Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 07:27, контрольная работа
Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг. Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования. Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли.
Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели:
Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:
минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов,
максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов,
резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.
Уровень товарных запасов
Средние товарные запасы за период времени.
Необходимость расчета средних
товарных запасов обусловлена тем,
что объем запасов может быть
учтен только на определенный момент
времени (так как в процессе оборота
происходит колебание данной величины
в зависимости от ритма поставок
и изменений рыночной ситуации).
Для расчета средних товарных
запасов применяется два
Зн + Зк
З мес = -----------------, где
2
З мес - среднемесячные товарные запасы
Зн - фактический объем запасов на начало месяца
Зк - фактический объем запасов на конец месяца
Если имеются данные о товарных запасах за более продолжительный, чем месяц, период времени (например, квартал, полугодие или год) средние товарные запасы вычисляются по формуле:
1/2 З1 + З2 + … + Зn-1 + n Зn
З = ------------------------------
n-1
З - средние товарные запасы за период > 1 месяца
n - число дат, на которые зарегистрированы запасы
Обеспеченность товарооборота товарными запасами. Товарные запасы могут измеряться в днях, при этом данная величина показывает, сколько дней продажи они обеспечивают и достаточно ли их до следующего завоза. Естественно, что восстановление товарного запаса должно производиться заранее, чтобы процесс товарного обращения не прерывался. Товарные запасы в днях рассчитываются по формуле:
Запасы в сумме
З в днях = ------------------------------
однодневный товарооборот
Товарные отделы |
Обеспеченность товарооборота товарными запасами |
Бакалейные |
0,05 |
Гастрономические |
0,125 |
Молочные |
0,111 |
Кондитерские |
0,083 |
Таким образом, наименьшая обеспеченность товарных запасов наблюдается в отделе бакалейных товаров, наибольшая – в отделе гастрономических товаров.
Однодневный товарооборот определяется
путем деления всего
Товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью принято понимать время обращения среднего товарного запаса за определенный период. Этот процесс характеризуется такими показателями, как скорость товарного обращения (товарооборачиваемость "в днях") и время одного оборота.
Средние товарные запасы
(в сумме)
Товарооборачиваемость (в днях) = ------------------------------
однодневный товарооборот
Товарооборачиваемость, рассчитанная по данной формуле, показывает, за сколько дней реализован средний товарный запас. Как правило, оборачиваемость товаров сложного ассортимента несколько ниже, чем оборачиваемость товаров простого ассортимента.
Товарные отделы |
Товарооборачиваемость (в днях) |
Бакалейные |
68,87 |
Гастрономические |
21,27 |
Молочные |
38,5 |
Кондитерские |
51,36 |
Таким образом, быстрее всех реализуются гастрономические товары, медленнее всех – бакалейные товары.
Время одного оборота (товарооборачиваемость "в разах") характеризует число дней, в течение которых товар находился в форме запаса с момента его поступления в сферу товарного обращения и до момента продажи. Этот показатель может быть рассчитан 2-мя способами.
Товарооборот
1) Товарооборачиваемость (в разах) = ------------------------------
Средние товарные запасы
(в сумме),
Товарные отделы |
Товарооборачиваемость (в разах) |
Бакалейные |
1,306 |
Гастрономические |
4,23 |
Молочные |
2,33 |
Кондитерские |
1,75 |
Количество дней в периоде
2) Товарооборачиваемость (в разах) = ------------------------------
Товарооборачиваемость
(в днях),
Товарные отделы |
Товарооборачиваемость (в разах) |
Бакалейные |
1,306 |
Гастрономические |
4,23 |
Молочные |
2,33 |
Кондитерские |
1,75 |
Наибольшая товарооборачиваемость наблюдается у гастрономическом отделе, наименьшая – в бакалейном.
Предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения:
увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос,
уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль,
улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом, увеличивается объем производства товаров.
Задача 2
Проанализируйте прибыль от продаж за отчетный квартал по торговому предприятию. В процессе анализа рассчитайте: прибыль от продаж, рентабельность продаж, влияние факторов на прибыль. Сделайте выводы.
Показатели |
Ед. измерения |
План |
Факт |
Отклонения |
Товарооборот |
тыс. руб. |
40580 |
40925 |
|
Сумма валового дохода |
тыс. руб. |
8153 |
8332,5 |
|
Уровень валового дохода |
% |
20,09 |
20,36 |
|
Издержки обращения |
тыс. руб. |
6635 |
6864,2 |
|
Уровень издержек обращения |
% |
16,35 |
16,77 |
|
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
|||
Рентабельность |
% |
Решение:
Показатели |
Ед. измерения |
План |
Факт |
Отклонения |
Товарооборот |
тыс. руб. |
40580 |
40925 |
345 |
Сумма валового дохода |
тыс. руб. |
8153 |
8332,5 |
179,5 |
Уровень валового дохода |
% |
20,09 |
20,36 |
0,27 |
Издержки обращения |
тыс. руб. |
6635 |
6864,2 |
229,2 |
Уровень издержек обращения |
% |
16,35 |
16,77 |
0,42 |
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
1518 |
1468,3 |
-49,7 |
Рентабельность |
% |
3,74 |
3,58 |
-0,16 |
Прибыль от продаж равна: сумма валового дохода – издержки обращения
План: 8153-66 35 = 1518 тыс. руб.
Факт: 8332,5 – 6864,2 = 1468,3 тыс. руб.
Отклонение прибыли (отклонение фактического значения от планового) в отчетном периоде составили 49,7 тыс. руб.
Рентабельность продаж равна: Прибыль от продаж / Товарооборот * 100 %
План: 1518/40580 = 3,74
Факт: 1468,3/40925 =3,58
Рентабельность продаж в отчетном квартале снизилась на 0,16 % по сравнению с плановым значением.
Последовательность факторного анализа прибыли:
- изменение объема
АПаq = ((Qф - Qб) x Ртб)/100 ,
где АПаq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;
Qф и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, тыс. р.;
Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;
АПаq = ((40925- 40580 x 3,74)/100 = 12,903
- влияние изменения уровня
AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф ,
где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %, Qф - объем фактического товарооборота;
AПавд = (20,36 - 20,09) x 40925 = 11049,75
- оценка влияния издержек
AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 ,
где УИОф - фактический уровень издержек обращения, %;
УИОб - уровень издержек обращения в базисном периоде, %',
Оф - фактический объем товарооборота;
AПаио = ((16,77 -16,35) x 40925)/100 = 171,885
Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом:
AПар = ((Рф - Рб) x Ррб)/100 ;
AПар = ((Рф - Рб) x Ррб)/100 = (3,58 – 3,74)*3,74 / 100 = -0,0059
Aпаррп =(Рф x (Ррф - Ррб))/100 ,
Aпаррп =(Рф x (Ррф - Ррб))/100 = 3,58 * (3,58-3,74) / 100 = -0,0057
Наибольшее влияние на изменение
прибыли оказало изменение
Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов составляет -0,0059.
Эффективность использования ресурсов низкая и составляет -0,0057
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. Часть вторая от 22 декабря 1995 г. с изм. и доп. / СПС «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. Федеральный закон от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ, от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с посл. изм. и доп.) /СПС«КонсультантПлюс».
3. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы)/ Российская газета. 02.09.2003.
5. Маркетинг /Под ред. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ, 1995. – Главы 24 – 27.
6. Финансовый менеджмент /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 1997. – Глава
7. Ценообразование и налогообложение: Учебник /Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.
8. Цены и ценообразование: Учебник /Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Проспект, 2003.
9. http://rudocs.exdat.com/docs/
10. http://psyera.ru/
Информация о работе Предприятие торговли как хозяйствующий субъект рыночной экономики