Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 15:45, реферат
Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция -экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства . Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
1.Предприятие и конкуренция . Конкурентоспособность продукции .
В распоряжении российского бизнеса находится огромный теоретический и практический опыт мировой конкуренции. Традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории конкуренции стал сокращаться.
Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция -экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства . Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся предприятиями на доступных им сегментах рынка.
Важными в этом определении являются следующие аспекты:
во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии предприятий на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут предприятия, продвигая на рынок свои товары и/или услуги;
во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет предприятия конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одного предприятия, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между предприятиями, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически «ненасытным» внутренним спросом;
в-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают предприятия, чтобы облегчить давление конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:
ценовую (конкуренцию на основе цены);
неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока предприятие не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия и, как следствие, к разорениям. Поэтому предприятия избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.
Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
фирмами - аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
для проникновения на рынки с новыми товарами;
для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (предприятия выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
М.П. Андреев в работе предлагает свести все виды неценовой конкуренции к двум основным:
функциональная конкуренция- удовлетворение одной и той же потребности принципиально разными видами продукции;
предметная конкуренция – удовлетворение одной и той же потребности продуктами разного уровня качества;
В некоторых классификациях выделяется еще один вид неценовой конкуренции- видовая конкуренция, когда удовлетворение одной и той же потребности обеспечивается продуктами, отличающимися каким- то существенным параметром, функциональной возможностью. По существу здесь речь идет о разновидности предметной конкуренции.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
промышленный шпионаж;
привлечение к сотрудничеству специалистов фирм-конкурентов, владеющих производственными секретами;
выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому значительно дешевле;
закупка образцов с целью их копирования.
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности предприятий:
конкуренция на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией для получения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов на ресурсных рынках выступают в основном предприятия-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;
конкуренция продавцов в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
конкуренция покупателей на сбытовых рынках. В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде предприятие прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.
В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности предприятия наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.
Основным направлением конкурентной деятельности абсолютного большинства российских предприятий, производителей продукции производственно-технического назначения является конкуренция продавцов в области сбыта товаров и услуг на рынке.
В силу многоаспектности применения понятия конкуренции в различных отраслях знаний в научной литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу. На наш взгляд, наиболее полно характеризуют это понятие следующие два определения.
Под конкуренцией (от лат. concurrentia – сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предложений потребителей.
С учетом анализа литературы Фатхутдинов Р.А. под термином «конкуренция» понимает процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях.
Неразрывно с понятием конкуренции связано понятие конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью понимаем свойство объекта, характеризующейся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами.
Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов». Недостаток этого определения, по мнению автора работы , заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно только ценовые и неценовые характеристики.
По мнению автора , конкурентоспособность товара определяет его способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке.
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.
Как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:
Наиболее распространенной на практике является первая группа, в основе которой лежит оценка конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг (продукции).
Таким образом, конкурентоспособность продукции -это способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка в рассматриваемый период. Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке. На конкурентоспособность оказывают влияние различные факторы, которые будут рассмотрены далее.
2.Инновации и инвестиции в животноводстве :основные направления , экономическая активность и факторы роста.
Агропромышленный комплекс представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из различных структурно-образующих элементов или подсистем. Его центральным звеном является сельское хозяйство, в составе которого особое место занимает животноводство, являющееся подсистемой по отношению к агропромышленному комплексу и системой по отношению к соподчиненным элементам – подотраслям.
Существует множество направлений развития животноводства, которые определяются воздействием различных условий и факторов. Два направления являются основными: инерционное и инновационное.
Инерционное развитие представляет собой процесс, предполагающий стагнацию, замедление темпов экономического роста, сопровождающееся кризисными явлениями, связанными с ростом цен, инфляцией, безработицей.
Инновационное развитие связано с ускоренным экономическим ростом, повышением эффективности функционирования системы, расширенным воспроизводством и улучшением качества жизни населения.
Кроме двух основных направлений развития социально-экономических систем существует множество промежуточных и их модификаций. Выделяют пессимистический вариант развития (как разновидность инерционного), умеренный (его называют реальным), инновационно-прорывной (оптимистический) и др.
Подсистемы в животноводстве выделяются по функциональному и организационному признакам. К функциональным подсистемам относятся: биологическая, технико-технологическая, социальная, экологическая и экономическая, которые отражают различные стороны воспроизводственного процесса.
Биологическая подсистема, выделенная автором, включает часть ресурсного потенциала, представленную специфическими средствами производства – сельскохозяйственными животными, которые в процессе жизнедеятельности продуцируют различную биологическую массу (молоко, мясо, шерсть и др.), обеспечивая кругооборот вещества и энергии в природе и удовлетворяя потребности населения в животном белке. Данная подсистема подчиняется как экономическим, так и биологическим законам развития.
Информация о работе Предприятие и конкуренция . Конкурентоспособность продукции