Правоспособность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей правоспособности юридических лиц.
Объект исследования – правоспособность.
Предмет исследования – правоспособность юридических лиц.
Задачи:
1. Показать особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц;
2. Рассмотреть способы возникновения правоспособности и прекращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Правоспособность юридических лиц..........................................................................4
1.1. Понятие юридического лица…………………………...……………..………...…..…4
1.2. Правоспособность юридического лица........................................................................6
1.3. Государственная регистрация юридических лиц…………….…………………......10
Глава 2. Порядок прекращения деятельности юридических лиц………………………..….14
2.1. Основания прекращения деятельности юридических лиц…….…………….....…..14
2.2. Реорганизация юридического лица…………………….…………...……...…...…...16
2.3. Ликвидация юридического лица…………………………………...…………...……19
Практическая часть……………………………………………………………………………..21
Глава 1. Эффективность производства продукции…………………………………………..22
1.1. Структура товарной продукции……………………………………..……........……22
1.2. Затраты на производство продукции ,себестоимость продукции………………………....23
1.3. Эффективность реализации продукции……………………..……….………...…...24
Глава 2. Эффективность использования основных производственных фондов………...…26
Глава 3. Эффективность использования оборотных средств предприятия…………….…..29
Глава 4. Эффективность использования трудовых ресурсов………………………………..30
Глава 5. Экономическая эффективность производства……………………………………...32
5.1. Денежные поступления, валовый и чистый доход……………………………..…...32
5.2. Рентабельность производства…………………………………………..…………….33
Заключение…………………………………………………………………………………...…36
Список использованной литературы………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 224.49 Кб (Скачать файл)

     2. Учредительные документы каждого  вновь возникающего лица, создаваемого  путем реорганизации (подлинники  или нотариально удостоверенные  копии).

     3. Решение о реорганизации юридического  лица.

     4. Договор о слиянии или присоединении  в случаях, предусмотренных федеральными  законами.

     5. Передаточный акт или разделительный  баланс.

     6. Документ об уплате государственной  пошлины.

     Реорганизация юридического лица, осуществленная путем  преобразования, слияния, разделения, выделения, считается состоявшейся с момента регистрации вновь  возникших юридических лиц6.

     При реорганизации общества в форме  присоединения к нему другого  общества первое из них считается  реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении  деятельности присоединенного общества.

     Во  многих случаях проведение реорганизации  способно резко изменить соотношение  «сил» товаропроизводителей на рынке  и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п. 1 ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 (в ред. от 9 октября 2002 года), «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает, что слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по полезному балансу превышает 200 тысяч МРОТ, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (п. 1 ст. 17 закона).

     Слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость  активов которых по последнему балансу  превышает 100 тыс. МРОТ осуществляется с уведомлением антимонопольного органа в течение 45 дней со дня государственной реорганизации. Эти же требования распространяются на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (абз. 4 и абз. 6 п. 5 ст. 17 закона)7.

     Уведомляется  также антимонопольный орган о слиянии и присоединении некоммерческих организаций.

     Представляет  интерес вопрос, допускается ли восстановление юридического лица – правопредшественника при признании недействительным акта регистрации правопреемника при реорганизации. В арбитражной практике нет единства по данному вопросу. Высший арбитражный суд принимая прямо противоположные решения, в частности восстанавливал в правах существовавшее до реорганизации юридическое лицо, (Вестник ВАС РФ. 1997. №3). такая позиция противоречит п. 2 ст. 51 ГК (юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации) и п. 8 ст. 63 ГК (ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц).

     Вопрос  о реорганизации юридического лица, которая может вызвать экономические, социальные, демографические и другие негативные последствия, затрагивающие  интересы населения, должен согласовываться  с местными органами власти.

     В случаях, установленных законом, реорганизация  юридического лица в форме его  разделения или выделения из его  состава одного или нескольких юридических  лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или  по решению суда.

     Если  учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или  орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении  уполномоченного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает  внешнего управляющего юридическим  лицом и поручает ему осуществить  реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает  от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и  передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами  возникающих в результате реорганизации  юридических лиц. Утверждение судом  указанных документов является основанием для государственной регистрации  вновь возникающих юридических  лиц.

     2.3 Ликвидация юридического  лица

 

     Ликвидация  юридического лица это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

     Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

     1. Учредители (участники) юридического  лица или органы, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно  сообщить об этом органу, осуществлявшему  государственную регистрацию данного  юридического лица, который вносит, в единый государственный реестр  юридических лиц сведения о  том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации.

     2. Участники организации, ее уполномоченный  орган или суд, принявшие решение  о ликвидации, назначают ликвидационную  комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки  ликвидации юридического лица.

     3. Ликвидационная комиссия помещает  в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, порядке  и сроке заявления претензий  кредиторами (этот срок не может  быть менее 2 месяцев), выявляет  всех кредиторов и уведомляет  их о ликвидации юридического  лица, взыскивает дебиторскую задолженность  юридического лица.

     4. Ликвидационная комиссия оценивает  состав кредиторской задолженности  и после окончания срока для  предъявления требований кредиторами  составляет промежуточный ликвидационный  баланс, который содержит сведения  о составе имущества ликвидируемого  юридического лица, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также  о результатах их рассмотрения.

     Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшим решение о  ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц.

     5. В соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом удовлетворяются  законные требования кредиторов, причем выплаты производятся  в порядке очередей, установленных  ст. 64 ГК, начиная со дня утверждения  ликвидационного баланса, за исключением  кредиторов пятой очереди, выплаты  которым производятся по истечении  месяца со дня утверждения  промежуточного ликвидационного  баланса. Если денежных средств  организации недостаточно для  расчетов с кредиторами, ликвидационная  комиссия продает имеющееся имущество  организации с публичных торгов.

     6. После погашения кредиторской  задолженности ликвидационная комиссия  составляет окончательный ликвидационный  баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица  или органом, принявшим решение  о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом,  осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц.

     Для государственной регистрации в  связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы8:

     1. Подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утверждённой Правительством  РФ. В заявлений подтверждается, что соблюден установленный федеральным  законом порядок ликвидации юридического  лица, расчеты с его кредиторами  завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

     2. Ликвидационный баланс.

     3. Документ об уплате государственной  пошлины. Ликвидация юридического  лица происходит:

     - с распределением оставшегося  имущества между учредителями (участниками)  юридического лица (ликвидация хозяйственных  обществ и товариществ, кооперативов);

     - с передачей оставшегося имущества  собственнику (унитарные предприятия  и финансируемые собственником  учреждения);

     - с передачей оставшегося имущества  на цели, определенные в учредительных  документах юридического лица (общественные  и религиозные объединения, фонды).

     При реорганизации или ликвидации юридического лица должны быть обеспечены права  кредиторов. Это предполагает:

     - обязательное уведомление кредиторов  о прекращении юридического лица;

     - право кредиторов требовать прекращения  или досрочного исполнения обязательств  с возмещением вызванных этим  убытков;

     - солидарную ответственность вновь  образованных юридических лиц  по обязательствам реорганизованного  юридического лица, если разделительный  баланс не дает возможности  определить правопреемника;

     - установление очередности удовлетворения  требований кредиторов;

     - пропорциональное удовлетворение  требований кредитов одной очереди.

     При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются  в следующей очередности9:

     - в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

     - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

     - в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

     - в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

     - в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

     При ликвидации банков или других кредитных  учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются  требования граждан, являющихся кредиторами  банков или других кредитных учреждений.

     Требования  каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

     В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора  либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе, до утверждения ликвидационного  баланса юридического лица, обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

     Требования  кредитора, заявленные после истечения  срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок.

     Требования  кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также  требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору  отказано.

     Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

     В соответствии с названным законом  могут быть объявлены банкротом  все юридические лица, кроме (п. 2 ст. 1):

     – казенных предприятий;

     – учреждений;

     – политических партий;

     – религиозных организаций.

 

     

Практическая  часть

Глава 1  Эффективность производства продукции

    1. Структура  товарной продукции
 

Товарная продукция-это  стоимость продукции, работ и  услуг, предназначенных к отпуску  за пределы основной деятельности предприятия  за определенный период.

Информация о работе Правоспособность юридических лиц