Понятие заработной платы и ее роль в регулировании трудовых отношений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 02:38, дипломная работа
Описание работы
Целью данной выпускной работы является рассмотреть основы установления заработной платы, провести исследование состояния организации оплаты труда на конкретном объекте, проанализировать действующие элементы организации заработной платы, формы и системы оплаты труда, выяснить их недостатки. Учитывая результаты исследований разработать рекомендации и мероприятия по устранению кризисной ситуации в оплате труда, по совершенствованию действующих форм и систем оплаты труда. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи: Во- первых необходимо определить сущность заработной платы и ее формирование. Определить основные принципы организации заработной платы. Во–вторых изучить элементы организации оплаты труда на исследуемом объекте. Необходимо уделить внимание существующим формам и системам оплаты труда и то как эти формы и системы применяются на обследуемом предприятии (выяснить их преимущества и недостатки), рассмотреть действующую систему премирования и поощрения работников, формы и размеры вознаграждений. В-третьих, изучить элементы организации оплаты труда и порядок установления некоторых видов заработной платы. Необходимо уделить внимание существующим формам и системам оплаты труда, рассмотреть действующую систему премирования и поощрения работников, формы и размеры вознаграждений. Выявить принципы установления премий, доплат, надбавок. Попытаться выявить цели и проблемы установления оплаты труда в России.
Заработная плата, ее установление
– один из важнейших элементов нашего
общества. Заработная плата представляет
собой один из основных факторов социально
– экономической жизни каждой страны,
коллектива, человека. Высокий уровень
заработной платы может оказать благотворное
влияние на экономику в целом, обеспечивая
высокий спрос на товары и услуги. И, наконец,
высокая заработная плата стимулирует
усилия руководителей предприятий рачительно
использовать рабочую силу, модернизировать
производство.
Актуальность рассмотрения
темы регулирования заработной платы
обусловлена следующими положениями.
Тема заработной платы в наши
дни далеко не самая популярная среди
обсуждаемых в Госдуме и правительстве.
Между тем она остается острейшей для
миллионов работающих россиян, которых
никак не успокаивают официальные цифры
о росте средней заработной платы. Куда
понятнее размеры окладов, которые привел
Президент РФ, анонсируя национальные
проекты в области медицины и образования.
Но в связи с этим у специалистов возникают
вопросы: каким образом определены именно
эти размеры, почему только для ограниченной
категории работников? Как объяснить,
что, скажем, в рамках одной поликлиники
врачи-специалисты одинаковой или даже
более высокой квалификации будут получать
в 3 раза меньше, чем так называемые участковые?
Подобные вопросы требуют обоснованных
ответов профессионалов, и прежде всего
ученых. Но этого мало. В связи с кардинальными
изменениями, которые за 20 лет произошли
в экономике и социально-трудовых отношениях,
нужны не только и не столько ответы на
отдельные частные вопросы, нужна концепция
заработной платы и ее установления в
новых - рыночных - условиях.
Обсуждение 21 декабря 2005 г. на
Ученом совете Научно-исследовательского
института труда и социального страхования
доклада заместителя генерального директора
Р.Яковлева - "О принципах регулирования
заработной платы в Российской Федерации"
стало первым шагом в начале широкой дискуссии
о формировании современной системы установления
заработной платы.
Благоприятная экономическая
и политическая ситуация в Российской
Федерации за последние годы создает хорошие
условия для повышения заработной платы.
Тем не менее, несмотря на принимаемые
правительством меры, сколько-нибудь существенного
изменения в данной области не происходит.
Абсолютное большинство трудоспособного
населения оценивают свои доходы как крайне
низкие (на уровне прожиточного минимума
или ниже). Соответственно, тема, связанная
с установлением заработной платы приобретает
особую актуальность. При этом прежде
всего необходимо найти ответы на следующие
вопросы[1] .
Каковы пределы государственного
регулирования заработной платы?
Каким образом определять и
перераспределять финансовые обязательства
по заработной плате бюджетников между
федеральным центром и субъектами Российской
Федерации. Где это должно быть зафиксировано?
Для аргументированных ответов
на такие вопросы требуются их тщательная
научная проработка, проведение экспериментов.
Целью данной выпускной работы
является рассмотреть основы установления
заработной платы, провести исследование
состояния организации оплаты труда на
конкретном объекте, проанализировать
действующие элементы организации заработной
платы, формы и системы оплаты труда, выяснить
их недостатки. Учитывая результаты исследований
разработать рекомендации и мероприятия
по устранению кризисной ситуации в оплате
труда, по совершенствованию действующих
форм и систем оплаты труда.
Для осуществления этой цели
необходимо выполнить следующие задачи:
Во- первых необходимо
определить сущность заработной платы
и ее формирование. Определить основные
принципы организации заработной платы.
Во–вторых изучить элементы
организации оплаты труда на исследуемом
объекте. Необходимо уделить внимание
существующим формам и системам оплаты
труда и то как эти формы и системы применяются
на обследуемом предприятии (выяснить
их преимущества и недостатки), рассмотреть
действующую систему премирования и поощрения
работников, формы и размеры вознаграждений.
В-третьих, изучить элементы
организации оплаты труда и порядок установления
некоторых видов заработной платы. Необходимо
уделить внимание существующим формам
и системам оплаты труда, рассмотреть
действующую систему премирования и поощрения
работников, формы и размеры вознаграждений.
Попытаться выявить цели и проблемы
установления оплаты труда в России.
В качестве источника информации
при выполнении работы рассматриваются
научные труды ведущих специалистов по
вопросам организации оплаты труда, основные
нормативные акты, регулирующие вопросы
организации труда, а также информация
практического характера собранная и
осмысленная в порядке личного ознакомления
с деятельностью ГОУСПО Кемеровское областное
художественное училище.
Глава I. Понятие заработной
платы и ее роль в регулировании трудовых
отношений
1.1 Сущность и значение
заработной платы
Заработная плата представляет
собой цену рабочей силы, соответствующую
стоимости предметов потребления и услуг,
которые обеспечивают воспроизводство
рабочей силы, удовлетворяя физические
и духовные потребности самого работника
и членов его семьи. То есть, термин «заработная
плата» означает вознаграждение за труд,
выплачиваемое работникам, состоящим
в трудовых отношениях с организацией
(независимо от ее организационно-правовой
формы), за их труд. Одновременно работнику
гарантируется сохранение определенного
уровня вознаграждения за труд, для чего
государством устанавливается минимальный
размер оплаты труда.
Внимание экономистов издавна
привлекала проблема объяснения сути
заработной платы, ее источников и функций.
На поверхности экономических
явлений заработная плата выступает как
плата за труд. Такое понятие о ЗП сложилось
давно и существует и теперь. Английский
экономист В. Петти (1623-1682гг.) определил
заработную плату как цену труда. Такой
мысли придерживается и большинство зарубежных
и российских экономистов.
По определению специалистов-социологов
труд является категорией во многом политической,
так как занятость населения, уровень
ее профессиональной подготовки и эффективность
труда в жизни государства в целом и регионов
в частности играют очень важную роль
в развитии общества.
Также заработная плата имеет
важные экономический и правовой аспекты.При
рассмотрении заработной платы с экономических
позиций специалисты обращают внимание,
как правило, на ее денежный характер,
на связь размеров заработной платы с
результатами работы организации и, как
следствие этого, с ее финансовыми возможностями,
а также на зависимость оплаты труда каждого
конкретного работника от результатов
затраченного им труда.
В определении заработной платы
как правовой категории, сложившемся в
российском трудовом праве, тоже подчеркивается
зависимость вознаграждения от количества
и качества труда, личного вклада работника
в общие результаты работы коллектива.В
то же время для правового определения
заработной платы имеет значение обязанность
работодателя выплачивать работнику вознаграждение
за его труд, наличие у работника субъективного
права на получение этого вознаграждения
и установление заранее норм труда, тарифных
ставок (окладов), сдельных расценок и
иных факторов, с помощью которых подсчитывается
сумма вознаграждения.
Правовое регулирование организации
заработной платы и нормирования труда
регламентируются в основном положениями
раздела VI «Оплата и нормирование труда»
ТК РФ. Положения об оплате труда работников
содержатся и в других разделах ТК РФ,
например в разделе XII «Особенности регулирования
труда отдельных категорий работников».
При применении положений о
заработной плате ТК РФ следует исходить
из того обстоятельства, что приведенные
в нем нормы правового регулирования оплаты
труда базируются наряду с Конституцией
РФ также на общепризнанных принципах
и нормах международного права.
Поэтому в некоторых случаях
полезно обращаться к международным актам,
содержащим общепризнанные принципы и
нормы международного права, - Конвенциям
и Рекомендациям Международной организации
труда (МОТ).
Основными актами МОТ, содержащими
принципы и нормы международного права
в области заработной платы, являются:
- Конвенция (№ 131) об установлении
минимальной заработной платы с особым
учетом развивающихся стран;
- Рекомендация (№ 135) об установлении
минимальной заработной платы с особым
учетом развивающихся стран;
- Конвенция (№95) об охране
заработной платы,
- Рекомендация (№ 85) об охране заработной
платы;
- Конвенция (№ 94) о трудовых
статьях в договорах, заключаемых
государственными органами власти;
- Конвенция (№132) об оплачиваемых
отпусках.
К общим положениям об оплате
труда в первую очередь относятся приводящиеся
в ст. 129 определения применяемых в ТК РФ
понятия.
Заработная плата - вознаграждение
за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы, а также
выплаты компенсационного и стимулирующего
характера.
Минимальная заработная плата
(минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый
федеральным законом размер месячной
заработной платы за труд неквалифицированного
работника, полностью отработавшего норму
рабочего времени при выполнении простых
работ в нормальных условиях труда. В величину
минимального размера оплаты труда не
включаются доплаты и надбавки, премии
и другие поощрительные выплаты, а также
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных, за работу в особых климатических
условиях и на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, иные компенсационные
и социальные выплаты.
К общим положениям относится
также перечень основных государственных
гарантий по оплате труда работников,
приведенный в ст. 130.
В систему основных государственных
гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера
оплаты труда в Российской Федерации (ст.
133 ТК РФ);
величина минимального размера
тарифной ставки (оклада) работников организаций
бюджетной сферы в Российской Федерации;
меры, обеспечивающие повышение
уровня реального содержания заработной
платы (ст. 134 ТК РФ);
ограничение оплаты труда в
натуральной форме (ст. 131 ТК РФ);
обеспечение получения работником
заработной платы в случае прекращения
деятельности работодателя и его неплатежеспособности
в соответствии с федеральными законами
(ст. 25 и 64 Гражданского кодекса РФ);
государственный надзор и контроль
за полной и своевременной выплатой заработной
платы и реализацией государственных
гарантий по оплате труда (ст. 353, 354 ТК РФ);
Приведенные в ст. 130 ТК РФ государственные
гарантии реализуются, во-первых, путем
принятия федеральных законов и иных нормативных
правовых актов. Вместе с тем, отдельные
государственные гарантии конкретизируются
в последующих статьях
В ст. 132 в качестве одного из
общих положении об оплате труда изложены
принципы, которыми обязан руководствоваться
работодатель при организации заработной
платы своих работников:
«Заработная плата каждого
работника зависит от его квалификации,
сложности выполняемой работы, количества
и качества затраченного труда и максимальным
размером не ограничивается.
Запрещается какая-либо дискриминация
при установлении и изменении размеров
заработной платы и других условий оплаты
труда».
Как следует из текста ст. 132,
заработная плата каждого работника зависит
от:
- его квалификации;
- сложности выполняемой
им работы;
- количества затраченного
им труда;
- качества затраченного
им труда.
Текст ст. 132 изложен внешне
четко, ясно и понятно. Попробуем применить
изложенные им принципы в соответствии
с положениями ТК РФ.
Согласно абзаца 2 ст. 150 (глава
21 ТК РФ) при выполнении работником со
сдельной оплатой труда работ различной
квалификации его труд оплачивается по
расценкам выполняемой им работы, например,
слесарь шестого разряда, выполняющий
работу, тарифицируемую по пятому разряду,
должен получать заработную плату по ставкам
пятого разряда. Но это противоречит тексту
ст. 132, где сказано, что заработная плата
зависит, в том числе, от квалификации
работника.
Кроме того, согласно ст. 132 заработная
плата работника зависит от его квалификации,
а в соответствии со ст. 150 - от квалификации
работы, а также, что согласно ст. 132 заработная
плата зависит, в том числе, от сложности
выполняемой им работы тогда как в последующих
статьях главы 21 понятие "сложность
работы не применяется.
Перечень терминологических
неточностей, содержащихся в ст. 132 ТК РФ,
можно, в принципе, продолжить. Однако
дело не в этом. Просто работодателям при
установлении заработной платы их работников
следует избегать применять термины, носящие
общий характер, по поводу которых возможно
неоднозначное толкование. В то же время
необходимо применять термины, имеющие
чисто практическое значение, понимание
которых доступно каждому работнику. Эти
термины coдержатся в главе 21 ТК РФ, других
нормативных правовых актах.
Установление заработной платы
на современном этапе предполагает сочетание
правового, регулирования, осуществляемого
государственными органами в централизованном
порядке, с отраслевым и локальным регулированием
непосредственно на предприятии.
В централизованном порядке
определяются лишь минимальный размер
заработной платы, схемы должностных окладов
и тарифные ставки в бюджетной сфере, системы
заработной платы, порядок оплаты труда
при отклонении от нормальных условий
работы, порядок сохранения и исчисления
среднего заработка, гарантии в области
оплаты труда.
В сферу локального правового
регулирования попало большое количество
вопросов оплаты труда. На уровень предприятия
(организации) передано решение таких
вопросов, как установление систем оплаты
труда отдельным работникам или коллективам,
определение размеров тарифных ставок
и окладов (за исключением организаций
бюджетной сферы),соотношение их размеров
между отдельными категориями персонала,
выбор иного вида оплаты труда для руководителей,
специалистов и служащих, введение доплат
и надбавок к тарифным ставкам (окладам),
разработка и введение положений о премировании,
об условиях выплаты вознаграждения за
общие результаты работы за год, определение
повышенных (по сравнению с установленным
законодательством) размеров заработной
платы при выполнении работ в условиях,
отклоняющихся от нормальных введение,
замена и пересмотр норм труда. Документом,
в котором фиксируются разработанные
на предприятии условия установления
заработной платы, является коллективный
договор или положение об оплате труда.
Локальное регулирование оплаты труда
имеет существенное значение для увязывания
заработка с результатами его трудовой
деятельности.