Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 10:43, контрольная работа
Транспортная отрасль в Российской Федерации представлена шестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в Российской Федерации является автомобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Предмет и содержание экономики отрасли………………………………………………….4
1.1. Предмет и содержание экономики отрасли……………………………………………….4
1.2. Задачи экономики автомобильного транспорта…………………………………………..5
1.3. Роль и особенности транспорта как отрасли материального производства…………….5
1.4 Специфические особенности отрасли, влияние на формирование ее экономического потенциала………………………………………………………………………………………..6
1.5 Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики……………...8
Заключение…………………………………………………………………………………..…..11
Список использованных источников и литературы…………………………………………..12
Автомобили, число которых неуклонно растет, оказывают вредное, а подчас губительное воздействие на окружающую среду. Ежегодно во всем мире автомобили выделяют в воздух миллионы тонн различных веществ, в той или иной мере токсичных, уносят в результате аварий сотни тысяч человеческих жизней, делают миллионы людей калеками.
Таковы факторы, без учета которых нельзя дать сколько-нибудь достоверный прогноз развития автомобильного парка на ближайшее будущее.
Грузовой автомобильный транспорт мира выполняет 80% общего мирового объема грузовых перевозок. Ведущую роль он, по-видимому, сохранит и в обозримой перспективе, однако следует ожидать больших качественных изменений парка. Прежде всего, в нем возрастет доля автомобилей, грузоподъемность которых близка к пределу, допускаемому дорожными условиями. Найдут массовое применение специализированные автопоезда, перевозки грузов в контейнерах и пакетах.
1.5 Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики.
АТП — это хозяйственная единица, которая, как самостоятельный экономический субъект, представляющий собой юридическое лицо и имеющий собственный счет в банке, обязана осуществлять финансовое самообеспечение, т. е. самофинансирование.
Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии государственного плана, который устанавливается центром и подлежит обязательному выполнению. Его заменил индикативный, рекомендательный, советующий план-прогноз (бизнес-план). При децентрализации управления происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необходима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности экономических субъектов.
При рыночной экономике действует принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономные способы, меры и средства, побуждающие нести ответственность, а также возмещение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.
По своим обязательствам хозяйственный субъект отвечает принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и по существу лишается статуса полноценного надежного партнера, участника делового предпринимательства.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле над соблюдением; в изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых правительством нормативных актов, через государственное планирование.
Одним из важных принципов развития современной экономики является конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. В западной экономической литературе конкуренция рассматривается как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции.
Для рыночной экономики характерен принцип социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Социальная защита осуществляется через систему государственного регулирования посредством ограничений, не позволяющих рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, и компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным ценам или бесплатно. Широко практикуются различные формы благотворительности и помощи бедным. При этом поддерживается такой уровень социальной защиты, который не оказывает отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы и не приводит к социальному иждивенчеству.
При изучении экономики рассматриваются макрои микро-экономические проблемы.
Макроэкономика дает представление о состоянии народного хозяйства страны в целом; она исследует такие совокупные понятия, как национальный продукт, общий уровень цен и т. п. Основными макроэкономическими проблемами являются объем производства в стране; экономический рост; занятость населения; инфляция; социальные и экономические кризисы и др.
В микроэкономике исследуют объем произведенной продукции и цены на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения; выясняют побудительные мотивы в поведении индивидуума и фирмы.
Заключение.
Экономика автомобильного транспорта изучает организацию управления, принципы и методы выбора оптимальных технических и организационных решений, эффективность перевозок грузов и пассажиров, развитие материально-технической базы, эксплуатационные работы, научную организацию труда и заработной платы, категории и методы измерения
затрат и результатов транспортного производства. По результатам экономических расчётов принимаются рекомендации по рационализации транспортных связей, при решении таких важных народнохозяйственных задач, как рациональное размещение производства по территории страны, выбор оптимальных размеров предприятий, экономическое обоснование специализации и диверсификации производства. Это помогает оптимизировать работу транспорта, совершенствовать систему материально-технического снабжения, более полно удовлетворять потребность в перевозках, снижать потери продукции промышленности и
сельского хозяйства в процессе транспортирования. Совершенствование планирования пассажирских перевозок способствует более полному удовлетворению потребностей населения в передвижении, развитию российского и международного туризма. Экономика автомобильного транспорта связана с такими направлениями знаний, как планирование, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов, экономика промышленности, сельского хозяйства, труда, статистика, экономическая география, с техническими науками.
В учебном пособии представлены все основные темы экономики автотранспорта: от организации производства транспортных услуг до инновационной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горев, А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учебное пособие / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
2. Гражданский кодекс РФ (с изменениями) // www.consultantplus.ru.3. Налоговый кодекс РФ (с изменениями) // www.consultantplus.ru.
4. Пеньшин, Н.В. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе : монография / Н.В. Пеньшин, В.П. Бычков. –М. : Академический Проект, 2007. – 192 с.
5. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями) // www.consultantplus.ru.
6. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями) // www.consultantplus.ru.
7. Экономика автомобильного транспорта : учебное пособие / А.Г. Будрин, Е.В. Будрина, М.Г. Григорян и др. ; под ред. Г.А. Кононовой. –3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
8. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия : учебник / В.П. Бычков. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 384 с.