Предприятие (организация) как субъект хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Любое предприятие не существует само по себе, оно обязательно связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой – через рынок сбыта.

Содержание работы

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ4
1.1. Цель, задачи создания и функционирования предприятия
1.2. Проблемы согласования целей общества и предприятия
1.3. Характерные черты и признаки предприятия
1.4. Функции выполняемые предприятием
1.5. Структура предприятия
1.6. Классификация предприятий по различным признакам
1.7. Эффективность функционирования предприятия
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
2.2. Характеристика организационной структуры банка
2.3. Мероприятия по совершенствованию организационной
структуры
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

предприятие как субъект хозяйствования.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской  деятельности»

 

Факультет экономики и бизнеса

1. ПРЕДПРИЯТИЕ  КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1.1. Цель, задачи  создания и функционирования  предприятия

 

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Любое предприятие не существует само по себе, оно обязательно связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой – через рынок сбыта.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Главной задачей предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия [1, 7 c.].

Факторы, определяющие формирование предприятия отображены на рисунке 1.

 



 

Рис. 1. Факторы, определяющие формирование предприятия

 

Задачами действующего предприятия являются:

  • получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
  • обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
  • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
  • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
  • охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
  • недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются:

  • интересами владельца;
  • размерами капитала;
  • ситуацией внутри предприятия;
  • внешней средой [3, 13 c.].

1.2. Проблемы  согласования целей общества и предприятия

 

Стремление предприятий  к неограниченному росту и  максимизации прибыли до сих пор  считалось главной движущей силой развития экономики и важнейшим положением экономической политики государства. Но вместе с тем такое стремление явилось причиной многих негативных явлений, таких как: разрушение окружающей среды, истощение природных ресурсов, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и т.д.

Хотя предприятия –  это экономическая основа общества, но они же, действуя в собственных  интересах без учета интересов  общества, могут вызывать деструктивные изменения в социальных и экономических структурах и процессах. В то же время модель существования и развития общества направлена на целостное восприятие действительности и имеет по отношению к проблемам существования и развития отдельного предприятия преимущественное значение. А значит, задача руководителей предприятий состоит в том, чтобы постоянно ориентировать деятельность предприятия на учет обще-человеческих ценностей и интересов всего общества.

В настоящее время  возникает необходимость пересмотреть подход, основанный, прежде всего, на чисто количественных показателях, таких как максимизация прибыли и рост ВНП. Ведь большая прибыль может сигнализировать не о высокой эффективности работы, а о монополизме, ведении незаконной коммерческой деятельности, о пренебрежении общественными интересами (например, в области защиты окружающей среды). Концентрация усилий на прибыльности как на первостепенной цели неизбежно порождает особый стиль руководства, ориентированный на краткосрочный успех, который готов пожертвовать долгосрочной конкурентоспособностью компании ради сиюминутной выгоды.

С точки зрения предпринимателя, предприятие – источник получения  дохода. Получение прибыли является мотивом для создания предприятия. С точки зрения общества, предприятие  – один из элементов системы удовлетворения его потребностей, источник товаров, работ, услуг. Таким образом, предприятие, как форма предпринимательской деятельности, является средством достижения целей как предпринимателя, так и всего общества.

Чем лучше и полнее предприятие старается удовлетворить  определенные потребности общества, тем больше получает прибыли (т.к. становится нужным на рынке).

Управляющие преуспевающих  зарубежных фирм считают: прибыль –  это полностью внутренняя проблема предприятия. Выбор предприятием такой  узкой цели, как прибыль ограничивает возможности изучения допустимых альтернативов при принятии решений. Поскольку предприятие является открытой системой, то чтобы заработать прибыль, необходимую для выживания, оно должно следить за средой, в которой функционирует. Руководство, чтобы выбрать соответствующую цель для предприятия, должно ответить на два вопроса:

- Кто наши клиенты?

- Какие их потребности мы можем удовлетворить?

1.3. Характерные  черты и признаки предприятия

Основные черты и признаки предприятия:

  • организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
  • определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  • предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;
  • выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);
  • оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

1.4. Функции выполняемые предприятием

 

К основным функциям предприятия можно отнести:

  • изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
  • продажа и поставка продукции потребителю;
  • послепродажное обслуживание;
  • материально-техническое обеспечение производства;
  • управление и организация труда персонала на предприятии;
  • повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
  • предпринимательство;
  • уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
  • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:

  • размеров предприятия;
  • отраслевой принадлежности;
  • степени специализации и кооперирования;
  • наличия социальной инфраструктуры;
  • формы собственности;
  • взаимоотношений с местными органами власти [3, 10 c.].

1.5. Структура  предприятия

 

Структуру предприятия  можно рассмотреть как внутреннюю среду.

Внутренняя  среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 2).

 

Внутренняя среда



 

Рис.2. Структура производственного  предприятия

 

Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, им необходимы средства производства, основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия имеет информация, коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества [3, 10 c.].

А так же существует внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия – это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 3).

 



Рис. 3. Внешняя среда  производственного предприятия

 

Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, – главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения – банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно – техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе[4, 179 c.].

1.6. Классификация  предприятий по различным признакам

 

Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно – правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по следующим основным признакам:

По виду и характеру деятельности.

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее – по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.). Основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и подотраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.) [2, 41 c.].

По размерам предприятия.

Как правило, по этому признаку предприятия классифицируются следующим образом:

  • мелкие – до 50 занятых;
  • средние – от 50 до 500 (иногда до 300);
  • крупные – свыше 500, в том числе
  • особо крупные – свыше 1000 занятых.

Определение размеров предприятия по числу занятых

может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п.

Размеры предприятия тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Если распределить малые предприятия по отраслям экономики, то можно отметить, что наибольший удельный вес приходится на торговлю и общественное питание – 47%, затем строительство – 18%, а наименьший – сельское хозяйство –1,5% и финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение – 1,3%.

Информация о работе Предприятие (организация) как субъект хозяйствования