Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа
Несмотря на довольно большое количество статей по выбранной теме, трудности в
написании курсовой работы были вызваны тем, что с момента вступления закона в
силу прошло меньше полугода и на данный момент еще не сформирована единая
арбитражная практика по применению нового закона о банкротстве.
Введение
Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий
Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика
1.1. Характеристика глубины состояния банкротства 3
1.2. Причины несостоятельности предприятий 4
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий 6
1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий 8
Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности (
банкротстве)" от 26 октября 2002г.
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий 9
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе по делу о
банкротстве предприятий
10
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации 12
2.4. Определение и учёт требований кредиторов 13
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение. 15
3.2 Финансовое оздоровление 16
3.3 . Внешнее управление. 17
3.4. Конкурсное производство 18
3.5. Мировое соглашение 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
самого должника, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным
судом определения о принятии такого заявления. В остальных случаях судебное
заседание по проверке обоснованности требований заявителя проводится
арбитражным судом не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с
даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника
банкротом. Если до назначенного арбитражным судом заседания на его
рассмотрение поступают заявления о признании должника банкротом от других
лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве
заявлений о вступлении в дело о банкротстве и должны быть рассмотрены в
течение 15 дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности
требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд( пп.6, 8 ст.42,
ст.62 Закона о банкротстве).[ 1, 6-7.]
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе
по делу о банкротстве предприятий.
Серьезным недостатком содержавшихся в Федеральном законе "О
несостоятельности (банкротстве)" 1998 года положений о круге лиц,
участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном
процессе по делу о банкротстве, было то, что среди них при проведении таких
основных процедур, как внешнее управление и конкурсное производство, не
оказывалось ни одного лица, заинтересованного в защите прав должника. В
частности, акционеры и иные учредители (участники) хозяйственного общества
или товарищества — должника, подвергнувшегося банкротству, никак не были
представлены среди названных лиц.
Закон о банкротстве исправил эту ошибку в правовом регулировании. Согласно
ст. 35 Закона к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о
банкротстве, теперь наряду с представителем работников должника отнесены
также представитель учредителей (участников) должника и представитель
собственника имущества должника — государственного или муниципального
унитарного предприятия.
Для обеспечения прав и интересов должника указанные лица наделены
необходимыми полномочиями, в частности: правом на обращение в арбитражный
суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о признании
недействительным решения собрания кредиторов (п. 4 ст. 15); возможностью
представлять арбитражному суду возражения относительно требований кредиторов
(п. 2 ст. 71); правом заявлять ходатайство первому собранию кредиторов и
арбитражному суду о введении в отношении должника процедуры финансового
оздоровления (ст. 77).
Кроме того, при проведении процедур банкротства, введение которых ранее
автоматически прекращало полномочия органов управления должника (общего
собрания участников, совета директоров, правления), например внешнего
управления или конкурсного производства, теперь за указанными органами
управления сохраняются определенные правомочия. Так, в случае введения
внешнего управления органы управления должника в пределах компетенции,
установленной Законом о банкротстве, могут принимать следующие решения: о
внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения
уставного капитала; об определении количества и номинальной стоимости
объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества
путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с
ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления
возможности дополнительной эмиссии акций; о замещении активов должника и
некоторые другие (п. 2 ст. 94 Закона).
Вместе с тем не может не настораживать то обстоятельство, что Закон о
банкротстве содержит ряд положений о так называемых третьих лицах,
которые, не являясь ни лицами, участвующими в деле о банкротстве, ни лицами,
участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, нередко наделяются
полномочиями, аналогичными тем, которые предоставлены учредителям
(участникам) хозяйственных обществ и товариществ, а также собственнику
имущества должника — унитарного предприятия.
К примеру, третье лицо (третьи лица), так же как собственник имущества
унитарного предприятия или учредители (участники) хозяйственного общества или
товарищества — должника, вправе по согласованию с должником обратиться к
собранию кредиторов или
в арбитражный суд с
оздоровления, предложив
необходимое обеспечение
обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 78
Закона).
Третьему лицу (третьим лицам), как и собственнику имущества унитарного
предприятия или учредителям
(участникам) корпоративной организации-
предоставляется возможность в любое время до окончания внешнего управления в
целях прекращения производства по делу о банкротстве удовлетворить требования
кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить
должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований
кредиторов (пп. 1 и 2 ст. 113 Закона).
При этом кредиторы обязаны принять такое удовлетворение их требований,
предложенное третьим лицом, а должник обязан использовать денежные
средства, переданные третьим лицом, для удовлетворения требований кредиторов и
уполномоченных органов. А на случай отсутствия возможности удовлетворить
требования кредиторов подобным образом, например, по причине непредоставления
кредитором необходимых сведений или уклонения последнего от принятия исполнения
обязательств должника от третьего лица, указанному третьему лицу предоставлено
право удовлетворить требования соответствующих кредиторов путем внесения
денежных средств в депозит нотариуса (п. 3 ст. 113).
Денежные средства, направленные третьим лицом на удовлетворение требований
кредиторов должника, считаются предоставленными последнему на условиях
договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом
востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена
процедура внешнего управления. Допускается также заключение соглашения между
третьим лицом и органами управления должника, уполномоченными в соответствии
с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок,
об иных условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств
должника (л. 4 ст. 113). В аналогичном порядке третьим лицом могут быть
удовлетворены требования кредиторов по обязательствам должника и в ходе
конкурсного производства (па 1 ст. 142 Закона).
Очевидно, что, направив необходимую денежную сумму на удовлетворение
требований кредиторов должника, третье лицо оказывается в положении его
единственного кредитора, а должник попадает в полную зависимость от этого
третьего лица, единственной мотивацией действий которого (если только оно не
является благотворительной организацией) может служить передел
собственности: полный контроль над деятельностью должника. Поэтому названные
законоположения представляют собой не что иное, как легальный механизма
захвата имущества должника.[ 1, 7-9]
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации.
Одной из ключевых фигур всякого дела о банкротстве на любой его стадии
является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное
проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего
управления и конкурсного производства на него возлагаются также обязанности
руководителя соответствующей организации.
Новый Закон о банкротстве содержит нормы, превращающие арбитражного
управляющего в один из
элементов огромного и
способны вовсе погубить эту зарождающуюся профессию. Теперь каждый
арбитражный управляющий должен быть членом одной из так называемых
саморегулируемых организаций(СРО), которые и будут представлять арбитражному
суду и собранию кредиторов кандидатуры этих самых арбитражных управляющих из
числа своих членов. Причём представляться будут целым списком( из трёх членов
СРО), в каковом списке кандидатуры должны располагаться, как говорится в ст.
45 Закона о банкротстве, " в порядке уменьшения их соответствия требованиям к
кандидатуре арбитражного управляющего" или " в порядке снижения уровня их
профессиональных качеств". Более того, должник и заинтересованный кредитор
наделены правом безмотивно отвести по одной из кандидатур из числа
представленных СРО, а на арбитражный суд возлагается обязанность утвердить в
качестве арбитражного управляющего оставшуюся кандидатуру. Можно себе
представить результаты " управления" со стороны отобранного таким образом
арбитражного управляющего ! И никакой альтернативы: всё, что было наработано
в ходе применения законодательства о несостоятельности, в частности списки
независимых арбитражных управляющих, зарегистрированных при арбитражных
судах, перечёркиваются.
Нельзя не обратить внимания и на так называемые саморегулируемые организации
(СРО) арбитражных управляющих,
антикризисного управления, да и самих субъектов, оказывающих такие услуги,-
арбитражных управляющих. Согласно Закону о банкротстве ( ст.21-21) в таком
качестве может выступать некая некоммерческая организация, внесенная в единый
государственный реестр саморегулируемых организаций, для чего требуется
иметь в своём составе
не менее ста арбитражных
должен внести взнос в компенсационный фонд соответствующей организации в
размере не менее 50 тыс.рублей ( имущественный ценз?!).
По всей вероятности, подобные саморегулируемые организации будут создаваться(
гласно или негласно) заинтересованными коммерческими структурами,
располагающими необходимыми финансовыми ресурсами. А что же арбитражные
управляющие? Они попадают в полную зависимость от саморегулируемых
организаций( или их хозяев?), о чём недвусмысленно сказано в Законе. В
частности, согласно п.1 ст22 саморегулируемые организации наделяются правом
применять в отношении своих членов меры дисциплинарной ответственности вплоть
до исключения из числа членов саморегулируемой организации ( что для
арбитражного управляющего- верная профессиональная смерть), а также заявлять
в арбитражный суд ходатайства об отстранении своих членов от участия в делах
о банкротстве в качестве арбитражных управляющих.
И это не всё. Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом по делу
о банкротстве, должен в течение десяти дней обеспечить страхование своей
ответственности на страховую сумму не менее 3 млн.рублей в год (п. 8 ст. 20
Закона). Излишне говорить, что выполнение этого требования неминуемо влечет
полную финансовую зависимость арбитражного управляющего.
К сожалению, в ходе принятия Закона о банкротстве были отвергнуты поправки,
согласно которым предлагалось наряду с новой системой саморегулируемых
организаций сохранить и существующую систему независимых арбитражных
управляющих, не являющихся
членами СРО и
судах. Тогда право выбора той или иной системы антикризисного управления
должником принадлежало бы его кредиторам, которые решали бы этот вопрос
сообразно своим интересам. Такой выбор был бы вполне реальным: либо
привлекать к управлению должником саморегулируемую организацию (с
аккредитованными при ней страховыми организациями и профессиональными
реестродержателями), что влечет за собой утрату значительной части имущества
должника, но обеспечивает страхование ответственности арбитражного
управляющего; либо доверить управление должника конкретному независимому
арбитражному управляющему, имеющему репутацию компетентного и порядочного
профессионала.
К слову сказать, только в таких условиях конкуренции с независимыми
арбитражными управляющими можно было надеяться на появление действительно
самостоятельных в профессиональном отношении саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих.[4, 9-12]
2.4. Определение и учёт требований кредиторов.
В отличие от ранее действовавшего законодательства о несостоятельности Закон
о банкротстве четко определяет те требования кредиторов, которые могут
участвовать в деле о банкротстве. Согласно п. 2 ст. 4 Закона для определения
наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных
обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары,
выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов,
подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие
неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие
причинения вреда имуществу кредиторов.
Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу конкурсных
кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о
банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом
голоса.
Другую категорию требований составляют обязательства должника перед гражданами
в связи с причинением вреда жизни или здоровью; обязательства по выплате
Информация о работе Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий