Предмет и содержание экономики отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Транспортная отрасль в Российской Федерации представлена шестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в Российской Федерации является автомобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Предмет и содержание экономики отрасли………………………………………………….4
1.1. Предмет и содержание экономики отрасли……………………………………………….4

1.2. Задачи экономики автомобильного транспорта…………………………………………..5

1.3. Роль и особенности транспорта как отрасли материального производства…………….5

1.4 Специфические особенности отрасли, влияние на формирование ее экономического потенциала………………………………………………………………………………………..6
1.5 Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики……………...8
Заключение…………………………………………………………………………………..…..11

Список использованных источников и литературы…………………………………………..12

Файлы: 1 файл

экономика отрасли 1.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                       УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

                                                                                  Вечерне-заочный факультет

 

                                      Кафедра:

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №

по дисциплине

«Экономика отрасли»

на тему: «Предмет и содержание экономики отрасли»

 

 

Выполнил:                                   

Студент _2__ курса ВЗФ

направление: «ЭТМбз» (заочная форма)

Ф.И.О. Терехин Вячеслав Владимирович.

Шифр: 11371

 

Проверил:

 

                                                                                  Выслать по адресу:

 

 

 

                                                                 МУРМАНСК

                                                          2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

 

1 Предмет и содержание  экономики отрасли………………………………………………….4

1.1. Предмет и содержание экономики отрасли……………………………………………….4

 

1.2. Задачи экономики автомобильного транспорта…………………………………………..5

 

1.3. Роль и особенности транспорта как отрасли материального производства…………….5

 

1.4 Специфические особенности  отрасли, влияние на формирование ее экономического потенциала………………………………………………………………………………………..6

1.5 Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики……………...8

Заключение…………………………………………………………………………………..…..11

 

Список использованных источников и литературы…………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Транспортная отрасль в Российской Федерации представлена шестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в Российской Федерации является автомобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны. Автомобильный транспорт является связующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а на коротких расстояниях фактически обладает монопольным правом по перевозкам грузов и пассажиров .В современных условиях рыночной экономики одним из важнейших факторов оптимального функционирования автомобильного транспорта является обеспечение эффективности финансово-экономического управления. Для этого необходимо знать экономические основы деятельности автотранспортной отрасли, уметь использовать и анализировать финансово-экономические показатели, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности автотранспорта применять на практике .В настоящем учебном пособии достаточно подробно рассмотрены основные финансово-экономические показатели автомобильного транспорта, приведены термины и понятия по следующим направлениям:

- организация производства  автотранспортных услуг;

- материально-техническое  обеспечение на автотранспорте;

- основные фонды;

- оборотные средства;

- трудовые ресурсы;

- производительность труда;

- оплата труда;

- себестоимость услуг;

- особенности ценообразования  на автотранспортные услуги;

- финансовые ресурсы;

- учёт и анализ деятельности  на автомобильном транспорте;

- планирование;

- инвестиционная и инновационная  деятельность.

Информация о финансово-экономической деятельности необходима для принятия эффективных управленческих решений. Анализ финансово- хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия позволяет правильно определить и использовать резервы повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в конкурентной среде на основе использования инновационных достижений и передового опыта.

1 Предмет и  содержание экономики отрасли.

1.1. Предмет и содержание экономики отрасли.

 

Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования (перемещения) грузов и пассажиров.

Транспорт в структуре экономики страны – это отрасль, обеспечивающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, основа их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития.

В транспортную отрасль входят: автомобильный; железнодорожный; морской ; внутренний водный; воздушный; трубопроводный виды транспорта.

Экономика транспорта является одним из важнейших разделов экономической теории, прикладной экономической наукой, изучающей природу и особенности транспорта, специфический характер закономерностей, форм проявления экономических законов и развития транспорта как отрасли материального производства. Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной системы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связывает в экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырьё, продукцию.

Автомобильный транспорт в Российской Федерации является основой транспортной системы вместе с другими видами транспорта (железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным). Более того, занимает лидирующие позиции по перевозкам грузов (74…83%) и пассажиров (51…56%), участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны.

Предметом экономики автомобильного транспорта являются экономические отношения, законы и закономерности функционирования и развития производства автотранспортных услуг. Экономика автомобильного транспорта рассматривает взаимосвязь технических, эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспорта с исторически-

ми и технологическими условиями и факторами, влияющими на эффективность использования материально-технической базы, основных средств, капитальных вложений, инвестиций.

 

 

 

1.2. Задачи экономики автомобильного транспорта.

 

Основными задачами экономики автомобильного транспорта являются:

--изучение комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.);

- -изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов  и других муниципальных образований;

- -изучение форм и методов организации транспортных систем,

-обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную

-обеспеченность населения их территорий;

- -исследование и распространение методов, способствующих экономическому развитию страны; интеграции России в мировую транспортную систему и экономику;

- -использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг для улучшения обслуживания населения при условии снижения транспортных затрат в цене готовой продукции;

- -выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров;

- -определение и использование наиболее эффективных методов

-влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомобильную отрасль для формирования её современной материально технической базы.

 

1.3. Роль и особенности транспорта как отрасли материального производства.

 

Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного территориального местоположения, но и в силу стабильно функционирующей, сбалансированной, динамично развивающейся и готовой к интеграции, транспортной системы. Транспортная отрасль имеет значительные отличия от других отраслей материального производства. Их несколько, приведём часть из них.

1. Труд работников транспортных предприятий является производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме,как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость труда работников транспорта существенно изменяет стоимость перемещаемых грузов, поэтому снижение величины транспортных затрат в цене готовой продукции – одна из главных задач экономики транспорта.

2. Транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции.

3. При производстве транспортных услуг не используется сырьё а в затратах – велика доля заработной платы. Доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15…20%, в промышленности – 40…80%; доля за работной платы на транспорте – 30…45%, в промышленности – 10…15%.

4. Производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды: реальных условий эксплуатации транспорта; дорожной ситуации; климата; географии маршрута и т.д.

5. Ущерб окружающей среде от транспорта в несколько раз выше(особенно автомобильного), чем в других отраслях материального производства.

6. Вероятность получения травм на транспорте также выше, чем в других отраслях материального производства.

 

1.4 Специфические  особенности отрасли, влияние на  формирование ее экономического  потенциала

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие государства. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия народное хозяйство подразделяется на две группы: материальное производство и непроизводственная сфера.

При дальнейшей детализации материальное производство и непроизводственная сфера делятся на отрасли.

Отрасль — группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), которые характеризуются особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняют общую (специфическую) функцию в национальной экономике.

Дробление народного хозяйства на отрасли является результатом развития разделения труда в общественном производстве. Каждая отрасль выполняет свою функцию в экономике страны.

С одной стороны, стимулирующая роль рыночной экономики активизировала предприятия всех отраслей народного хозяйства, побудила их к поиску средства повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и одновременно обострила проблемы адаптации наукоемких технологий в реальное производство; с другой стороны, рыночный процесс связан с большими затратами и риском.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе производственного комплекса страны. Благодаря своей маневренности автомобили перевозят грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют достаточно быстро доставлять и пассажиров, и грузы до конечного пункта. Преимуществами автомобильных перевозок являются большая провозная способность; быстрота доставки грузов и пассажиров; меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с воздушным, водным и железнодорожным транспортом.

Большинство грузов, которые ранее перемещались посредством железнодорожного транспорта на короткие расстояния, перевозятся теперь на автомобилях даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. За автотранспортом утвердилась ведущая роль в работах на строительстве с учетом его мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ на грузовых машинах.

Основным перевозчиком продукции сельского хозяйства к железнодорожным станциям и водным пристаням является автомобиль. Большинство товаров и продуктов розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие 2 — 3346 и др. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км). В некоторых случаях даже при наличии параллельной железной дороги организация автобусного движения оказывается рациональной на маршрутах большой протяженности.

Наряду с отмеченными преимуществами автомобильный транспорт имеет некоторые более низкие технико-экономические показатели по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Один из существенных его недостатков — низкий уровень производительности труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы подвижного состава автомобильного транспорта. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих. На автомобильном транспорте значительно выше затраты на топливо из-за больших мощностей двигателей (на единицу подвижного состава) и высокой стоимости бензина и дизельного топлива.

Стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, приходящаяся на 1 т грузоподъемности, в несколько раз выше, чем на речном или железнодорожном транспорте. Следовательно, для осуществления перевозок автомобильным транспортом на единицу перевозочной работы (при одинаковом среднем расстоянии перевозок) требуется больше капиталовложений, чем на железнодорожном или водном виде транспорта.

Информация о работе Предмет и содержание экономики отрасли