Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа
Несмотря на довольно большое количество статей по выбранной теме, трудности в
написании курсовой работы были вызваны тем, что с момента вступления закона в
силу прошло меньше полугода и на данный момент еще не сформирована единая
арбитражная практика по применению нового закона о банкротстве.
Введение
Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий
Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика
1.1. Характеристика глубины состояния банкротства 3
1.2. Причины несостоятельности предприятий 4
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий 6
1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий 8
Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности (
банкротстве)" от 26 октября 2002г.
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий 9
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе по делу о
банкротстве предприятий
10
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации 12
2.4. Определение и учёт требований кредиторов 13
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение. 15
3.2 Финансовое оздоровление 16
3.3 . Внешнее управление. 17
3.4. Конкурсное производство 18
3.5. Мировое соглашение 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
вознаграждения по авторским договорам; обязанности должника, вытекающие из
трудовых отношений, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих
по трудовому договору. Обладатели указанных требований не признаются
конкурсными кредиторами, хотя сами требования подлежат учету в реестре
требований кредиторов и в период конкурсного производства составляют первые две
очереди требований, подлежащие удовлетворению в привилегированном порядке.
К требованиям конкурсных кредиторов приравнены требования о взыскании
недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Уполномоченные государственные органы, так же как конкурсные кредиторы,
могут инициировать дело о банкротстве должника и принимают участие во всех
собраниях кредиторов с правом голоса.
Что касается иных требований кредиторов по обязательствам, не являющимся
денежными, то они не рассматриваются в деле о банкротстве, в подлежат
предъявлению в суд, арбитражный суд в рамках общей подведомственности в
соответствии с процессуальным законодательством (п. 5 ст. 5 Закона).
В Законе о банкротстве предусмотрен дифференцированный порядок определения
состава и размера требований кредиторов, а также уполномоченных органов.
Для тех кредиторов (уполномоченных органов), которые обращаются в
арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, установлен
порядок, согласно которому состав и размер их требований определяются на дату
подачи соответствующего заявления.
В отношении требований кредиторов, вступающих в дело о банкротстве после его
возбуждения арбитражным судом, но до открытия конкурсного производства,
действует правило, в соответствии с которым состав и размер денежных
обязательств и обязательных платежей определяются на дату введения каждой
процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения
соответствующего обязательства (обязанности).
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям
кредиторов, заявленным после признания должника банкротом и открытия
конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного
производства.
Указанные правила определения состава и размера требований кредиторов и
уполномоченных органов имеют особое значение для тех случаев, когда денежные
обязательства и обязательные платежи выражены в иностранной валюте, что
делает необходимым перевод соответствующих сумм в рубли (например, для
включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов). В этих
целях должен использоваться курс Центрального банка РФ на дату введения
каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения
обязательства (обязанoсти).
В отличие от ранее действовавшего порядка теперь требования кредиторов могут
быть включены в реестр требований кредиторов или, напротив, исключены из него
только на основании судебных актов, устанавливающих состав и размер
соответствующих требований. Исключение составляют лишь требования о выплате
выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору,
которые включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим
или по представлению последнего — реестродержателем (п. 6 ст. 16 Закона).
Большое практическое значение будет иметь выделение в Законе о банкротстве
категории так называемых текущих платежей, под которыми понимаются денежные
обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения производства
по делу о банкротстве должника, а также требования, срок исполнения которых
наступил после введения
соответствующей процедуры
Закона).
Практический смысл
текущего платежа состоит в том, что до окончания процедуры банкротства (за
исключением конкурсного производства), во время которой наступил срок
исполнения соответствующего требования, последнее не включается в реестр
требований кредиторов и может быть удовлетворено в общем порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством.
Если же указанные требования не были удовлетворены, то при переходе к
следующей процедуре банкротства обладатели указанных требований признаются
лицами, участвующими в деле о банкротстве, а сами требования включаются в
реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в порядке,
установленном Законом о банкротстве.
Что касается обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия
заявления о признании должника банкротом, то в конкурсном производстве они
подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 134
Закона).[ 1, 9-11]
Глава 3. Процедуры банкротства предприятий.
3.1. Наблюдение.
В отличие от ранее действовавшего законодательства первая процедура банкротства
— наблюдение — по общему правилу вводится не с момента возбуждения
производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности
требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании
должника банкротом, что послужило основанием для возбуждения производства по
делу о банкротстве должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение о введении
наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя
соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано
арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания
арбитражного суда (п. 3 ст. 48).
Именно с моментом вынесения арбитражным судом определения о введении
наблюдения (а не определения о принятии заявления о признании должника
банкротом, как было ранее) Закон о банкротстве связывает наступление
юридических последствий как для кредиторов, так и для должника (ст. 63 и
64).
Основные изменения указанной процедуры банкротства касаются порядка
отстранения руководителя должника от должности по ходатайству временного
управляющего (вернее, последствий такого отстранения), а также порядка и
срока представления возражений на требования кредиторов, вступающих в дело о
банкротстве, и их рассмотрения арбитражным судом.
Ранее, как известно, удовлетворение арбитражным судом ходатайства временного
управляющего об отстранении руководителя должника влекло за собой возложение
на временного управляющего несвойственных ему обязанностей руководителя
должника.
Теперь в аналогичной ситуации в соответствии с п. 4 ст. 69 Закона о
банкротстве арбитражный суд должен вынести определение об отстранении
руководителя должника и о возложении исполнения его обязанностей на лицо,
представленное в качестве руководителя должника представителем учредителей
(участников) должника или
иным коллегиальным органом
представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия. При
отсутствии таких кандидатур арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей
руководителя на одного из заместителей руководителя должника (одного из
работников должника). В любом случае возможность перехода к временному
управляющему управления делами должника исключается.
Кредиторы и уполномоченные органы, желающие принять участие в первом собрании
кредиторов, могут вступить в дело о банкротстве на стадии наблюдения. В этих
целях они должны предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с
момента опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования
могут быть оспорены не только должником, как было ранее, но и иными
кредиторами, вступившими в дело о банкротстве, временным управляющим, а также
представителем учредителей (участников) должника или соответственно
собственника имущества унитарного предприятия — должника. Возражения
указанных лиц на требования кредитора или уполномоченного органа могут быть
заявлены не позднее чем через 15 дней со дня истечения 30-дневного срока для
предъявления требований к должнику в период наблюдения. При наличии таких
возражений арбитражный суд должен проверить обоснованность соответствующих
требований и установить, имеются ли основания для их включения в реестр
требований кредиторов.
По результатам рассмотрения возражений арбитражный суд выносит определение о
включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований
кредиторов.
В таком же порядке арбитражным судом рассматриваются и те требования, в
отношении которых не поступило никаких возражений. Во всяком случае любое
требование кредитора или уполномоченного органа может попасть в реестр
требований кредиторов только на основании определения арбитражного суда о
включении данного требования в реестр требований кредиторов.[5, 37]
3.2. Финансовое оздоровление.
Новый Закон о банкротстве отличается от ранее действовавшего законодательства
своей явно выраженной реабилитационной направленностью. Основным
свидетельством этого является новая, доселе неизвестная процедура банкротства
— финансовое оздоровление должника, под которой понимается такая
процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления
его платежеспособности и
погашения задолженности в
погашения задолженности (ст. 2).
Особенности данной процедуры состоят в том, что при ее проведении имеется
возможность сохранить органы управления должника, включая его руководителя,
которые вследствие этого оказываются заинтересованными во введении в
отношении должника финансового оздоровления.
Кроме того, активная роль в инициировании и проведении финансового
оздоровления отводится учредителям (участникам) должника, а также
собственнику имущества должника — унитарного предприятия, которые наделяются
правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении
финансового оздоровления. Указанные лица вправе также предоставить
обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком
погашения задолженности.
Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом и в том случае,
если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в арбитражный суд с
ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства. Необходимым условием для
вынесения арбитражным судом в подобной ситуации определения о введении
финансового оздоровления выступает предоставление лицами, заявляющими
ходатайство о переходе к згой процедуре, обеспечения исполнения должником
своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в виде
банковской гарантии (пп. 2 и 3 ст. 75 Закона).
К сожалению, в соответствии с Законом о банкротстве правом на обращение к
собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления
наделяются не только учредители (участники) должника и собственник имущества
должника — унитарного предприятия, но и так называемые третьи лица,
которые могут воспользоваться данной процедурой банкротства для получения
контроля над имуществом должника и его органами управления.
Организация и проведение
процедуры финансового
административного управляющего
полномочиями, осуществляемыми временным управляющим в период наблюдения.
Вместе с тем административный управляющий выполняет и ряд специфических
функций, характерных для финансового оздоровления. В частности, он обязан:
рассматривать отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления
и графика погашения
соответствующую информацию; осуществлять контроль за выполнением должником
текущих требований кредиторов; в случае неисполнения должником обязательств в
соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц,
предоставивших обеспечение указанных обязательств, исполнения их обязанностей,
вытекающих из такого обеспечения (ст. 82, 83).
Существо же самой процедуры финансового оздоровления и ее практический смысл
заключаются в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок — 2 года)
должник производит расчеты
со всеми кредиторами в
погашения задолженности.
Графиком погашения
требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее
чем за месяц до даты окончания
срока финансового
погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через
шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона).
В случае введения процедуры финансового оздоровления шансы кредиторов
получить удовлетворение своих требований многократно повышаются, поскольку на
случай срыва графика
погашения задолженности в
предусмотрен упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами,
предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии
Информация о работе Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий