Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 08:00, реферат

Описание работы

Даже в самых благоприятных экономических условиях для любого предприятия всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности

Содержание работы

Введение

Глава 1. Характеристика предпринимательского риска 10

1.1. Сущность предпринимательского риска 10

1.2. Виды предпринимательского риска 32

1.3. Процесс управления предпринимательским риском 49

Глава 2. Анализ факторов, влияющих на уровень предпринимательского риска

2.1. Характеристика факторов, оказывающих влияние на уровень предпринимательского риска

2.2. Методы оценки предпринимательских рисков 94

2.3. Основные методы снижения риска 106

Глава 3. Возможные пути минимизации риска 127

3.1. Анализ и использование информации в целях снижения уровня предпринимательского риска

3.2. Повышение эффективности сбытовой политики в 138 организации

3.3. Управление персоналом в промышленной фирме 147

3.4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью организации

Заключение 170

Библиография 178

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

 

Внешнеторговый оборот уменьшился на 16,1%, в т.ч. экспорт - на 17%, а импорт - на 15,1%.

 

Только по процентам за кредиты Россия должна выплатить в 1999г. 17,5 млрд. долл.

 

Практически полностью уничтожены высокотехнологичные и наукоемкие отрасли отечественной промышленности.

 

Россия занимает 0,3% общего мирового рынка наукоемкой продукции, когда как США - 36% и Япония - 30%.

 

Характеристика факторов, оказывающих влияние на уровень предпринимательского риска

Предпринимательская фирма - это сложная система, подверженная влиянию различных внешних и внутренних факторов риска. Их проявление порождает неопределенность, которая в свою очередь дает возможность предпринимателю либо получить дополнительную прибыль, либо значительные убытки.

 

Как уже отмечалось ранее, центр тяжести усилий при исследовании риска, возникающего в деятельности предпринимательских организаций, полезнее перенести с построения сложных математических моделей их оценки на поиск, систематизацию и подробное описание факторов, влияющих на уровень риска, а также методов снижения рисков. Достигнуть выбранной цели или запланированного результата предпринимателю удается только в том случае, если удастся предусмотреть заранее возможные отклонения от цели и в определенной степени предотвратить связанные с этим потери. При этом очень важно знать источник риска, откуда может появиться угроза запланированному ходу событий.

 

Сотрудничество с ненадежным партнером, изменение экономической ситуации в стране деятельности, прием на работу некомпетентного сотрудника, открытие расчетного счета в ненадежном банке, некорректные действия со стороны конкурентов - все это может привести к увеличению уровня рисков, возникающих в деятельности предприятий и в конечном итоге привести предпринимательскую фирму к банкротству. m

 

Для поддержания устойчивой работы предпринимательской фирмы в условиях становления рыночной экономики необходимо учитывать все виды факторов риска: как общие, т.е. присущие вообще предпринимательской деятельности в любых условиях, так и специфические, присущие только переходному периоду. Так, например, среди специфических факторов риска, присущих экономике России можно выделить следующие:

 

? слабая контрактная дисциплина  производителей и поставщиков;

 

? нарушения платежной  дисциплины;

 

? политическая нестабильность;

 

? слабая государственная  поддержка предпринимательства;

 

? нечеткость и постоянная  изменчивость законодательных актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность;

 

? отсутствие персональной  ответственности значительной части  предпринимателей за результаты  своей деятельности; неустойчивое  налоговое законодательство; высокий  уровень налогов и обязательных  платежей;

 

? низкий потенциал платежеспособного  спроса;

 

? низкая возможность получения  информации о спросе на производимую  предпринимательскими организациями  продукцию;

 

? ограничение свободной  рыночной конкуренции;

 

? недобросовестная конкуренция; зависимость предпринимателей от  криминального мира и т.д.

 

Несомненно, что большинство российских промышленных предприятий находится в настоящее время в состоянии кризиса. Около одной трети предприятий являются убыточными. Сумма взаимной задолженности промышленных предприятий к концу 1996 года в четыре раза превышала суммарный объем средств, находящихся на их счетах, крайне низка инвестиционная активность промышленных предприятий. По данным обследования Института проблем переходного периода около 17% предприятий вообще не делают капитальных вложений, а все имеющиеся средства (включая амортизационные отчисления) направляют на оплату труда и пополнение запасов оборотных средств (28).

 

Внутренняя ситуация на промышленных предприятиях далека от стабильной и характеризуется активным протеканием следующих основных процессов:

 

- формирования новых целевых  установок и интересов предприятия  и работников;

 

- трансформации форм собственности  предприятия;

 

- изменение состава трудового  коллектива предприятия, разрыва  существовавших ранее функциональных  и иных связей между членами  коллектива;

 

- поиск новых форм и  методов управления предприятием;

 

- изменения стратегического  типа предприятия, то есть его  места в системе классификационных  группировок, определяемых такими  базисными характеристиками различных  сторон функционирования предприятия, как степень диверсификации номенклатуры  продукции, потребителей и поставщиков, доля предприятия на региональном  и отраслевом рынках, место, занимаемое  предприятием в конкурентной  группе.

 

Эти процессы приводят к нестабильности внутренней обстановки на предприятиях, что в свою очередь усиливает уровень риска, возникающего в процессе деятельности промышленных предприятий и соответственно затрудняет их нормальное функционирование. Рассматривая наиболее острые проблемы предпринимательских структур в сфере производства в настоящее время, по нашему мнению, целесообразно выделить так называемые функциональные проблемы, то есть проблемы, допускающие решение с помощью изменения образа действий персонала предприятия, и системные проблемы, решение которых требует коренной реструктуризации предприятия.

 

К последним, как показывают результаты различных обследований и опубликованные аналитические данные, относятся:

 

- ориентация на краткосрочные  результаты деятельности в ущерб  средне- и долгосрочным, отсутствие  стратегического подхода к деятельности  предприятия;

 

- отсутствие на предприятиях  комплексных рабочих планов, как  следствие - снижение уровня координации  работы отдельных подсистем предприятия;

 

- недостаточное знание  текущего и прогнозного состояния  рынка, необходимость высоких затрат  усилий и ресурсов для ориентации  на рынке, поиска платежеспособных  покупателей и поставщиков недорогого  сырья и оборудования;

 

- неготовность предприятия  к изменениям спроса, появлению  на рынке высокотехнологичной  и качественной конкурентной  продукции;

 

- снижение квалификации  персонала;

 

- старение основных производственных  фондов и технологий;

 

- неэффективность использования  имеющихся в распоряжении предприятия  ресурсов;

 

- снижение трудовой мотивации  работников;

 

- высокая степень расхождения  оперативных интересов менеджмента  и коллектива при возрастании  объема власти руководства, преобладание  личных интересов менеджеров, противостояние  между руководством и коллективом  предприятия;

 

- высокие трансакционные  издержки.

 

В результате негативного влияния внешней предпринимательской среды и нестабильной внутренней ситуации многие промышленные предприятия оказались на грани банкротства. Так, КамАЗ за пять месяцев 1997 года сократил объем производства почти в три раза, по сравнению с соответствующим показателем 1996 года (56).

 

Челябинский тракторный завод в 1997 году был объявлен банкротом, на заводе назначено конкурсное управление. Завод работает с большими перерывами, в связи с небольшим объемом производства, с нехваткой комплектующих деталей, ограниченной подачей электроэнергии (31).

 

В 1996 году «Промтрактор» (Чебоксарский тракторный завод) простаивал четыре месяца. Объем производства у завода за пять лет с 1990 по 1995 годы упал в десять раз. К 1996 году кредиторская задолженность составляла более 213,3 млрд. руб. В результате на заводе было введено арбитражное управление (35).

 

Анализ и использование информации в целях снижения уровня предпринимательского риска

Экономическая наука традиционно рассматривала три главных фактора производства: земля; - труд; капитал.

 

Данная триада является классической, долгое время она служила основанием для различных направлений экономической науки. Позднее некоторые исследователи в качестве четвертого фактора производства называли предпринимательский талант как качество, которое позволяет эффективно соединить три основных фактора в процессе производства для достижения определенного экономического результата.

 

Не претендуя на какое-либо изменение сложившихся представлений, на наш взгляд их следует уточнить с учетом явлений современной экономической действительности. Одним из основных факторов производства в современных условиях, по нашему мнению, следует признать информацию. Выделение информации как экономического ресурса и самостоятельного фактора производства (деятельности) произошло с того момента, когда она стала товаром и приобрела все его свойства: потребительскую стоимость (полезность), редкость как свойство экономического ресурса, ценообразование на основе спроса и предложения.

 

В настоящее время, для хозяйствования информация играет решающую роль, как в процессе экономического развития предпринимательской фирмы, так и в ходе конкурентной борьбы на национальном и международном рынках. Именно конкуренция, по нашему мнению, сыграла основную роль в процессе формирования информации как экономического ресурса. Поскольку конкуренция разворачивается на всем экономическом пространстве, закономерным является стремление предприятий максимально закрыть информацию о собственной деятельности и получить как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта, условиях деятельности.

 

Одним из факторов, увеличивающих уровень риска, является достаточно часто очевидная недооценка информации предпринимательскими фирмами. Неосведомленность, некомпетентность руководителей, принимающих решения, связанные с риском, приводит, как правило, к большим потерям. Избежать этого можно лишь обладая информацией - информацией современной, полной, достоверной. Поэтому, на наш взгляд, еще один возможный способ минимизации внутренних предпринимательских рисков - это получение и анализ своевременной информации как о внутреннем положении фирмы, так и о внешней предпринимательской среде.

 

Действительно, наличие у предприятия надежной деловой информации позволяет быстрее руководителям принимать решения, влияет на правильность этих решений, что естественно ведет к увеличению доходов предприятия. Использование достоверной информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность потерь для промышленного предприятия.

 

Однако доступ к информации, на основе которой принимаются решения, связанные с выявлением и оценкой текущих и перспективных тенденций в условиях риска, ограничен, так как получение данных о работе других компаний затруднено существованием коммерческой тайны, способностью каждой компании в любой момент принять любое решение, возможно, непредсказуемое для оценивающего окружающую среду предпринимателя, что порождает неопределенность при выборе линии поведения и прогнозировании риска. Кроме этого, есть конечно, информация более доступная, ее потребители имеют возможность более точно оценить уровень риска и в конечном итоге снизить его. Поэтому информация на рынке имеет ценность, и предприниматели готовы за нее платить.

 

Оценивая и обрабатывая информацию, предпринимателям следует иметь в виду, что она может быть полезной и использоваться эффективно, если в достаточной мере отвечает определенным принципам. Требования к организации информационного обеспечения анализа предпринимательского риска прежде всего вытекают из общих принципов системы экономической информации. Потоки плановых, нормативных, статистических, бухгалтерских, оперативных сведений, их хранение, переработку и использование можно рационально организовать только на научной основе.

 

Вопросам создания автоматизированных систем управления производстом, систем обработки данных и т.п. достаточно большое внимание уделялось в советской экономической литературе. Не отрицая значения отдельных положений таких работ и их практическую ценность, необходимо в то же время отметить невозможность их применения в рыночной системе хозяйствования, так как характер систем информационного обеспечения деятельности промышленного предприятия в плановой и рыночной системах хозяйствования различается принципиально.

 

В условиях рыночной экономики информация производится самим рынком, и потоки информации направлены по горизонтали. Происходит обмен информацией между участниками рынка: производителями и потребителями; поставщиками и получателями; банками и предприятиями различных форм собственности; информационными центрами и абонентами. То есть происходит движение информации в форме сведений о ценах, условиях сделок, условиях для предпринимательской деятельности, взаимных коммерческих предложений, рекламы, заявок на поставку и т.п.

 

Плановая экономика характеризуется прямо противоположно направленными информационными потоками, то есть для плановой системы характерно вертикальное движение информации.

 

Для данного диссертационного исследования определенный интерес представляет определение целей и задач информационного обеспечения промышленного предприятия. По мнению диссертанта можно выделить следующие цели и задачи:

 

- получение как можно  больше информации о состоянии  рынка, на котором функционирует  предприятие, объем рынка, его динамика  за прошедший период и прогнозные  оценки, цены, количество модификаций  товара (услуги), тенденции потребительского  поведения и т.п.;

 

- сбор и анализ информации  о состоянии смежных и перспективных  рынков;

 

- получение и оперативный  анализ информации о конкурентах: реальные и потенциальные конкуренты; раздел рынка между его участниками, финансовое положение конкурентов, их производственная программа, планы по выводу на рынок  нового товара (услуги), направления  перспективных исследований;

Информация о работе Предпринимательство