Понятие затрат и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:44, реферат

Описание работы

Затраты организации представляют собой величину тех или иных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности. Издержки – неизбежное явление, они имеются у каждой фирмы, юридически оформленной. Но они различны для каждой из них в отдельности и зависят от экономической грамотности руководства и финансовых отделов, которые планируют объем деятельности и, как следствие, величину затрат. Все затраты в соответствии с их направленностью и способом образования могут быть классифицированы с помощью следующих критериев.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Теоретическая часть

 

    1. Понятие затрат и их классификация

 

Затраты организации представляют собой величину тех или иных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности. Издержки – неизбежное явление, они имеются у каждой фирмы, юридически оформленной. Но они различны для каждой из них в отдельности и зависят от экономической грамотности руководства и финансовых отделов, которые планируют объем деятельности и, как следствие, величину затрат. Все затраты в соответствии с их направленностью и способом образования могут быть классифицированы с помощью следующих критериев.

  • Затраты играют абсолютно разную роль в формировании себестоимости продукции, работ, услуг.

Основные затраты имеют непосредственную связь с технологическим и производственным процессом, посредством которого изготавливается определенный объем товаров и услуг общественного и иного потребления. Например, к таковым можно отнести расходы на заготовление сырья, материалов, топлива и оплату энергии, используемой при производстве или создании для него условий. Кроме того, основными затратами являются и выплаты заработной платы работникам организации, поскольку они осуществляются регулярно, т. е. на постоянной основе, и производятся за выполнение определенных работ или оказание услуг. Накладные расходы связаны с обеспечением процесса производства и его организации, созданием благоприятных условий трудовой деятельности. Это так называемые цеховые и общезаводские расходы.

  • В соответствии с тем, к чему относятся данные расходы, они могут быть:

1) прямыми – представлены затратами на покупку и распределение материальных ресурсов и выплатами работникам окладов и премиальных. Можно сказать, что прямые расходы являются составной частью основных, поскольку опять-таки обеспечивают процесс производства факторами производства в виде сырья и рабочей силы;

2) косвенными, которые напрямую связаны с изготовлением различных видов продукции.

  • По степени однородности затраты делят на:

1) простые, т. е. однородные, затраты. Они осуществляются в  соответствии с направлением  деятельности предприятия и включают  все расходы по покупке и  поставке необходимых факторов  производства на склады предприятия, а также по оплате фактора  «рабочая сила»;

2) комплексные затраты  – представляют собой расходы  всех производственных подразделений  и отделов организации в их  совокупности.

  • По времени возникновения все затраты организации можно поделить на 3 вида:

1) текущие. Они осуществляются  непосредственно в настоящем  периоде, т. е. на тот момент времени, когда реально происходит процесс  производства или осуществления  других видов деятельности. Данный  тип затрат является непосредственной  основой для дальнейшего планирования  работ;

2) будущие расходы –  это те расходы, которые предстоит  в будущем понести организации. Их можно предугадать посредством  анализа рынка факторов производства  и рынка товаров и услуг, динамики  цен на них;

3) кроме того, для удобства  составляются экономические модели  деятельности: они на основании  группировки ранее полученных  данных (т. е. производится анализ  всех предыдущих расходов) делают  прогноз, благодаря которому организация  может предполагать структуру  предстоящих расходов и в соответствии  с этим принимать те или  иные решения.

 

    1.  Виды издержек организации

 

Каждая фирма в процессе своего функционирования несет определенное количество затрат, называемых издержками производства. Организовывая свою деятельность, предприниматель должен учитывать все возможности производства, в том числе альтернативного. Занимаясь «не своим делом», производитель теряет прибыль. Необходимо учитывать и сам факт альтернативного использования ресурсов. Это позволит фирме грамотно вести расходы и планировать финансовую деятельность. Существует несколько классификаций издержек.

  • Бухгалтерские издержки – это реальные расходы фирмы в текущем периоде по приобретению сырья, необходимого оборудования и других производственных фондов. Кроме того, сюда входят затраты на заработную плату рабочим и аренду помещения, территории. Выплата заработной платы осуществляется непосредственно из фонда оплаты труда, который создается посредством денежных отчислений от прибыли организации.
  • Внутренние издержки представляют собой доход, который мог бы быть получен в результате более рационального использования имеющихся ресурсов и факторов производства. Очень часто фирма имеет в собственности и помещение, и землю, и собственный капитал в наличии. В этом случае фирма не имеет постоянных затрат на эти факторы производства, для нее они являются «бесплатными».
  • Экономические издержки включают бухгалтерские и внутренние. При принятии экономических решений должны учитываться все ресурсы, вовлеченные в процесс производства, и расходы по ним. Это способствует их более эффективному использованию.
  • Частные издержки представляют собой все расходы фирмы по оплате и покупке всех необходимых материальных и природных ресурсов.
  • Общественные издержки оцениваются с точки зрения общества с учетом положительных и отрицательных внешних эффектов (экстерналий), которые воздействуют на структуру и механизм рынка.

 

  • Возвратные издержки – это все расходы фирмы, которые она способна вернуть после очередного производственного цикла или по окончании своего функционирования.
  • Невозвратные издержки не имеют альтернативного использования. Это единовременные затраты по регистрации предприятия, его страхованию, изготовлению вывески.

В зависимости от объема выпускаемой продукции фирмы в краткосрочном периоде издержки подразделяются на две большие группы:

1) постоянные издержки  – не зависят от объема производства  в релевантном периоде. Они включают  арендную плату, оплату электроэнергии  и оклад рабочих. Иными словами, это затраты, которые повторяются  с определенной частотой, как  правило, в 1 месяц;

2) переменные издержки  – находятся в зависимости  от количества произведенного  продукта, так как идут на покупку  сырья и рабочей силы. Соответственно, при расширении масштабов производства  для изготовления большего объема  товаров и услуг уходит большее  количество производственных оборотных  фондов и трудовых усилий, и, как  следствие, переменные издержки  растут.

Постоянные и переменные издержки в сумме дают общие валовые. По мере развития предприятия и роста производства меняются средние и предельные издержки. Средние издержки представляют собой расходы на единицу произведенного продукта, в то время как предельные зависят от каждой дополнительно созданной единицы. В долгосрочном периоде все издержки фирмы являются переменными. Здесь большую роль играет фактор времени.

 

1.3 Понятия и виды себестоимости строительно-монтажных работ

 

В условиях рыночной экономики возрастает роль внутрипроизводственного (внутрифирменного) планирования деятельности строительной организации, которое обеспечивает достижения целей ее развития. Планы являются инструментом регулирования деятельности структурных подразделений по обеспечению выполнения в установленные сроки программы действий строительной организации на предстоящий период.

В целях определения прогнозных величин затрат на выполнение комплекса СМР в установленные договорами подряда сроки при условии эффективного использования ограниченных производственных ресурсов, прибыли (экономии от снижения сметной себестоимости СМР), а также организации внутрипроизводственного хозрасчета подразделений в рамках бизнес-планов строительными организациями ведется планирование себестоимости СМР.

Разработке плана предшествует тщательный анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности строительной организации и выявление резервов строительного производства. Себестоимость СМР планируется строительными организациями самостоятельно при разработке текущих планов строительной деятельности, обычно не более чем на год с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов. Научная обоснованность и практическая значимость таких планов строительных организаций является одним из факторов их конкурентоспособности на инвестиционно-строительном рынке. Отсюда следует объективная необходимость привлечения к разработке плановых-расчетов специализированных консалтинговых фирм.

Порядок и методы планирования себестоимости работ строительные организации выбирают самостоятельно исходя из конкретных внешних и внутренних условий функционирования и развития своей деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой). Плановые технико-экономические расчеты проводятся с использованием разнообразной информации, прежде всего, о физических объемах по видам строительно-монтажных работ, конструктивным элементам, объектам в целом и их стоимости, календарных планов производства работ, определяемых на основе проектно-сметной документации и исследований конъюнктуры инвестиционно-строительного рынка. При составлении плановых расчетов отечественная и зарубежная практика рекомендует использовать нормативный, расчетно-аналитический, балансовый методы, метод оптимизации, метод моделирования.

Сущностью нормативного метода является расчет объемов затрат на производство строительной продукции и потребности в необходимых ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (объем выполняемых работ, объем реализации работ и т.п.). Расчетно-аналитический метод позволяет определить искомые показатели на плановый период "от достигнутого": путем умножения средних величин показателей за предыдущий отчетный период на планируемый индекс их изменения (роста или сокращения). Увязка планируемых объемов затрат на выполнение СМР с источниками ресурсов эффективно осуществляется с использованием балансового метода. Сущностью метода оптимизации при составлении плановых расчетов затрат на производство СМР является многовариантность. Из нескольких технико-экономических расчетов выбирается наилучший — с минимумом затрат или максимумом заданного целевого результата. Метод моделирования плановых технико-экономических расчетов затрат на выполнение СМР основан на факторном анализе функциональных связей между разными элементами процесса строительного производства.

Структура, содержание и формы плановых расчетов себестоимости СМР зависят от того, что является предметом составления расчета: отдельный объект, договор подряда, производственная программа в целом и т.д.

Плановая себестоимость СМР по отдельным объектам производственной программы строительной организации может быть определена прямым калькулированием по статьям затрат. При этом необходимо учитывать возможности инновационной деятельности строительной организации, учитываемые в разрезе конкретных объектов в соответствующем разделе бизнес-плана. Перечень мероприятий по повышению технического и организационного уровня строительного производства составляется с целью получения дополнительной выгоды (прибыли) путем снижения сметных затрат на производство СМР по каждому объекту в составе договорной цены, предусмотренной договором подряда.

Группировка по статьям затрат:

• "Материалы" — исходя из их потребности согласно проект-но-сметной документации и стоимости приобретения с учетом расходов на доставку до приобъектного склада и заготовительно-складских расходов;

• "Расходы на оплату труда рабочих" — исходя из проектной потребности в затратах труда рабочих, тарифов, ставок, поощрительных выплат в соответствии с принятой в строительной организации системой оплаты труда, гарантированных законодательством минимума заработной платы, льгот и компенсаций, финансовых возможностей организации с учетом установленного порядка налогового регулирования средств, направляемых на потребление, а также других действующих норм и законодательных актов по вопросам труда и заработной платы;

• "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов" — исходя из проектной потребности времени их работы (в том числе определяемой по проекту организации строительства) в машино-сменах (машино-часах) и плановых калькуляций стоимости машино-смен (машино-часов);

• "Накладные расходы" — на основе смет этих расходов на планируемый период в размерах, определяемых по принятой в строительной организации методике их распределения по объектам. При этом затраты на оплату административно-хозяйственного персонала и рабочих, занятых на работах, выполняемых за счет накладных расходов, определяются, исходя из должностных окладов и тарифных ставок аналогично затратам на оплату труда рабочих.

Плановая себестоимость СМР по объекту определяется как разность между стоимостью планируемого объема работ, установленной в проектно-сметной документации (договорной ценой строительных работ из приложения к договору подряда — протокола согласования), и величиной снижения затрат на производство работ в результате осуществления планируемых инновационных мероприятий и суммой сметной прибыли.

Информация о работе Понятие затрат и их классификация