Потребительский рынок РБ: сущность, характеристика основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Опыт показал, что современная рыночная экономика лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.46 Кб (Скачать файл)

В наиболее полной мере задачи регулирования потребительского рынка  сконцентрированы в Министерстве торговли Республики Беларусь, которое выполняет следующие важнейшие функции:

- формирование единой  государственной политики в сфере  торговли;

- анализ и прогнозирование  тенденций развития потребительского  рынка, разработка на их основе  концепции и определение приоритетных  направлений развития торговли, разработка предложений по экономическому, правовому регулированию деятельности объектов хозяйствования в сфере торговли, независимо от форм собственности;

- обеспечение в соответствии  с законодательством защиты прав  потребителей в сфере торговли;

- организация в установленном  порядке изучения спроса и  конъюнктуры рынка республики, определение  на этой основе его емкости  и потребности в товарах, разработка  товарных балансов;

- разработка и внесение  в министерства и другие центральные органы управления предложений по сбалансированию объемов розничного товарооборота с денежными доходами граждан и товарными ресурсами;

- принятие участия в  осуществлении мер по приоритетному  продвижению на рынок республики  товаров отечественного производства;

- заключение в установленном  порядке с субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности,  государственных контрактов на  поставку товаров и торгово-технологического  оборудования для республиканских  государственных нужд;

- участие в организации  импорта и экспорта товаров;

- проведение внутриреспубликанских  выставок и ярмарок по продаже  товаров и торгово-технологического  оборудования, обеспечение участия  в них субъектов хозяйствования  всех форм собственности;

- осуществление в соответствии  с законодательством накопления  товаров сезонного производства  и потребления, участие в формировании  государственного резерва товаров;

- взаимодействие с заинтересованными  министерствами и другими центральными  органами управления по вопросам  совершенствования организации  и технологии общественного питания,  а также разработка совместно  с ними рационов питания с  учетом физиологических потребностей  различных категорий населения;

- осуществление в целях  защиты прав потребителей контроля за соблюдением занимающимися розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемых товаров и продукции общественного питания.

Имеющееся в составе Министерства экономики Управление потребительского рынка и поставок для государственных  нужд в соответствии с утвержденным положением «является подразделением министерства, осуществляющим разработку экономической политики государства  в области потребительского рынка, исходя из платежеспособного спроса населения на товары и услуги, устойчивого  развития системы торговли и бытового обслуживания населения, а также  по проблемам поставок продукции, выполнения работ и услуг для государственных  нужд».

Усеченный характер главной  задачи этого подразделения Минэкономики применительно к потребительскому рынку очевиден. Во-первых, акцент делается только на разработку экономической политики, а не на реализацию, во-вторых, объектом является экономическая политика, т. е. вне внимания остаются социальные вопросы на потребительском рынке. Кроме того, Управление потребительского рынка не является самостоятельным органом государственного управления со всеми вытекающими последствиями. Фактическая деятельность этого подразделения носит характер «участвующего управления» информационно-аналитического и методического содержания, что следует из сути официально-декларируемых задач:

1. Подготовка предложений  по формированию и реализации  государственной экономической  политики в части наполнения  потребительского рынка товарами  и услугами;

2. Выработка предложений  по разработке методов и средств  достижения макроэкономической  стабилизации;

3. Подготовка предложений  по разработке и корректировке  научно-обоснованных концепций,  программ и прогнозов социально-экономического  развития Республики Беларусь;

4. Анализ и оценка социально-экономической  ситуации в сфере торговли  и услуг;

5. Координация работы  министерств и других республиканских  органов государственного управления  по вопросам развития торговли, платных услуг, поставок для  государственных нужд;

6. Участие в выработке  и реализации мер, обеспечивающих  рациональное использование ресурсного, производственного и кадрового  потенциала;

7. Участие в разработке  налоговых, бюджетных и других  проблем на основе использования  современной балансовой методологии;

8. Участие в разработке  методологии и нормативов формирования  издержек производства и обращения,  фондов потребления и накопления;

9. Участие в разработке  условий для формирования экономической  среды, способствующей экономическому  росту, повышению конкурентоспособности  продукции и услуг, а также  механизма защиты интересов отечественных  товаропроизводителей и потребителей;

10. Участие в разработке  и реализации мер по укреплению  экономического сотрудничества  с государствами-участниками СНГ  и другими странами.

Сравнение функциональных направлений  деятельности Управления потребительского рынка и поставок для государственных  нужд и Министерства торговли свидетельствует, что по большинству направлений они дублируются.

Министерство промышленности Республики Беларусь также выполняет  определенные функции по регулированию  отношений на потребительском рынке. К основным из них относятся:

1.Осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, оказание помощи предприятиям в налаживании внешнеэкономических связей, развития прогрессивных форм интеграции с целью ускорения научно-технического прогресса, повышения экспортного потенциала республики и создания производства по изготовлению импортозаменяющих видов продукции и товаров;

2. Оказание помощи в налаживании прямых хозяйственных связей предприятий с поставщиками материально-технических ресурсов и комплектующих изделий;

3. Оказание предприятиям методической помощи в проведении системных исследований по изучению потребностей рынка, созданию, подготовке, организации производства и поставке на рынок пользующейся спросом продукции;

4. Участие в разработке мер по регулированию межгосударственного обмена важнейшими видами продукции производственно-технического и товарами народного потребления [10, с. 330].

Значительное воздействие  на потребительский рынок в части  формирования товарных ресурсов, ценовой  политики, товаропроизводящей сети, экспортно-импортных операций оказывают другие товаропроизводящие структуры, организационно входящие в Минсельхозпрод, Белкоопсоюз и др.

Особое место в регулировании  потребительского рынка занимает система  Белкоопсоюза, которая является органом государственного управления торговлей, заготовками, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции в сельской местности (Приложение 3).

Система Белкоопсоюза в настоящее время представляет собой объединение четырех основных подотраслей - торговля, общественное питание, заготовки и производство. Это довольно разветвленная экономическая система, сфера деятельности которой охватывает сельскую местность и небольшие города. Оперативное управление деятельностью системы осуществляет аппарат Белкоопсоюза. Этот орган управления по состоянии. На 01.01.2001 г. Имел четырехуровневое построение: председатель правления - заместители - управления - отделы и включал 16 управлений, объединяющий 29 отделов, 4 самостоятельных отдела и ревизионную комиссию, всего 164 человека.

Отсутствие единой политики и комплексного характера в управлении потребительским рынком наблюдается  в реализации программно-целевого подхода  в управлении. На сегодняшний день нет комплексной программы формирования и регулирования потребительского рынка в Республике Беларусь. Имеющиеся  программные документы, касающиеся потребительского рынка, носят локальный, отраслевой характер либо относятся  лишь частично к проблемам потребительского рынка, слабо координированы между  собой.

Так, в настоящее время  в Республике Беларусь приняты к  реализации следующие программы:

1. Программа социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006-2015 гг.

2. Концепция и программа  развития промышленного комплекса  Республики Беларусь на 1998-2015 гг.

В соответствии с Концепцией и программой развития промышленного  комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., например производство телевизоров  в 2000 г. По сравнению с 1997 г. должно было увеличиться в 2,2 раза (219,9%), в 2005 г. по сравнению с 2000 г. - в 1,6 раза (155,1%), а  в 2015 г. по сравнению с 1997 г. - в 4-5 раз. Такое увеличение означает, что к этому времени ежегодное производство достигнет цифры 1,4-1,8 млн. Фактический парк телевизоров в семьях Республики Беларусь составляет 3,2-3,4 млн. единиц

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг. решение стратегических задач социально-экономического развития страны и, прежде всего, повышения уровня жизни населения обусловливает  необходимость сохранения в прогнозном периоде высоких темпов роста  ВВП. При этом в целях укрепления базы для обеспечения расширенного воспроизводства более высокие  темпы его роста потребуются  в 2006 - 2010 годах. Согласно расчетам, среднегодовые  темпы прироста ВВП за этот период должны составить 8 - 9 процентов. Это  позволит приступить к ускоренному  обновлению изношенной активной части  основных производственных средств  и последовательно повышать уровень  жизни населения страны.

В последующем пятилетии (2011 - 2015 годы) основной задачей макроэкономической политики должно стать обеспечение  качества экономического роста, повышение  эффективности реального сектора  экономики, его социальной результативности и сбалансированности (пропорциональности) всех звеньев, что обусловливает  некоторое замедление темпов роста. За весь прогнозируемый период (2006 - 2015 годы) ожидается увеличение ВВП в 2 - 2,3 раза.

Определяющее значение в  формировании валового внутреннего  продукта будет иметь динамика развития промышленного комплекса. За 2006 - 2015 годы объемы производства промышленной продукции предусматривается увеличить  в 2 - 2,1 раза.

В сельском хозяйстве производство продукции увеличится в 1,6 - 1,75 раза за 10 лет.

Для решения социальных задач  потребуется последовательный рост сферы услуг. Ее удельный вес в  структуре ВВП необходимо увеличить  до 46 - 48 процентов в 2010 году и до 51 - 52 процентов в 2015 году.

Обеспечение расширенного воспроизводства  на основе внедрения новых технологий и более современных технических  средств потребует существенно  увеличить долю валовых накоплений в ВВП - с 28,6 процента в 2005 году до 30 процентов  в 2010 году и более чем 30 процентов  в 2015 году при некотором сокращении доли конечного потребления. Однако в абсолютном выражении объем  конечного потребления в расчете  на душу населения возрастет более  чем в два раза.

Показатели эффективности  производства, благодаря технологическому его обновлению, будут иметь положительную  динамику по пятилетиям. Среднегодовые  темпы прироста производительности труда по пятилетиям составят соответственно 6 - 7 и 8 - 9 процентов, снижение энергоемкости  ВВП - 6 и 7 процентов.

Для нормального дальнейшего  развития потребительского рынка необходимо усовершенствование денежно-кредитной  системы, налогового, внешнеэкономического, контрольно-нормативного регулирования.

Эффективное функционирование рынка требует создания резервов экономического потенциала и материально-технической  базы рыночной инфраструктуры, при  отсутствии которых могут нарушаться взаимодействия хозяйствующих субъектов, срываться сроки поставок товаров  по контрактам, нарушаться ритмичность  снабжения торговых организаций, затрудняться исполнение хозяйственных договоров. Для решения вопросов развития устойчивого и цивилизованного потребительского рынка необходимо также решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих подъем отечественных товаропроизводителей, снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня. Государственная поддержка субъектов потребительского рынка должна осуществляться на следующих принципах:

1. Развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ, услуг;

2. Сочетание государственных интересов субъектов потребительского рынка;

3. Сочетание финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки;

4. Привлечение внебюджетных источников финансирования отраслевых программ развития потребительского рынка.

Таким образом, потребительский  рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует развитию конкурентоспособности  отечественных товаров и всего  рыночного механизма. Поэтому проблеме эффективного развития потребительского рынка, его регулированию должно отводиться одно из главнейших мест. И  только благодаря государственной  поддержке и его активному  вмешательству в экономику будет  обеспечиваться положительная тенденция  в развитии потребительского рынка.

Информация о работе Потребительский рынок РБ: сущность, характеристика основных элементов