Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:29, курс лекций
Настоящей темой начинается изучение микроэкономического аспекта экономической теории, т.е. тех экономических отношений, которые возникают в первичном звене народного хозяйства – предприятии.
Главное внимание при этом будет уделено выяснению содержания предприятия как экономического комплекса, его отличий и особенностей, которые существуют между разными видами предприятий в условиях формирования многоукладной экономики.
Значительное место также будет отведено проблемам организации хозрасчетной, коммерческой деятельности предприятий, маркетингу, менеджменту, а также новому для экономики Украины явлению – предпринимательству, которое является обязательным компонентом рыночной экономики.
На больших предприятиях трудовой коллектив является сложной организационной и социально-экономической структурой, в которую входят работники цехов, участков, бригад и др. подразделений. Для координации, согласования действий между ними создается соответствующая система управления, которая возглавляется административным аппаратом. Поэтому труд по управлению – это особая разновидность производительного труда, а работники, занятые этим трудом являются составной частью совокупного работника предприятия.
Как хозяйственная, так и управленческая
деятельность имеет свои принципы.
Одним из таких принципов для
государственных предприятий
Важным принципом является единоначалие. Оно означает подчиненность руководителю всех подразделений предприятия, всех членов трудового коллектива. В свою очередь руководители нижестоящих звеньев (цех, участок, бригада) также обладают данным свойством в отношении своих подчиненных.
Поэтому от руководителя многое зависит. Он должен иметь глубокие профессиональные знания, навыки и способность к организаторской работе, волевые качества и упорство (настойчивость), способность сформировать устойчивый и сплоченный коллектив, обеспечить соединение личного, коллективного и общественного интересов. Важны также и чисто человеческие качества: чуткость, внимание к людям, справедливость, принципиальность при разрешении конфликтов и т.п.
В целом управление – это властные отношения, содержание которых определяется характером собственности. То есть если собственником предприятия выступает один человек, то он сам определяет методы и систему управления.
Если же трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководители таких предприятий избираются, а высшим руководящим органом таких предприятий являются общие собрания. Исполнительные функции по управлению осуществляются правлением. Управление предприятием с активным привлечением к его участию трудового коллектива получило название самоуправления. При этом оно является действенным, если правовые начала подтверждаются заинтересованностью членов коллектива в их использовании. А такая заинтересованность возникает на базе общего интереса. То есть трудовой коллектив должен быть заинтересован не только в распределении доходов, но и в накоплении. В целом же это становится возможным, если сочетаются труд и собственность. Вот почему наибольшего сочетания труда, собственности и управления добиваются на акционерных и кооперативных предприятиях. Для соблюдения же приоритета общенародных интересов используют смешанные формы собственности.
В то же время по мере усложнения процессов производства и реализации продукции, без специальных знаний по управлению не обойтись. Так возникает менеджмент – относительно обособленная сфера управленческой деятельности.
Во времена Тейлора основное внимание в управлении отводилось инженерно-техническим факторам повышения производительности труда (т.е. предусматривались меры по рациональному использованию рабочей силы, техники, материальных ресурсов).
В условиях развития НТР, когда возрастает роль умственного труда, возникает необходимость эффективного использования умственного потенциала работников, которую может решить, конечно же, менеджмент, который можно определить как целенаправленное влияние на работников, управление и координацию операций фирмы в условиях рынка в целях достижения поставленных задач и получения прибыли.
Более полно содержание менеджмента раскрывается в его функциях:
Другой весьма важной системой в управлении предприятием является маркетинг. То есть это система управленческих рычагов, методов и отношений, которые обеспечивают органическое соединение хозяйственных функций по разработке, производству, сбыту продукции и услуг на основе изучения конъюнктуры рынка.
Появление маркетинга обусловлено объективными потребностями высокоразвитой бездефицитной экономики.
Различают «микромаркетинг», который разрешает проблемы оптимизации производства, сбыта продукции на уровне предприятия и «макромаркетинг», направленный на разрешение проблем производства и реализации товаров и услуг в рамках народного хозяйства.
В целях предвидения дальнейших перспектив в развитии производства и его конкурентоспособности возник стратегический маркетинг.
Задачи, которые решает стратегический маркетинг:
Ну а для выполнения данных задач, необходимо использовать разностороннюю информацию как внутреннего, так и внешнего рынка. То есть в условиях рынка необходимо ориентироваться не на интуицию, но главным образом на обоснованные прогнозы, протекающие из реальных жизненных процессов. То есть маркетинг – это необходимость рыночной среды.
Заниматься маркетингом