Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на довольно большое количество статей по выбранной теме, трудности в
написании курсовой работы были вызваны тем, что с момента вступления закона в
силу прошло меньше полугода и на данный момент еще не сформирована единая
арбитражная практика по применению нового закона о банкротстве.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий
Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика
1.1. Характеристика глубины состояния банкротства 3
1.2. Причины несостоятельности предприятий 4
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий 6
1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий 8
Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности (
банкротстве)" от 26 октября 2002г.
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий 9
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе по делу о
банкротстве предприятий
10
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации 12
2.4. Определение и учёт требований кредиторов 13
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение. 15
3.2 Финансовое оздоровление 16
3.3 . Внешнее управление. 17
3.4. Конкурсное производство 18
3.5. Мировое соглашение 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

банкротство промышленного претприятия.docx

— 90.65 Кб (Скачать файл)

вознаграждения по авторским  договорам; обязанности должника, вытекающие из

трудовых отношений, по выплате  выходных пособий и оплате труда  лиц, работающих

по трудовому договору. Обладатели указанных требований не признаются

конкурсными кредиторами, хотя сами требования подлежат учету в  реестре

требований кредиторов и  в период конкурсного производства составляют первые две

очереди требований, подлежащие удовлетворению в привилегированном порядке.

К требованиям конкурсных кредиторов приравнены требования о  взыскании

недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Уполномоченные государственные органы, так же как конкурсные кредиторы,

могут инициировать дело о  банкротстве должника и принимают  участие во всех

собраниях кредиторов с правом голоса.

Что касается иных требований кредиторов по обязательствам, не являющимся

денежными, то они не рассматриваются в деле о банкротстве, в подлежат

предъявлению в суд, арбитражный суд в рамках общей подведомственности в

соответствии с процессуальным законодательством (п. 5 ст. 5 Закона).

В Законе о банкротстве  предусмотрен дифференцированный порядок  определения

состава и размера требований кредиторов, а также уполномоченных органов.

Для тех кредиторов (уполномоченных органов), которые обращаются в

арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, установлен

порядок, согласно которому состав и размер их требований определяются на дату

подачи соответствующего заявления.

В отношении требований кредиторов, вступающих в дело о банкротстве  после его

возбуждения арбитражным  судом, но до открытия конкурсного производства,

действует правило, в соответствии с которым состав и размер денежных

обязательств и обязательных платежей определяются на дату введения каждой

процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения

соответствующего обязательства (обязанности).

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям

кредиторов, заявленным после  признания должника банкротом и  открытия

конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного

производства.

Указанные правила определения  состава и размера требований кредиторов и

уполномоченных органов  имеют особое значение для тех  случаев, когда денежные

обязательства и обязательные платежи выражены в иностранной  валюте, что

делает необходимым перевод  соответствующих сумм в рубли (например, для

включения соответствующих  требований в реестр требований кредиторов). В этих

целях должен использоваться курс Центрального банка РФ на дату введения

каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения

обязательства (обязанoсти).

В отличие от ранее действовавшего порядка теперь требования кредиторов могут

быть включены в реестр требований кредиторов или, напротив, исключены из него

только на основании судебных актов, устанавливающих состав и  размер

соответствующих требований. Исключение составляют лишь требования о выплате

выходных пособий и  об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору,

которые включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим

или по представлению последнего — реестродержателем (п. 6 ст. 16 Закона).

Большое практическое значение будет иметь выделение в Законе о банкротстве

категории так называемых текущих платежей, под которыми понимаются денежные

обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения  производства

по делу о банкротстве  должника, а также требования, срок исполнения которых

наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (ст. 5

Закона).

Практический смысл квалификации того или иного требования в качестве

текущего платежа состоит в том, что до окончания процедуры банкротства (за

исключением конкурсного производства), во время которой наступил срок

исполнения соответствующего требования, последнее не включается в реестр

требований кредиторов и может быть удовлетворено в общем порядке,

предусмотренном процессуальным законодательством.

Если же указанные требования не были удовлетворены, то при переходе к

следующей процедуре банкротства  обладатели указанных требований признаются

лицами, участвующими в деле о банкротстве, а сами требования включаются в

реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в порядке,

установленном Законом о банкротстве.

Что касается обязательств и обязательных платежей, возникших  после принятия

заявления о признании  должника банкротом, то в конкурсном производстве они

подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 134

Закона).[ 1, 9-11]

Глава 3. Процедуры  банкротства предприятий.

3.1. Наблюдение.

В отличие от ранее действовавшего законодательства первая процедура  банкротства

— наблюдение — по общему правилу вводится не с момента возбуждения

производства, а по результатам  рассмотрения арбитражным судом  обоснованности

требований заявителя, обратившегося  в арбитражный суд с заявлением о признании

должника банкротом, что  послужило основанием для возбуждения  производства по

делу о банкротстве  должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение  о введении

наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя

соответствует условиям, предусмотренным  Законом о банкротстве, признано

арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником  на дату заседания

арбитражного суда (п. 3 ст. 48).

Именно с моментом вынесения  арбитражным судом определения  о введении

наблюдения (а не определения  о принятии заявления о признании  должника

банкротом, как было ранее) Закон о банкротстве связывает наступление

юридических последствий как для кредиторов, так и для должника (ст. 63 и

64).

Основные изменения указанной  процедуры банкротства касаются порядка

отстранения руководителя должника от должности по ходатайству временного

управляющего (вернее, последствий такого отстранения), а также порядка и

срока представления возражений на требования кредиторов, вступающих в дело о

банкротстве, и их рассмотрения арбитражным судом.

Ранее, как известно, удовлетворение арбитражным судом ходатайства  временного

управляющего об отстранении  руководителя должника влекло за собой  возложение

на временного управляющего несвойственных ему обязанностей руководителя

должника.

Теперь в аналогичной  ситуации в соответствии с п. 4 ст. 69 Закона о

банкротстве арбитражный суд должен вынести определение об отстранении

руководителя должника и о возложении исполнения его обязанностей на лицо,

представленное в качестве руководителя должника представителем учредителей

(участников) должника или  иным коллегиальным органом управления  должника либо

представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия. При

отсутствии таких кандидатур арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей

руководителя на одного из заместителей руководителя должника (одного из

работников должника). В любом случае возможность перехода к временному

управляющему управления делами должника исключается.

Кредиторы и уполномоченные органы, желающие принять участие  в первом собрании

кредиторов, могут вступить в дело о банкротстве на стадии наблюдения. В этих

целях они должны предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с

момента опубликования сообщения  о введении наблюдения. Указанные  требования

могут быть оспорены не только должником, как было ранее, но и иными

кредиторами, вступившими  в дело о банкротстве, временным  управляющим, а также

представителем учредителей (участников) должника или соответственно

собственника имущества  унитарного предприятия — должника. Возражения

указанных лиц на требования кредитора или уполномоченного  органа могут быть

заявлены не позднее чем  через 15 дней со дня истечения 30-дневного срока для

предъявления требований к должнику в период наблюдения. При наличии таких

возражений арбитражный  суд должен проверить обоснованность соответствующих

требований и установить, имеются ли основания для их включения  в реестр

требований кредиторов.

По результатам рассмотрения возражений арбитражный суд выносит  определение о

включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований

кредиторов.

В таком же порядке арбитражным  судом рассматриваются и те требования, в

отношении которых не поступило никаких возражений. Во всяком случае любое

требование кредитора  или уполномоченного органа может  попасть в реестр

требований кредиторов только на основании определения арбитражного суда о

включении данного требования в реестр требований кредиторов.[5, 37]

3.2. Финансовое  оздоровление.

Новый Закон о банкротстве  отличается от ранее действовавшего законодательства

своей явно выраженной реабилитационной направленностью. Основным

свидетельством этого  является новая, доселе неизвестная  процедура банкротства

— финансовое оздоровление должника, под которой понимается такая

процедура банкротства, которая  применяется к должнику в целях  восстановления

его платежеспособности и  погашения задолженности в соответствии с графиком

погашения задолженности (ст. 2).

Особенности данной процедуры  состоят в том, что при ее проведении имеется

возможность сохранить органы управления должника, включая его  руководителя,

которые вследствие этого оказываются заинтересованными во введении в

отношении должника финансового оздоровления.

Кроме того, активная роль в  инициировании и проведении финансового

оздоровления отводится учредителям (участникам) должника, а также

собственнику имущества  должника — унитарного предприятия, которые наделяются

правом обращения к  первому собранию кредиторов с ходатайством о введении

финансового оздоровления. Указанные лица вправе также предоставить

обеспечение исполнения должником  обязательств в соответствии с графиком

погашения задолженности.

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным  судом и в том случае,

если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в арбитражный суд с

ходатайством о введении внешнего управления или о признании  должника

банкротом и об открытии конкурсного производства. Необходимым  условием для

вынесения арбитражным судом  в подобной ситуации определения  о введении

финансового оздоровления выступает  предоставление лицами, заявляющими

ходатайство о переходе к  згой процедуре, обеспечения исполнения должником

своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности  в виде

банковской гарантии (пп. 2 и 3 ст. 75 Закона).

К сожалению, в соответствии с Законом о банкротстве правом на обращение к

собранию кредиторов с  ходатайством о введении финансового  оздоровления

наделяются не только учредители (участники) должника и собственник  имущества

должника — унитарного предприятия, но и так называемые третьи лица,

которые могут воспользоваться данной процедурой банкротства для получения

контроля над имуществом должника и его органами управления.

Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на

административного управляющего, полномочия которого во многом схожи с

полномочиями, осуществляемыми  временным управляющим в период наблюдения.

Вместе с тем административный управляющий выполняет и ряд  специфических

функций, характерных для  финансового оздоровления. В частности, он обязан:

рассматривать отчеты должника о ходе выполнения плана финансового  оздоровления

и графика погашения задолженности, а также представлять собранию кредиторов

соответствующую информацию; осуществлять контроль за выполнением должником

текущих требований кредиторов; в случае неисполнения должником  обязательств в

соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц,

предоставивших обеспечение  указанных обязательств, исполнения их обязанностей,

вытекающих из такого обеспечения (ст. 82, 83).

Существо же самой процедуры  финансового оздоровления и ее практический смысл

заключаются в том, что  в течение этой процедуры (максимальный срок — 2 года)

должник производит расчеты  со всеми кредиторами в соответствии с графиком

погашения задолженности.

Графиком погашения задолженности  должно предусматриваться погашение  всех

требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее

чем за месяц до даты окончания  срока финансового оздоровления, а также

погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее  чем через

шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона).

В случае введения процедуры  финансового оздоровления шансы  кредиторов

получить удовлетворение своих требований многократно повышаются, поскольку на

случай срыва графика  погашения задолженности в Законе о банкротстве

предусмотрен упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами,

предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии

Информация о работе Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий