Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:30, реферат
Опыт показал, что современная рыночная экономика лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
В наиболее полной мере задачи регулирования потребительского рынка сконцентрированы в Министерстве торговли Республики Беларусь, которое выполняет следующие важнейшие функции:
- формирование единой
государственной политики в
- анализ и прогнозирование
тенденций развития
- обеспечение в соответствии
с законодательством защиты
- организация в установленном
порядке изучения спроса и
конъюнктуры рынка республики, определение
на этой основе его емкости
и потребности в товарах,
- разработка и внесение в министерства и другие центральные органы управления предложений по сбалансированию объемов розничного товарооборота с денежными доходами граждан и товарными ресурсами;
- принятие участия в
осуществлении мер по
- заключение в установленном
порядке с субъектами
- участие в организации импорта и экспорта товаров;
- проведение
- осуществление в соответствии
с законодательством
- взаимодействие с
- осуществление в целях
защиты прав потребителей
Имеющееся в составе Министерства
экономики Управление потребительского
рынка и поставок для государственных
нужд в соответствии с утвержденным
положением «является подразделением
министерства, осуществляющим разработку
экономической политики государства
в области потребительского рынка,
исходя из платежеспособного спроса
населения на товары и услуги, устойчивого
развития системы торговли и бытового
обслуживания населения, а также
по проблемам поставок продукции, выполнения
работ и услуг для
Усеченный характер главной
задачи этого подразделения
1. Подготовка предложений
по формированию и реализации
государственной экономической
политики в части наполнения
потребительского рынка
2. Выработка предложений
по разработке методов и
3. Подготовка предложений
по разработке и корректировке
научно-обоснованных концепций,
4. Анализ и оценка социально-
5. Координация работы
министерств и других
6. Участие в выработке
и реализации мер,
7. Участие в разработке
налоговых, бюджетных и других
проблем на основе
8. Участие в разработке
методологии и нормативов
9. Участие в разработке
условий для формирования
10. Участие в разработке
и реализации мер по
Сравнение функциональных направлений деятельности Управления потребительского рынка и поставок для государственных нужд и Министерства торговли свидетельствует, что по большинству направлений они дублируются.
Министерство промышленности Республики Беларусь также выполняет определенные функции по регулированию отношений на потребительском рынке. К основным из них относятся:
1.Осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, оказание помощи предприятиям в налаживании внешнеэкономических связей, развития прогрессивных форм интеграции с целью ускорения научно-технического прогресса, повышения экспортного потенциала республики и создания производства по изготовлению импортозаменяющих видов продукции и товаров;
2. Оказание помощи в налаживании прямых хозяйственных связей предприятий с поставщиками материально-технических ресурсов и комплектующих изделий;
3. Оказание предприятиям методической помощи в проведении системных исследований по изучению потребностей рынка, созданию, подготовке, организации производства и поставке на рынок пользующейся спросом продукции;
4. Участие в разработке мер по регулированию межгосударственного обмена важнейшими видами продукции производственно-технического и товарами народного потребления [10, с. 330].
Значительное воздействие на потребительский рынок в части формирования товарных ресурсов, ценовой политики, товаропроизводящей сети, экспортно-импортных операций оказывают другие товаропроизводящие структуры, организационно входящие в Минсельхозпрод, Белкоопсоюз и др.
Особое место в регулировании потребительского рынка занимает система Белкоопсоюза, которая является органом государственного управления торговлей, заготовками, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции в сельской местности (Приложение 3).
Система Белкоопсоюза в настоящее время представляет собой объединение четырех основных подотраслей - торговля, общественное питание, заготовки и производство. Это довольно разветвленная экономическая система, сфера деятельности которой охватывает сельскую местность и небольшие города. Оперативное управление деятельностью системы осуществляет аппарат Белкоопсоюза. Этот орган управления по состоянии. На 01.01.2001 г. Имел четырехуровневое построение: председатель правления - заместители - управления - отделы и включал 16 управлений, объединяющий 29 отделов, 4 самостоятельных отдела и ревизионную комиссию, всего 164 человека.
Отсутствие единой политики
и комплексного характера в управлении
потребительским рынком наблюдается
в реализации программно-целевого подхода
в управлении. На сегодняшний день
нет комплексной программы
Так, в настоящее время в Республике Беларусь приняты к реализации следующие программы:
1. Программа социально-
2. Концепция и программа
развития промышленного
В соответствии с Концепцией и программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., например производство телевизоров в 2000 г. По сравнению с 1997 г. должно было увеличиться в 2,2 раза (219,9%), в 2005 г. по сравнению с 2000 г. - в 1,6 раза (155,1%), а в 2015 г. по сравнению с 1997 г. - в 4-5 раз. Такое увеличение означает, что к этому времени ежегодное производство достигнет цифры 1,4-1,8 млн. Фактический парк телевизоров в семьях Республики Беларусь составляет 3,2-3,4 млн. единиц
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг. решение стратегических задач социально-экономического развития страны и, прежде всего, повышения уровня жизни населения обусловливает необходимость сохранения в прогнозном периоде высоких темпов роста ВВП. При этом в целях укрепления базы для обеспечения расширенного воспроизводства более высокие темпы его роста потребуются в 2006 - 2010 годах. Согласно расчетам, среднегодовые темпы прироста ВВП за этот период должны составить 8 - 9 процентов. Это позволит приступить к ускоренному обновлению изношенной активной части основных производственных средств и последовательно повышать уровень жизни населения страны.
В последующем пятилетии
(2011 - 2015 годы) основной задачей макроэкономической
политики должно стать обеспечение
качества экономического роста, повышение
эффективности реального
Определяющее значение в
формировании валового внутреннего
продукта будет иметь динамика развития
промышленного комплекса. За 2006 - 2015
годы объемы производства промышленной
продукции предусматривается
В сельском хозяйстве производство продукции увеличится в 1,6 - 1,75 раза за 10 лет.
Для решения социальных задач потребуется последовательный рост сферы услуг. Ее удельный вес в структуре ВВП необходимо увеличить до 46 - 48 процентов в 2010 году и до 51 - 52 процентов в 2015 году.
Обеспечение расширенного воспроизводства
на основе внедрения новых технологий
и более современных
Показатели эффективности производства, благодаря технологическому его обновлению, будут иметь положительную динамику по пятилетиям. Среднегодовые темпы прироста производительности труда по пятилетиям составят соответственно 6 - 7 и 8 - 9 процентов, снижение энергоемкости ВВП - 6 и 7 процентов.
Для нормального дальнейшего развития потребительского рынка необходимо усовершенствование денежно-кредитной системы, налогового, внешнеэкономического, контрольно-нормативного регулирования.
Эффективное функционирование рынка требует создания резервов экономического потенциала и материально-технической базы рыночной инфраструктуры, при отсутствии которых могут нарушаться взаимодействия хозяйствующих субъектов, срываться сроки поставок товаров по контрактам, нарушаться ритмичность снабжения торговых организаций, затрудняться исполнение хозяйственных договоров. Для решения вопросов развития устойчивого и цивилизованного потребительского рынка необходимо также решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих подъем отечественных товаропроизводителей, снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня. Государственная поддержка субъектов потребительского рынка должна осуществляться на следующих принципах:
1. Развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ, услуг;
2. Сочетание государственных интересов субъектов потребительского рынка;
3. Сочетание финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;
4. Привлечение внебюджетных источников финансирования отраслевых программ развития потребительского рынка.
Таким образом, потребительский
рынок находится в
Информация о работе Потребительский рынок РБ: сущность, характеристика основных элементов