Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес и предпринимательство.

Содержание работы

Введение. ………….3
1.Многообразие рыночных структур. Совершенная конкуренция как одна из моделей рынка ………………………………………………..………4
2.Экономические агенты и объекты рынка совершенной конкуренции…………………………………………………………………....9
3.Функции рынка совершенной конкуренции. ………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованнойлитературы……

Файлы: 1 файл

2 контрольная.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

    Если  наложить друг на друга  два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся (рис.2.3.). в точке встречи Е  спрос количественно равен предложению (Q1) и цена Р1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

Рис.2.3. Цена равновесия.

    При более  высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей Р3  спрос превышает предложение и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут подталкивать цены вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может  сохраняться в краткосрочном периоде, пока не изменяться какие-либо параметры, определяющие спрос и предложение.

    Таким образом, конкуренция и колебания  спроса и предложения привели  к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в  обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны.3 

  1. Функции рынка совершенной  конкуренции.

      Регулирование: Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Мотивация: Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  " предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

  " предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

    Распределение: Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

    Контроль: Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

  Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

  " технический прогресс в отношении  изделий и прогрессов быстро  внедряется (инновация под давлением  конкуренции);

  " предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

  Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в  прибыли теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.4 
 
 

Заключение.

Совершенный конкурентный рынок позволяет судить  о принципах функционирования очень  многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию и , следовательно, действующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции.

 Модель  совершенного конкурентного рынка  имеет огромное методологическое  значение, поскольку позволяет –  пусть и ценой больших упрощений реальной рыночной картины – понять логику действий фирмы.

На рынке  совершенной конкуренции рассредоточение  экономической власти максимально  и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует  множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

При несовершенной  конкуренции экономическая власть  сконцентрирована. Поэтому производитель  приобретает известную степень  влияния на рынок.5 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Экономическая теория. Экспресс курс: учебное пособие/под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной – М.: КНОРУС, 2005.- 608с.
  2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. /Под ред. Д-ра экон.наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 896с.
  3. Экономическая теория: учебник/В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2007.- 861с.
  4. Экономическая теория / под. Ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: 2001. – 544 с.
  5. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2003 г. –

Информация о работе Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты