривают соответствие изделия или его деталей размерам и форме тела человека;

-физиологические –  соответствие изделия физическим  возможностям человека при пользовании  им;

-психофизиологические  – соответствие готовой продукции особенностям органов чувств человека;

-психологические –  соответствие изделия психике  человека.

При определении соответствия изделия необходимо проанализировать все операции процесса пользования  им и правильно оценить каждую из них (удобство, легкость, быстроту выполнения).

     Эстетические  требования – это требования  к информационной выразительности  и рациональности формы, конструкции,  внешнему оформлению, целостности  композиции и другим особенностям  изделия. Они выявляют общественную  ценность, полезность, рациональность, функциональную целесообразность товара, а также соответствие его вкусам населения и моде.

      Технологические  требования предъявляют прежде  всего к исходным материалам  и сырью для производства товаров,  например, к пряже, тканям, коже, строительным материалам и другие. Такие материалы должны допускать возможность использования современных методов обработки, оборудования и технологических средств, повышающих производительность труда и снижающих себестоимость готовой продукции.

      Требования стандартизации и унификации направлены на возможность использования для производства товаров стандартных и унифицированных деталей и способов технологии. Унификация позволяет создавать на основе базовой модели разнообразные изделия из унифицированных элементов и деталей. При этом повышается производительность труда, сокращается себестоимость готовой продукции за счет широкого использования достижений научно-технического прогресса.

     Требования  к надежности товаров характеризуют  способность изделий выполнять заданные функции в течение определенного времени. Изделия должны быть надежными и прочными в эксплуатации. Требования к надежности конкретизируются в следующих требованиях:

* безотказность. Предъявляют  в основном к сложнотехническим  изделиям. Они должны сохранять работоспособность в течение заданного промежутка времени без вынужденных перерывов;

* долговечность сводится  к тому, чтобы работоспособность  изделий до предельного состояния  сохранялась в течение длительного  времени с необходимыми перерывами на ремонт или другое техническое обслуживание;

* ремонтопригодность  характеризует пригодность изделия  к предупреждению, обнаружению и  устранению неисправностей путем  ремонта и технического обслуживания;

* сохраняемость –  это требование прежде всего, к условиям, обеспечивающим сохранение потребительной стоимости товаров при хранении, транспортировании в течение установленных сроков и после их истечения.

8. TQM (Total Quality Management).

       Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса.

Этот метод получил  название - всеобщего управление качеством  или TQM (Total Quality Management).

       TQM (Total Quality Management) - нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Основы этой системной теории менеджмента качества заложены в середине XX в. Эдвардсом Демингом, долгое время проработавшим в Японии. Они включают:

-знания о системах, системном подходе и оптимизации;

-основы статистической теории и знаний об изменчивости;

-основы теории познания;

-основы психологии.

Грубо говоря, TQM - это адаптация классического операционного менеджмента к изменчивости внешней среды, когда нормы выработки как метод управления становятся неэффективны. В основу концепции положено качество - качество материалов, процессов, продукции, доставки, обслуживания. Причин некачественного выполнения работы может быть много: плохие материалы, технология, организация поставок, неудачное освещение, перебои в электропитании, необученность и нетренированность персонала и многое-многое другое. Лишь халатность и злой умысел связаны с намеренным недостижением необходимого уровня качества. Все остальное - не вина, а беда, привнесенная плохим менеджментом.

В 1980-х гг. Э. Деминг разработал и внедрил программу менеджмента, четырнадцать базовых положений которой перекликаются с принципами управления А. Файоля.

   Базовые положения менеджмента:

-Постоянство цели - поставьте  перед собой цель непрерывного  улучшения продукции и услуг и будьте неизменно твердыми и постоянными в ее достижении.

-Новая философия - примите новую философию: радикально  переосмыслите свои взгляды на  суть менеджмента и роль менеджера  в современном мире. Мы вступили  в новую экономическую эру,  и в этом огромная заслуга Японии.

-Покончите с зависимостью  от массового контроля - уничтожьте  потребность в массовых проверках  и инспекции как способе достижения  высокого качества.

-Покончите с практикой  закупок по самой низкой цене - откажитесь от оценки и выбора  поставщиков, принимая во внимание только цены на их продукцию.

-Улучшайте каждый  процесс в целях достижения  более высокого качества, повышения  производительности и уменьшения  затрат.

-Введите в практику  современные подходы к подготовке  и переподготовке кадров.

-Учредите «лидерство»  - усвойте и введите в практику  систему «лидерства» как метод  работы, имеющий целью помочь  работникам выполнять работу  наилучшим образом.

-Изгоняйте страхи - поощряйте  эффективные двусторонние связи,  используйте другие средства  для искоренения страха, опасений и враждебности внутри организации.

-Разрушайте барьеры  между подразделениями, службами, отделами.

-Откажитесь от использования  плакатов, лозунгов, призывов к работникам, так как подавляющее большинство  проблем возникает в системе и не во власти работников что-то в ней изменить.

-Устраните произвольно  установленные задания и количественные  нормы - откажитесь от рабочих  инструкций и стандартов, устанавливающих  производственные нормы, квоты  для работников и задания для  руководителей.

-Дайте работникам  возможность гордиться своим  трудом - устраните барьеры, которые  лишают их возможности гордиться  своим трудом.

-Поощряйте стремление  к образованию и совершенствованию  - учредите программу образования  для сотрудников и всемерно  поддерживайте стремление к самосовершенствованию.

-Необходима приверженность  делу повышения качества и  действенность высшего руководства  - ясно определите непоколебимую  приверженность топ-менеджмента  организации постоянному улучшению  качества и производительности.            

8.1.Принципы  всеобщего управления качеством  (TQM)

Принципы всеобщего  управления качеством возникли на основе результатов работы в области  повышения качества продукции в  Европе, Америке и Японии.  
В теории TQM принято выделять восемь принципов менеджмента на основе качества.

а) ориентация на потребителя - организации зависят от своих  потребителей, поэтому должны понимать их текущие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания;

б) лидерство руководителя - руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации;

в) вовлечение работников - работники всех уровней составляют основу организации, и их полная вовлеченность дает возможность организации с наибольшей выгодой использовать их способности;

г) процессный подход - желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;

д) системный подход к  менеджменту - выявление, понимание  и менеджмент взаимосвязанных процессов  как система вносят вклад в  результативность и эффективность  организации при достижении ее цели;

е) постоянное улучшение - постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель;

ж) принятие решений, основанное на фактах - в основе эффективных  решений лежит анализ данных и  информации;

з) взаимовыгодные отношения  с поставщиками - организация и  ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Эти восемь принципов  менеджмента на основе качества образуют базу для стандартов на системы менеджмента  качества, входящих в семейство ISO 9000.

Опыт внедрения TQM в отечественную практику позволяет выделить пять основных составляющих:

-создание документированных  систем качества;

-взаимоотношения с  поставщиками;

-взаимоотношения с  потребителями;

-мотивация к улучшению  качества;

-обучение в области  качества.

TQM состоит из трех составных частей:                                                                 А) Ключевая система - методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля.  
Б) Система технического обеспечения - это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному ихиспользованию.  
В) Система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM  
Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий:  
А) высшее должностное лицо энергично выступает за повышение качества;  
Б) инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;  
В) организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщее управление качеством.  
Так как Всеобщее Управление Качеством предполагает все стороннее управление всей деятельностью предприятия, то TQM включает в себя:

-Контроль в процессе разработки новой конструкции.

-Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала.

-Входной контроль материалов.

-Контроль готовой продукции.

-Оценку качества продукции.

-Оценку качества производственного процесса.

-Контроль качества продукции и производственного процесса.

-Анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества).

-Использование информации о качестве продукции.

-Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции.

-Обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала.

-Гарантийное обслуживание.

-Координацию работ в области качества.

-Совместную работу по качеству совместно с поставщиками.

-Использование цикла PDCA (plan - do - check - action)

-Работу кружков качества.

-Управление человеческим фактором.

-Работу в области качества по методу межфункционального управления.

-Участие в национальных компаниях по качеству.

-Выработку политики в области качества.

-Участие служащих в финансовой деятельности, воспитание сознательного отношения к качеству.

-Проведение мер по формированию культуры качества.

-Подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества.

-Возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

      Всеобщее  Управление Качеством в широком  смысле лучше всего можно представить  в виде схемы, приведенной на  рис.1

     В верхней  части схемы изображена (в виде  небольшого прямоугольника) совокупность  ощущений покупателя. Покупатель  является потребителем, как продукции, так и услуг. При этом его ощущения могут быть осязаемы и неосязаемы.  

 

Рис 1.

 

Осязаемые ощущения покупателя связаны в основном с продукцией. К таким ощущениям можно отнести вкус, запах, вес, цвет, шероховатость поверхности и другие. Их можно оценить с помощью органов чувств человека.

Неосязаемые ощущения чаще всего связаны с услугами. Здесь  одним из главных факторов может  быть время выполнения услуги.  
Именно осязаемые ощущения наиболее полно связаны с качественными характеристиками продукции.  
        В настоящее время качество продукции определяется качеством производственных процессов.  
Здесь необходимо отметить одну особенность. С ростом благосостояния изменяется спектр потребностей, а следовательно, и спектр ощущений. А это в свою очередь изменяет требования к качеству производственных процессов, что должно привести к изменению качественных показателей продукции.  
Такое изменение качества процессов производства осуществляется на основе программы повышения качества и сопровождается непрерывным их совершенствованием. Поэтому программа повышения качества будет являться одним из ключевых моментов в работе предприятия по повышению качества продукции.  
В то же время качество производственных процессов определяется пятью основными компонентами:

Людьми;

Оборудованием;

Материалами;

Методами;

Окружающей средой.

      Одним  из главнейших компонент, обеспечивающих  высокое качество производственных процессов, являются люди. Для того чтобы люди могли и хотели обеспечить высокое качество производственных процессов, они должны располагать необходимой информацией о том, что и как они должны делать; быть заинтересованы в высоком качестве своего труда (то есть должна быть мотивация их труда); иметь соответствующую квалификацию и трудовые навыки; непрерывно обучаться новым приемам труда, и все вместе должны образовывать трудовой коллектив (команду), заинтересованный в высоком качестве продукции.  
Второй компонент, гарантирующий высокое качество производственных процессов, связан с использованием соответствующего оборудования, приспособлений и инструментов.  
Высокое качество производственных процессов не может быть достигнуто без применения высококачественных материалов (сырья, комплектующих элементов и полуфабрикатов).  
Важным компонентом обеспечения качества производственных процессов является использование методов управления, которые включают в себя системы управления, организацию управления, обеспечение или создание определенного стиля руководства, а также внедрение современных производственных решений, как в области управления, так и в области совершенствования технологии.  
И последний, но не менее важный компонент связан с созданием необходимого морального климата, способствующего плодотворной работе как каждого работника, так и трудового коллектива в целом.  
Затем осуществляется переход от качества единичных производственных процессов к качеству всего предприятия.  
Качество предприятия оценивается на основе внутренних и внешних критериев.  
К внутренним критериям, по которым производится оценка качества предприятия, относятся следующие:

-координация деятельности  отдельных подразделений предприятия; 

-организационная структура,  способная обеспечить необходимый уровень качества;

-поддержка со стороны  администрации любых начинаний  и инициатив, направленных на  повышения уровня качества.

К внешним критериям, по которым осуществляется оценка качества предприятия, относятся:

-экономический успех  от деятельности предприятия;

-деятельность предприятия  не создает экологических проблем; 

вся деятельность предприятия  создает ему положительный имидж (надежный партнер, продукция предприятия  обладает высокими и стабильными  качественными характеристиками).

В качестве примеров качества предприятия можно упомянуть наименование фирмНиссан,Филлипс,Проктер-энд-Гембл.  
Называя фирму Ниссан, мы ассоциируем название фирмы с высоко качественными автомобилями. Упоминание фирмы Филлипс у нас связано с высококачественной электроникой - телевизорами и радиоприемниками. А наименование Проктер энд Гембл вызывает в памяти товары по уходу за телом и парфюмерию.  
Поэтому, формирование качества предприятия осуществляется на основе многолетнего формирования стабильного качества производственных процессов на этом предприятии и стабильного высокого качества производимой на этом предприятии продукции.


8.2.Преимущества TQM.

      Краткосрочные  и долгосрочные выгоды есть  в любом стиле управления. Всеобщее  управление качеством даёт несколько краткосрочных преимуществ, однако, большинство преимуществ этого подхода долгосрочны, и эффект от них ощутим только после их благополучной реализации. В больших организациях может уйти несколько лет, прежде чем долгосрочные выгоды дадут эффект.

Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения Всеобщего управления качеством, — это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика. Эти выгоды могут привести к популяризации и повышению статуса компании в обществе.

Уклонение от ошибок и  правильные действия, прежде всего, сохраняют  время и ресурсы, и тогда фонды  и сбережения могут расходоваться  на расширение спектра услуг (продукции) или предоставляться сотрудникам  для работы, направленной на улучшение качества услуг.

Всеобщее управление качеством приветствует создание атмосферы  энтузиазма и удовлетворения выполненной  работой с привлечением инструментов премирования и награждения за творческий подход. Если неудачи в результате экспериментов сотрудников воспринимаются как часть обучающего процесса, сотрудники перестают стесняться творчески подходить к разработке новых идей.

Вместо того, чтобы  скрывать ошибки от руководства или  оттягивать их огласку, что приводит к перерастанию мелких ошибок в большие  проблемы, сотрудники терпеливо подходят к решению проблем, пробуя исправить их снова и снова. Если сотрудники чувствуют, что являются частью организации, они ощущают себя нужными, работа приносит им удовлетворение, что может в свою очередь повысить её качество.

При Всеобщем управлении качеством широко применяется командный  подход, передающий, с одной стороны, работникам опыт решения проблем  их коллегами и, с другой стороны, позволяющий им применить свои знания и опыт в ходе совместных усилий. Поскольку сотрудники получают опыт при командном решении проблем, они могут участвовать в перекрёстных секционных мега-командах, решающих проблемы, выходящие за рамки возможностей локальных групп. TQM даёт организации большую гибкость в решении проблем и повышает качество условий работы для всех сотрудников.

       Всеобщее  управление качеством может быть  «генератором прибыли» даже для  общественных организаций. Фактически  сам подход не создает прибыли,  но если ему следовать должным  образом, можно выявить дорогостоящие  процессы и найти способы сбережения средств. Неизбежные издержки TQM — это расходы на выполнение рутинных операций. Вообще говоря, для общественных организаций сбережённые ресурсы и средства могут рассматриваться как «прибыль».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

       В  результате теоретического изучения комплексных методов оценки качества, сделаны следующие выводы.  
       Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.  
Качество прошло многовековой путь развития и развивалось по мере того, как совершенствовались потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению.  
       Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.  
Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:

 
• экспериментальным,  
• органолептическим,  
• социологическим,  
• экспертным.

 
Важным элементом в управлении качеством является сертификация и  стандартизация. Главная задача стандартизации состоит в создании системы нормативно-технической документации. Эта система определяет прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Качество выпускаемой  продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.  Международный опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках системного управления, которое охватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и утилизации. Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта.

Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с. помощью сертификации, которая  означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний. Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции позволяет организовать эффективную систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зарубежной и отечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукции стоит на защите прав при нарушении прав и интересов граждан и юридических лиц на территории РФ.

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Бобровников Г.Н. и  др. Качество продукции и научно-технический  прогресс. - М.: Издательство стандартов, 1988.

2. Басовский Л.Е., Протасьев  В.Б. Управление качеством: Учебник. -М: ИНФРА-М, 2001  
3. Бойко Т.С. Товароведение и экспертиза товаров.: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003.

4. Новицкий Н.И. и  др. Управление качеством продукции:  Учеб. пособие / Н.И.Новицкий, В.Н.  Олексюк, А.В. Кривенков, Е.Э.  Пуровская; Под ред. Н.И. Новицкого.  — 2-е изд., испр. и доп. -Мн.: Новое  знание, 2002. 
5. Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.




Информация о работе Понятие качества