Прибыль и рентабельность предприятия как показатели эффективности коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности данного предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ОАО ”Уральский каравай”

Содержание работы

Оглавление 1

Введение 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4

1.1. Прибыль и рентабельность как объекты экономической науки 4

1.2. Состав и принципы формирования прибыли и рентабельности 9

1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 17

22

2. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «УРАЛЬСКИЙ КАРАВАЙ» 23

2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “Уральский каравай” 23

2.2. Анализ распределения и использования прибыли 34

Заключение 39

Список использованной литературы 42

Глоссарий 43

Файлы: 1 файл

Прибыль и рентабельность предприятия как показатели эффективности коммерческой деятельности.docx

— 432.65 Кб (Скачать файл)

2. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО  «УРАЛЬСКИЙ КАРАВАЙ» 

2.1 Факторный анализ  прибыли и рентабельности на  ОАО “Уральский каравай”

 
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа  факторов, влияющих на величину и структуру  изменений прибыли. 
 
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей: исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ); исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ) (16, с. 68). 
 
Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составим таблицу: 
 
Финансовые результаты деятельности ОАО “Уральский каравай” 
 
Таблица 2.1

 
Показатель

 
2004 г., 
 
тыс. руб.

 
2005 г.,  
 
тыс. руб.

 
2005г. к 2004 г., %

 
Выручка от реализации (без НДС)

 
17852679

 
16115794

 
110,78

 
Полная себестоимость продукции

 
16622938

 
14721995

 
112,91

 
Прибыль от реализации ТП

 
1229741

 
1393799

 
88,23

 
Сальдо доходов и расходов от операционных и внереализационных  операций

 
- 329905

 
5958

 
55 раз

 
Балансовая прибыль

 
899836

 
1399757

 
64,29

 
Налог на прибыль

 
314880

 
489501

 
71,60

 
Чистая прибыль

 
584956

 
910256

 
60,61

 
Нераспределенная прибыль

 
85725

 
430095

 
19,93


 
 
Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным  периодом 2004 года за 2005 год произошло  ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции  уменьшилась на 164058 тыс. руб., или  на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль —  на 367033 тыс. руб. (39,39%). 
 
Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия. 
 
Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2005 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2004 году — 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д. 
 
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года. 
 
Данные для расчетов факторов, влияющих на прибыль 
 
Таблица 2.2

 
Показатель

 
По базису (2004 г.)

 
По базису на фактически реализованную  продукцию

 
Фактически по отчету (2005 г.)

 
Динамика 
 
%

 
усл. об.

 
тыс.руб.

 
усл. об.

 
тыс.руб.

 
усл. об.

 
тыс.руб.

 
Реализация ТП

 
N0

 
16115794

 
N10

 
13600008

 
N1

 
17852679

 
110,2

 
Полная себестоимость 

 
S0

 
14721995

 
S10

 
12323729

 
S1

 
16622938

 
112,9

 
Прибыль от реализации ТП

 
P0

 
1393799

 
P10

 
1176250

 
P1

 
1229741

 
88,2

 
Объем производства, т

 
Q0

 
6740

 

 

 
Q1

 
5688

 
84,4


 
 
Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов: 
 
1) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на ОАО «Уральский каравай», явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом: 
 
DP1=N10-N1 
 
DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб. 
 
Эта дополнительная прибыль получена, в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции. Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности. 
 
2) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости). 
 
DP2=P0*K1-P0 
 
где, K1 — коэффициент роста объема продукции:  
 
K1=S10/S0 
 
DP2=1393799 -1393799=-217587 тыс. руб. 
 
Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило -217587 тыс. руб.  
 
3) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости. 
 
DP3=P0*(K2-K1
 
K2=N10 / N0 
 
DP3=1393799*( - )=5,84 тыс. руб.  
 
Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах. 
 
4) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило: 
 
DP4=S10-S0. 
 
DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.  
 
Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на ОАО «Уральский каравай». 
 
Структура себестоимости на ОАО «Уральский каравай» 
 
Таблица 2.3

 
Показатель

 
9 мес. 2004 г., 
 
тыс. руб.

 
9 мес. 2005 г., тыс. руб.

 
Динамика, %

 
Мат. затраты

 
9521670

 
10170260

 
106,81

 
Затраты на оплату труда

 
673294

 
703033

 
114,42

 
Прочие прямые затраты

 
4171392

 
5286333

 
126,73

 
Накладные расходы

 
355633

 
463311

 
130,28

 
Итого

 
14721995

 
16622938

 
112,91


 

Диаграмма 1 
 
 
Как видно из таблицы 2.3 и диаграммы 1, в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта. 
 
5) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции. DP5=S0*K2-S10
 
DP5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.). 
 
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6
 
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период: 
 
DPа=P1-P0
 
где P1 и P0 — прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно;  
 
DPа — общее изменение прибыли от реализации товарной продукции . 
 
DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.). 
 
или: DPб=  
 
где DPi — изменение прибыли за счет i-го фактора. 
 
DPб= =4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.). 
 
Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.  
 
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу: 
 
Факторы, воздействующие на прибыль. 
 
Таблица 2.4

 
Фактор

 
Абсолютная величина тыс. руб.

 
Удельный вес, %

 
DP1

 
4252671,000

 
49,05000

 
DP2

 
217587,000

 
2,51000

 
DP3

 
5,854

 
0,00006

 
DP4

 
4199209,000

 
48,44000

 
DP5

 
60,000

 
0,00670

 
DP6

 
1,200

 
0,00001

 
Абсолютная сумма отклонений

 
17339068,6

 
100,00677


 
 
Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что  на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно  воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен  и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь  заметно — менее 3%. 
 
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на ОАО «Уральский каравай» возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного. 
 
Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых ОАО «Уральский каравай» регулируется Правительством РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам. 
 
Анализ рентабельности на ОАО «Уральский каравай» будет строится исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия. 
 
1) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости. 
 
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2: 
 
K0= ; 
 
K1= . 
 
Изменение рентабельности равно: 
 
(DK) = 6,89-8,65=1,76%. 
 
Влияние фактора изменения цены на продукцию: 
 
DKN= . 
 
Влияние фактора изменения себестоимости: 
 
DKS=  
 
DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76% 
 
Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.3 о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений. 
 
2) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств. 
 
В основе модели лежит соотношение: 
 
R= ; 
 
где: R — рентабельность предприятия; 
 
P — прибыль от реализации продукции; 
 
K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных средств и основных фондов). 
 
С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид: 
 
R= ; 
 
где: F — основные производственные фонды предприятия; 
 
E — оборотные средства предприятия; 
 
— рентабельность продукции; 
 
— фондоемкость продукции; 
 
— оборачиваемость продукции. 
 
Факторный анализ будет строиться в таблице 2.5. 
Расчеты по факторному анализу рентабельности ОАО «Уральский каравай»  
 
Таблица 2.5

 
Показатель

 
Условн. 
 
обознач.

 
2004г.

 
2005 г.

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Выручка от реализации, тыс. руб.

 
N

 
16115794

 
17852679

 
Основные производственные фонды, тыс. руб.

 
F

 
7696698

 
7499012

 
Оборотные средства, тыс. руб.

 
E

 
2987397

 
3852474

 
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

 
C

 
14721995

 
16622338

 
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

 
P

 
1393799

 
1229741

 
Рентабельность предприятия

 

 
0,1305

 
0,1083

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Расчеты для трехфакторной модели:

 

 

 

 

 

 

 
1. Прибыльность продукции

 
P/N

 
0,0865

 
0,0689

 
2. Фондоемкость продукции

 
F/N

 
0,4776

 
0,4200

 
3. Оборачиваемость оборотных средств

 
E/N

 
0,1854

 
0,2158


 
Расчет отклонений 
 
Таблица 2.6

 
Показатель

 
Условные 
 
обозначения

 
Отклонения

 
абс. 
 
гр.4-гр.3

 
отн. 
 
гр.5/гр.3 *100%

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Выручка от реализации, тыс. руб.

 
BR

 
1736885

 
10,78%

 
ОПФ, тыс. руб.

 
OPF

 
-197686

 
-2,57%

 
Оборотные средства, тыс. руб.

 
OC

 
865077

 
28,96%

 
Себестоимость, тыс. руб.

 
S

 
1900343

 
12,91%

 
Прибыль от реализации ТП

 
PR

 
164058

 
-11,77%

 
Рентабельность капитала

 
R

 
-0,0222

 
-17,01%

 
Прибыльность продукции

 
PR

 
-0,0176

 
-20,35%

 
Фондоемкость

 
ФЕ

 
-0,0576

 
-12,06%

 
Оборачиваемость

 
Об

 
0,0304

 
16,40%

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия как показатели эффективности коммерческой деятельности