Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес и предпринимательство.

Содержание работы

Введение. ………….3
1.Многообразие рыночных структур. Совершенная конкуренция как одна из моделей рынка ………………………………………………..………4
2.Экономические агенты и объекты рынка совершенной конкуренции…………………………………………………………………....9
3.Функции рынка совершенной конкуренции. ………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованнойлитературы……

Файлы: 1 файл

2 контрольная.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 13:ПОНЯТИЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ,

ЕЕ  ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

                     «Рынок  не производит предметов, а предает  информацию о них».

                     Ф.А. фон Хайек

    Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

      Участниками рынка являются и  предприниматели, и работники,  продающие свой труд, и конечные  потребители, и владельцы ссудного  капитала, собственники ценных бумаг  и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес и предпринимательство.

    Важнейшими  условиями возникновения рынка  являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми различными благами.

    Условиями возникновения рынка является и  так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители.

    И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах.1 

1. Многообразие рыночных  структур. Совершенная конкуренция как одна из моделей рынка.

    Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

    ● формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешенная);

    ●структурой товаропроизводителей (государственная, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

    ●особенностями  сферы товарного обращения;

    ●уровнем  приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

    ●видами торговли, используемыми в стране.

    По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

    ● рынки благ и услуг;

    ● рынки средств производства;

    ● рынки научно – технических разработок;

    ● рынки ценных бумаг;

    ● рынки рабочей силы.

    Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров  на основе прямых связей, замену формально  – учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей,  свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

  1. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

      ● рынки товаров производственного  назначения;

    ● товаров народного потребления; производственных товаров;

    ● рынки сырья и материалов и  т. д.

3. Образование  рынков по пространственному  признаку представляет собой рынки:

    ● внутрирегиональные;

    ● межрегиональные;

    ● республиканские;

    ●межреспубликанские;

    ●международные (мировые).

Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета. 

  1. По степени  ограничения конкуренции различают:

    ● монопольный;

    ● олигопольный;

    ● межотраслевые рынки.

  1. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

    ● рынки  оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают  предприятия и организации;

    ● рынки  розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

    ● рынки  государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает  государство, а продавцами – непосредственные  производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы.

6. С  учетом соблюдения законности  в экономике рынки делятся  на:

    ● легальные, официальные;

    ● нелегальные  «теневые», «черные» и т. д.

 Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

 Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

    ● товаров  потребительского назначения – продовольственные  и непродовольственные товары;

    ● рынки услуг – бытовые, транспортные, коммунальные;

    ● рынки жилья и зданий непроизводственного  назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

    ● рынки недвижимости;

    ● орудий труда;

    ● сырья и материалов;

    ● энергетических ресурсов;

    ● полезных ископаемых.

Финансовые  рынки.

Рынки интеллектуального  продукта.

Рынки рабочей силы.

Региональные  рынки.2

    Нужно помнить, что в зависимости  от указанного признака конкуренции, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

    Под совершенной конкуренцией подразумевается  большое количество фирм, множество  покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители  и покупатели приспосабливаются к существующим ценам и  выступают как ценополучатели. Это означает, что доля каждой фирмы на рынке  отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько – нибудь существенно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна.

      Важной  предпосылкой выступала  и полная мобильность всех  ресурсов, предполагающая свободу  вступления в отрасль и выхода  из нее. В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней.

    При совершенной конкуренции ситуация на рынке характеризуется:

      1.множеством  покупателей и продавцов;

      2. высокой мобильностью факторов  производства;

    3. отсутствием  барьеров на пути вступления  на рынок или выхода из него;

      4. однородностью продаваемой продукции;

    5. равным  доступом всех участников рыночных  отношений к информации.

    В результате, при совершенной конкуренции  доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому  ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

    Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Лишь некоторые рынки  по своим характеристикам могут  приближаться к совершенной конкуренции.

    Если  хотя бы один из признаков совершенной  конкуренции отсутствует, то такая  рыночная структура называется несовершенной  конкуренцией.

    Совершенная конкуренция обладает рядом недостатков.  Говоря о том, что совершенная  конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует  забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов.

    Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности  существуют такие выгоды, которые  не учитываются фирмами: их осуществляет общество

    Совершенная конкуренция не предусматривает  производство общественных благ, которые  хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут четко разделены, оценены и проданы каждому  потребителю в отдельности

    Совершенная конкуренция предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно –технического прогресса.

    Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она  не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. 

  1. Экономические агенты и объекты  рынка совершенной  конкуренции.
 

    Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое  предъявляется  спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем ниже число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне дохода); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.

    Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате – движение цены Р , то получится следующий результат. ( 2.1.)

Рис. 2.1. Кривая спроса

    Кривую  D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цене, можно определить, как измениться величина спроса при изменении цены. Если при цене P1 величина спроса составляет Q1 , то при снижении цены до P2 величина спроса увеличится до Q2 .

      Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого – либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого – либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

    Теперь  рассмотрим рыночную ситуацию со стороны  продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все  продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться большее количество товара продать, т. е. увеличить предложение.

    У каждого продавца объем предложения  будет меняться в зависимости  от цены: чем выше цена, тем, при  прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара (количество товара Q,  движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения. (Рис 2.2.)

    

Рис 2.2.  Кривая предложения

    До  известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Во – первых, высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. Во – вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Информация о работе Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты