Правоспособность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей правоспособности юридических лиц.
Объект исследования – правоспособность.
Предмет исследования – правоспособность юридических лиц.
Задачи:
1. Показать особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц;
2. Рассмотреть способы возникновения правоспособности и прекращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Правоспособность юридических лиц..........................................................................4
1.1. Понятие юридического лица…………………………...……………..………...…..…4
1.2. Правоспособность юридического лица........................................................................6
1.3. Государственная регистрация юридических лиц…………….…………………......10
Глава 2. Порядок прекращения деятельности юридических лиц………………………..….14
2.1. Основания прекращения деятельности юридических лиц…….…………….....…..14
2.2. Реорганизация юридического лица…………………….…………...……...…...…...16
2.3. Ликвидация юридического лица…………………………………...…………...……19
Практическая часть……………………………………………………………………………..21
Глава 1. Эффективность производства продукции…………………………………………..22
1.1. Структура товарной продукции……………………………………..……........……22
1.2. Затраты на производство продукции ,себестоимость продукции………………………....23
1.3. Эффективность реализации продукции……………………..……….………...…...24
Глава 2. Эффективность использования основных производственных фондов………...…26
Глава 3. Эффективность использования оборотных средств предприятия…………….…..29
Глава 4. Эффективность использования трудовых ресурсов………………………………..30
Глава 5. Экономическая эффективность производства……………………………………...32
5.1. Денежные поступления, валовый и чистый доход……………………………..…...32
5.2. Рентабельность производства…………………………………………..…………….33
Заключение…………………………………………………………………………………...…36
Список использованной литературы………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 224.49 Кб (Скачать файл)

     Заключенная государственным или муниципальным  унитарным предприятием либо некоммерческой организацией сделка, противоречащая целям, указанным в учредительных документах, является в силу ст. 168 ничтожной, то есть недействительной, независимо от решения суда, поскольку она не соответствует требованиям ст. 49. В отличие от этого сделка, совершенная в нарушение самоограниченной правоспособности, оспорима (то есть недействительна только в силу судебного решения). Имеется в виду, что в соответствии со ст. 173 может быть признана недействительной сделка, которая не соответствует целям деятельности юридического лица, "определенно ограниченным в его учредительных документах", по иску самого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего надзор за деятельностью юридического лица. Однако такое решение допускается лишь при том непременном условии, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

     ГК  допускает и иные случаи ограничения  правоспособности юридического лица независимо от того, распространяется ли на него принцип  специальной или общей правоспособности. Прежде всего это связано с тем, что для осуществления весьма широкого набора разнообразных видов деятельности признано необходимым иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии). Отнесение к такого рода деятельности после вступления в силу ГК может быть осуществлено только законом. При применении этой нормы нужно иметь в виду указание, содержащееся во Вводном законе: "Изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов". В частности, это относится и к постановлению Совета Министров РФ от 27 мая 1993 года N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" <76>. В нем содержится указание на 27 видов деятельности, подлежащих лицензированию.

     Лицензирование  теперь охватывает самый широкий  круг видов деятельности, и среди  них такие, как банковская, биржевая, страховая, медицинская, строительная, транспортная, общественное питание  и др. Из изданных после вступления в силу соответствующей главы  ГК законодательных актов, посвященных  лицензированию отдельных видов  деятельности, можно указать на законы: от 25 января 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации" (организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора, обязаны получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти); от 20 января 1995 года "О связи" (деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии; выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производятся Министерством связи Российской Федерации; лицензии или любые предоставляемые ими права могут быть переданы полностью или частично одним юридическим лицом другому юридическому лицу не иначе как после получения последним новой лицензии); от 8 февраля 1995 года "О недрах", измененный и дополненный (права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами; лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, а в случаях, предусмотренных Законом, – федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением; оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением).

     Согласно  ст. 6 Вводного закона, в отличие от всей части первой ГК, его четвертая  глава, посвященная юридическим  лицам, вводится в действие со дня  официального опубликования Кодекса, то есть с 8 декабря 1994 года. Следовательно, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года Порядок ведения лицензионной деятельности в той части, которая относится к перечислению подлежащих лицензированию видов деятельности, не действует, поскольку начиная с 8 декабря 1994 года перечень таких видов деятельности в силу комментируемой статьи должен определяться только законом.

     Нормы Положения, не связанные с определением видов лицензируемой деятельности, обладают необходимой юридической  силой. Так, в соответствии с Положением правовое значение лицензии состоит  в том, что она признается официальным  документом, который разрешает осуществление  указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия осуществления  этой деятельности.

     Порядок ведения лицензионной деятельности определяет, кто и в каком порядке  выдает лицензии, содержит исчерпывающий  перечень оснований для отказа в  выдаче лицензии, ее срок (он устанавливается  в зависимости от вида деятельности, но не должен составлять менее трех лет, кроме случаев, когда сам  заявитель ходатайствует о выдаче лицензии на более короткое время).

     Держатель лицензии не вправе передавать ее. В  случае ликвидации юридического лица принадлежащая ему лицензия прекращает автоматически свое действие (допускается  переход лицензии лишь в установленном  порядке и только в случаях  реорганизации юридического лица –  держателя лицензии).

     Установлены специальные правила относительно приостановления лицензии и ее досрочной отмены.

     Решения и действия органов, в компетенцию  которых входит выдача лицензии, могут  быть обжалованы в установленном  порядке в суде.

     Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принцип  специальной правоспособности или  нет, могут быть ограничены в правах, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Прежде всего речь идет об ограничениях, которые исходят от компетентных органов. Все те органы, которым предоставлено право выдачи лицензии, могут отобрать ее либо заменить другой, сужающей в том или ином отношении возможность осуществлять соответствующую деятельность и тем самым совершать связанные с нею сделки.

     Помимо  указанных персональных ограничений  правоспособности имеются ограничения  общего характера. Так, в частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим  лицам и тем самым должно считаться  запрещенным для всех остальных  участников гражданского оборота. Примером может служить деятельность, которая  составляет государственную монополию. Соответствующий перечень был включен  в Закон о предприятиях и предпринимательской  деятельности, который утратил силу с момента вступления в действие ГК. Вместе с тем сохранили свою силу указания на исключительный характер определенных видов деятельности, которые предусмотрены в ряде специальных актов (в частности, имеются в виду законы о страховой, банковской, биржевой и некоторых других видах деятельности).

     Основанное  на законе ограничение правоспособности может иметь и другую форму: когда  в соответствующем акте предусмотрено, какой именно деятельностью юридическое  лицо заниматься не может. Так, в Законе о страховании установлено, что  предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и  банковская деятельность. Закон о  банках запрещает им совершать операции по производству и торговле материальными  ценностями, а также по страхованию  всех видов, за исключением страхования  валютных и кредиторских рисков. В  соответствии с Законом о них  биржи не могут заниматься торговой, торгово-посреднической и иной деятельностью, непосредственно не связанной с  организацией биржевой торговли. Там  же предусмотрено, что биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление биржевой деятельности.

     ГК  определяет моменты начала и конца  правоспособности. Правоспособность юридического лица начинается в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации юридического лица. Точно  так же право осуществления лицензируемой  деятельности возникает в момент получения лицензии, а прекращается – в момент истечения срока  ее действия (если иное не указано в  законе или ином правовом акте).

     1.3 Государственная  регистрация юридических  лиц

 

     Государственная регистрация юридических лиц  является завершающим этапом образования  юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение  о признании организации юридическим  лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических  лиц и становятся доступными для  всеобщего ознакомления.

     В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы  о юридическом лице1:

     1. Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование для Коммерческих организаций, на русском языке, В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках.

     2. Организационно-правовая форма.

     3. Адрес (место нахождения) постоянно  действующего исполнительного органа  юридического лица, по которому  осуществляется связь с юридическим  лицом (в случае отсутствия  постоянно действующего исполнительного  органа юридического лица, в реестре  содержится адрес иного органа  или лица, имеющего право действовать  от имени юридического лица  без доверенности).

     4. Способ образования юридического  лица (создание или реорганизация).

     5. Сведения об учредителях юридического  лица.

     6. Копии учредительных документов  юридического лица.

     7. Сведения о правопреемстве –  для юридических лиц, созданных  в результате реорганизации иных  юридических лиц, для юридических  лиц, в учредительные документы  которых вносятся изменения в  связи с реорганизацией, а также  для юридических лиц, прекращающих  свою деятельность в результате  реорганизации.

     8. Дата регистрации изменений, внесенных  в учредительные документы юридических  лиц, или в случаях, установленных  законом, дата получения регистрирующим  органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.

     9. Способ прекращения деятельности  юридического лица (путем реорганизации  или путем ликвидации).

     10. Размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала, складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.)

     11. Фамилия, имя, отчество и должность  лица, имеющего право без доверенности  действовать от имени юридического  лица, а также паспортные данные  такого лица или данные иных  документов, удостоверяющих личность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

     12. Сведения о лицензиях, полученных  юридическим лицом. В соответствии  с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», функции уполномоченного федерального органа Исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам2.

     Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

     Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного  органа – по месту нахождения иного  органа или лица, которые имеют  право действовать от имени юридического лица без доверенности.

     Моментом  государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей  записи в государственный реестр.

     Регистрирующий  орган, не позднее одного рабочего дня  с момента государственной регистрации, выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

     При государственной регистрации вновь  создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

     1. Подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утвержденной Правительством  РФ. В заявлении подтверждается, что:

     - представленные учредительные документы  соответствуют установленным законодательством  РФ требованиям к учредительным  документам юридического лица  данной организационно-правовой  формы;

     - сведения, содержащиеся в учредительных  документах, иных представленных  для государственной регистрации  документах, заявлении о государственной  регистрации, достоверны;

     - при создании юридического лица  соблюден установленный для юридических  лиц данной организационно-правовой  формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного  капитала (уставного фонда, складочного  капитала, паевых взносов) на момент  государственной регистрации, и  в установленных законом случаях  согласованы с соответствующими  государственными органами и  (или) органами местного самоуправления  вопросы создания юридического  лица.

Информация о работе Правоспособность юридических лиц