Потребительский рынок РБ: сущность, характеристика основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Опыт показал, что современная рыночная экономика лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Потребительский рынок  РБ: сущность, характеристика основных  элементов.

 

 

 

1. Потребительский рынок  РБ: сущность, характеристика основных  элементов.

Опыт показал, что современная  рыночная экономика лучше, чем другие, приспособлена для использования  достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в  основе этой системы рынок обнаружил  свое преимущество в использовании  побудительных стимулов к высокоэффективной  хозяйственной деятельности.

Можно дать несколько определений  рынка:

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного обмена.

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными  словами, отношение спроса и предложения.

Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Углубленное понимание категории  «рынок» требует учета его  места во всей системе общественного  воспроизводства. Эта сфера включает в себя четыре сферы:

1. Производство;

2. Распределение;

3. Обмен;

4. Потребление.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики  является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для  формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с  реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникает.

Однако между производством  и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует  распределение, т. е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником  произведенной продукции. Распределение  играет огромную роль в складывании  социальных отношений между людьми, в определении материального  положения различных слоев общества.

Но распределение - это  не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность  производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает  сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера  обмена играет огромную роль во всей системе  общественного хозяйства, а поэтому  и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Таким образом, рынок как  развитая система рыночных отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков, элементов «большого» рынка.

Потребительский рынок представляет собой гибкую систему прямых и  обратных связей между производством  и потреблением. Его проблемы связаны  с отношениями, которые зарождаются  в сфере производства и проявляются  в сфере обращения. Важнейшей  характеристикой эффективности  функционирования рынка является степень  сбалансированности структурно-объемного  и качественно-ассортиментного спроса и предложения.

Функционирование потребительского рынка, как и других сфер экономики, в переходный период осуществляется под воздействием государства. Управление спросом и предложением требует  проведения многовариантных прогнозных разработок.

Основные функции потребительского рынка

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд существенных функций:

1. Информационная функция.  Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит  рынок дает участникам производства  объективную информацию об общественно  необходимом количестве, ассортименте  и качестве тех товаров и  услуг, которые поставляются на  рынок. Стихийно протекающие операции  превращают рынок в гигантский  компьютер, собирающий и перерабатывающий  колоссальные объемы информации  и выдающий обобщенные данные  по всему тому хозяйственному  пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию  постоянно сверять собственное  производство с меняющимися условиями  рынка.

2. Посредническая функция.  Экономически обособленные производители  в условиях глубокого общественного  разделения труда должны найти  друг друга и обменяться результатами  своей деятельности. Без рынка  практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является  та или иная технологическая  и экономическая связь между  конкретными участниками общественного  производства. В нормальной рыночной  экономике с достаточно развитой  конкуренцией потребитель имеет  возможность выбора оптимального  поставщика (с точки зрения качества  продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая функция. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель товара. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

4. Регулирующая функция  - самая важная. Она связана с  воздействием рынка на все  сферы экономики и прежде всего  на производство. Рынок дает ответ  на вопросы «что производить?»,  «для кого производить?», «как  производить?». Рынок немыслим  без конкуренции. Внутриотраслевая  конкуренция стимулирует снижение  затрат на единицу продукции,  поощряет рост производительности  труда, технический прогресс, повышение  качества продукции.

5. Санирующая функция.  Рыночный механизм - это не благотворительная  система. Ей присуще социальное  расслоение, беспощадность по отношению  к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает возможность более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Рынок - экономическая категория товарного производства, представляющая собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Эти связи принимают форму актов купли-продажи, но по существу являются более глубокими. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов рынка формируются пропорции между производством и потреблением. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т. е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

 

 

Особенности государственного регулирования потребительского рынка  Беларуси

 

Государственное регулирование  процессов развития потребительских  рынков - это система экономических, административных и нормативно-законодательных  мер, осуществляемых в целях обеспечения  сбалансированного и устойчивого  развития системы потребительского рынка и ее адаптации к изменяющимся условиям.

Содержание государственного регулирования рыночных процессов, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной  экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов.

Обзор экономической литературы позволяет сделать вывод об отсутствии методологических различий в формулировках  понятия государственного регулирования  потребительского рынка. По мнению А. С. Новоселова, это совокупность определенных инструментов: государственное предпринимательство, финансово-бюджетное, кредитно-денежное, внешнеторговое регулирование и  регулирование доходов. При этом в данную систему включаются такие  элементы, как антимонопольное, налоговое, тарифное регулирование, субсидирование частных фирм, государственные инвестиции в инфраструктуру, регулирование  занятости, правовое обеспечение.

В последнее время возникает  немало дискуссий по проблемам регулирования  потребительских рынков. Потребительский  рынок страны является совокупностью  региональных потребительских рынков. В экономике, наряду с потребительским  рынком, действуют рынки труда, товаропроизводителей, капитала, топливно-энергетических ресурсов и т. д. Каждый из них отличается определенной структурой организации, механизмом взаимодействия с другими категориями рынков, функциональным назначением и другими  признаками в общей структуре  экономики. Однако по своей социальной и экономической значимости потребительский  рынок товаров и услуг занимает особое место. Потребительский рынок, с одной стороны, является одной  из отраслей рыночной экономики, взаимодействующей  с остальными отраслями по правилам, установленным государством, с другой стороны - автономной системой, в которой  отношения между участниками  взаимосвязаны и регулируются, прежде всего, государственными правовыми  актами. Такая система не может  функционировать и развиваться  на основе саморегулирования. Государство  обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для  развития предпринимательства, для  соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов  демократизации общества и либерализации  экономики.

Наличие на рынке товаров  и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления  своей деятельности делает задачу обеспечения  баланса их интересов и устойчивого  развития рынка очень сложной. Создать  необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование - это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.

В настоящее время в  Республике Беларусь действует система  органов государственного управления, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь №30 от 11 января 1997 г. По своим главным параметрам она отражает сущность и специфику современного этапа социально-экономического развития Республики Беларусь и ориентирована на обеспечение комплексного развития страны. Система органов государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальным принципам, включала по состоянию на 01.01.2001 г. 25 министерств, 12 государственных комитетов, 23 комитета при министерствах, госкомитетах, 16 объединений, подчиненных Правительству, а также местные исполнительные органы государственной власти.

Система органов управления структурами и процессами, образующими  потребительский рынок страны, как  никакая другая, раздроблена и  дифференцирована по вертикали и  горизонтали. Достаточно сказать, что  в 2000 г. производством непродовольственных  товаров для продажи населения  занимались предприятия 53 министерств, ведомств, органов местного управления, общественных объединений, учебных  заведений и др. Продовольственные  товары производились предприятиями, принадлежащими 22 министерствам, ведомствам и другим структурам. Торговля в  настоящее время имеет дело более  чем с полутора тысячами производителей и поставщиков товаров для  населения.

На республиканском уровне действующий механизм государственного регулирования потребительского рынка  является фактически трехуровневым: Совет  Министров (Управление торговли и услуг  населению) - Министерство экономики (Управление потребительского рынка и поставок для государственных нужд) - Министерство торговли и другие органы республиканского управления (Приложение 2).

В настоящее время в  Республике Беларусь не имеется единого  органа управления потребительским  рынком. В разной степени задачи регулирования потребительского рынка возложены на Аппарат Совета Министров (Управление торговли и услуг населению), Министерство экономики, Министерство торговли, Белкоопсоюз, Министерство иностранных дел, Министерство промышленности, Минсельхозпрод и др. Вопросы внутренний торговли и частично внешней относятся к Министерству торговли; в ведении Министерства иностранных дел - внешняя торговля; Белкоопсоюза - сельский потребительский рынок и поставки для государственных нужд; Минсельхозпрода - рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия и др.

Отсутствие единого органа государственного регулирования потребительского рынка предопределяет отсутствие конкретной и четкой социально-экономической  политики на потребительском рынке. В Республике Беларусь на сегодняшний  день нет единой комплексной программы  формирования и развития потребительского рынка и управления им.

Информация о работе Потребительский рынок РБ: сущность, характеристика основных элементов