Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 04:44, контрольная работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ экономического прогнозирования, раскрывается сущность основных методов, используемых для прогнозирования макроэкономических показателей.
В соответствии с обозначенной целью работы поставлены следующие задачи исследования:
– рассмотреть основные функции экономического прогнозирования;
– изучить принципы экономического прогнозирования;
– изучить основные методы, которые применяются при прогнозировании макроэкономических показателей;
– рассмотреть практические аспекты применения метода прогнозирования на основе построения межотраслевых балансовых моделей
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие прогнозирования и прогностики: сущность и значение……5
1.1 Понятие экономической прогностики, ее сущность и значение…………..5
1.2 Понятие экономического прогнозирования и его сущность и значение….7
Глава 2.Исследовательский и интуитивный типы прогнозирования: классификационные признаки, условия, особенности и границы использования……………………………………………………………………15
2.1 Исследовательский тип прогнозирования и его классификация………...…15
2.2 Интуитивный тип прогнозирования и его классификация………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
- обеспечить согласование
отдельных прогнозов в
2.2 Интуитивный тип прогнозирования и его классификация
Интуитивные методы прогнозирования - это методы решения сложных неформализуемых проблем посредством получения прогнозных оценок состояния развития объекта в будущем, независимо от информационной обеспеченности методом экспертных оценок.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель. Посредством метода экспертных оценок решаются следующие задачи:
- составляются перечни
возможных событий за
- определяются наиболее
вероятные интервалы времени
совершения совокупности
- определяются цели и задачи с упорядочением их по степени важности;
- разрабатываются
- разрабатываются
- разрабатываются
Организация процедуры
экспертной оценки включает
В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.
Методы индивидуальных
экспертных оценок включают в
себя: метод анкетирования и
- объективные данные об эксперте;
- основные вопросы
по сути анализируемой
- дополнительные вопросы,
позволяющие выявить источники
информации и аргументации
По форме основные
вопросы делятся на открытые,
или свободные, закрытые и с
«веером» ответов, а также на
прямые и косвенные. Закрытый
вопрос задается в форме, предполагающей
лишь три возможных ответа - «да»,
«нет», «не знаю». Вопрос с «веером»
ответов предоставляет
Кроме рассмотренных
трех форм вопросов, можно ввести
еще одну форму, промежуточную
между открытыми вопросами и
вопросами с «веером» ответов.
Это вопрос-задание на
При задании вопроса в такой форме эксперту может быть предоставлено право дать две или три оценки одного объекта - минимальную, среднюю, максимальную (или оптимистическую, среднюю, пессимистическую).
При задании вопросов в любой форме эксперт должен быть поставлен в известность, что он вправе выдвинуть новые вопросы и дать на них ответы, а также назвать экспертов, не включенных в число опрашиваемых, которые способны дать ответы на вопросы анкеты или вопросы, выдвинутые им самим. Кроме того, эксперт должен изложить свои замечания и советы по форме и содержанию анкет.
Получение прогнозных оценок методом «интервью» осуществляется посредством беседы, в ходе которой интервьюер ставит вопросы эксперту по заранее в той или иной степени разработанной программе. Одновременно может производиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасность потери самостоятельности экспертов.
От очного анкетирования этот метод отличается тем, что при интервью эксперт дает ответы в устной форме на устные вопросы, точное содержание которых до опроса ему, как правило, не было известно, хотя тематика интервью могла быть сообщена ему заранее.
Достоинством интервью является непрерывный живой контакт интервьюера и опрашиваемого, что позволяет быстро получить большое количество информации и всесторонне, хотя и поверхностно, осветить объект экспертизы.
Недостатками интервью являются возможность сильного влияния интервьюера на ответы эксперта, отсутствие времени для глубокого продумывания ответов, а также высокие требования к опрашивающему и большое время, расходуемое на опрос всего состава экспертов.
Получение прогнозных оценок аналитическим методом осуществляется посредством логического анализа какой-либо прогнозируемой ситуации. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария — определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.
Основным преимуществом рассмотренных выше методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельных работников.
Методы коллективных экспертных оценок - группа методов коллективных экспертных оценок основанных на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи. Существуют следующие разновидности методов коллективных экспертных оценок: метод «комиссий», «метод Дельфи», метод «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод морфологического анализа и др. Метод ««комиссий» предполагает создание рабочей группа, в функции которой входят: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки. В ходе работы уточняются основные направления развития объекта, а также составляется матрица, отражающая генеральную цель, подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели. Затем разрабатываются вопросы для экспертов. Это может быть перечень или таблица, но содержание вопросов должно определяться спецификой прогнозируемого объекта. Далее следуют проведение опроса экспертов и статистическая обработка материалов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Они служат исходной базой для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития исследуемого явления или процесса. Методика представляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами каждого из оцениваемых направлений исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значения от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т. д. Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследований, а столбцы — порядковым номерам экспертов.
«Метод Дельфи» — один из, наиболее распространенных методов экспертных оценок. Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; много туровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов. Метод ««коллективной генерации идей» включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке» сначала активизируется творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контр идея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты. Метод морфологического анализа - применяется при прогнозировании сложных процессов экспертный метод систематизированного обзора всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы. Этот метод построен на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров системы, позволяющих строить и оценивать возможные сценарии ее развития в целом. Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решений проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния.
Заключение
В связи с переходом от директивно управляемой экономики к рыночной возникла необходимость в управлении хозяйством страны и предприятием.
Функционирование экономики и отдельно взятого предприятия связано с изменениями как во внешней, так и во внутренней среде их деятельности, что обусловливает необходимость разработки новых подходов к определению целевой функции деятельности, обоснованию экономических предпосылок достижения оптимальных размеров прибыли, обеспечивающей конкурентоспособность на рынке и определяющей перспективы развития.
Достичь этого можно путем глубокого анализа и прогнозирования как хозяйственной деятельности предприятия, так и состояния окружающей экономической и социальной среды. Сочетание микро- и макроанализа и методов прогнозирования позволяет создать информационную базу прямого управленческого решения, адекватную действительности.
Неумение анализировать хозяйственную ситуацию, невозможность определения "узких мест" в экономике так или иначе приводят к снижению эффективности работы, к принятию неправильных управленческих решений и в результате к убыткам и финансовому краху.
Подводя итог, необходимо отметить, что формирование рыночной экономики обусловливает развитие прогнозирования в первую очередь на микроуровне, на уровне отдельных фирм, компаний, предприятий и их структурных подразделений, поскольку они составляют основу рыночной экономики. И в этой связи важной становится задача овладения приемами и методами экономического прогнозирования финансовым менеджером, не только сосредоточивающим на своем рабочем месте всю информационную базу для анализа, но и обладающим правами и методами финансового управления деятельностью фирмы, компании или предприятия.
Прогнозирование – это получение информации о будущем; это предвидение, которое делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное – псевдопредвидение).
Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное – на так называемом жизненном опыте, связанными с аналогиями, приметами и т. д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в надприродные силы, предрассудки и др.
Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании.
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.
В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.
И в заключении, изложим проблемы прогнозирования на сегодняшний день.
В настоящий период перехода к рыночным отношениям с элементами их государственного регулирования своевременность, полнота и достоверность данных системы отчетности, освещающей все стороны хозяйственной деятельности, являются еще более важным условием своевременного принятия правильных решений правительства, чем в период действия командно-административной системы
Это объясняется прежде всего быстрыми инфляционными процессами, не налаженностью и ненадежностью хозяйственных связей, социальной напряженностью и необходимостью принятия упреждающих решений, основанных на самой свежей и глубоко проанализированной информации