Прибыль и рентабельность: сущность, роль и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическое содержание, виды и функции прибыли
1.2 Показатели рентабельности организации
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НОВОСИБИРСКСНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка прибыли и рентабельности ОАО «ННГП»
2.3 Резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности ОАО «ННГП»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

2 тема курсовой экономики потреб кооперации.docx

— 49.70 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

 

СИБИРСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ

Кафедра экономики потребительской кооперации

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Экономика потребительской кооперации»

на тему: Прибыль и рентабельность: сущность, роль и пути повышения

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Степанова Олеся

студентка 3 курса гр. Э-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Экономическое содержание, виды  и функции прибыли

1.2 Показатели рентабельности организации

2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  НА ПРИМЕРЕ ОАО «НОВОСИБИРСКСНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Оценка прибыли и рентабельности  ОАО «ННГП»

2.3 Резервы увеличения прибыли и  повышения рентабельности ОАО  «ННГП»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.

По абсолютной сумме прибыли и ее приросту нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на их размер оказывает влияние как интенсивный, так и экстенсивный характер использования производственных ресурсов. Поэтому для характеристики эффективной работы наряду с абсолютной суммой прибыли (или с абсолютной суммой ее прироста) используют и относительный показатель -- рентабельность.

Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности (доходности) деятельности предприятия. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах.

Целью выполнения курсовой работы является теоретическое изучение и практический анализ прибыли и рентабельности предприятия.

Для достижения обозначенной цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

1) раскрыть теоретические аспекты  прибыли и рентабельности предприятия;

2) на основе проведённого анализа  разработать комплекс мер по  оптимизации прибыли и рентабельности  предприятия.

Объектом исследования в курсовой работе является производственное предприятие ОАО «Новосибирскнефтегазпереработка», занимающееся переработка нефти, нефтепродуктов, газа, газового конденсата, продукции стабилизации газового конденсата и другими видами деятельности.

Предмет исследования в курсовой работе - прибыль предприятия.

Курсовая работа структурируется в соответствии с поставленными задачами и включает 2 раздела основной части, заключение, список использованных источников и приложения.

В первом разделе курсовой работы раскрывается экономическая сущность и понятие прибыли и рентабельности предприятия, рассматривается методика формирования конечного финансового результата предприятия (согласно форме отчёта о прибылях и убытках), изучаются методы оценки, планирования и прогнозирования прибыли и рентабельности.

Во втором разделе курсовой работы даётся краткая характеристика исследуемого предприятия, производится оценка доходов, затрат и прибыли предприятия, осуществляется факторный анализ чистой прибыли и ряда основных показателей рентабельности.

В заключение вынесены основные тезисы теоретической части курсовой работы, наиболее существенные результаты практической части.

При выполнении курсовой работы было использовано большое число литературных источников, нормативных актов, интернет-источников, описание которых представлено в списке использованных источников.

Информационная база для выполнения курсовой работы помимо учебных пособий, нормативных актов и интернет-источников включала также отчётность названного предприятия в составе бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках представленная в приложениях.

Период исследования - 2009-2011 гг. Отчётность в приложениях формально представлена только за 2009 и 2011 годы, однако на основе «крайних» значений составлена информационная картина и за 2010 год.

К сожалению, несмотря на наличие доступа к полному комплекту внешней бухгалтерской отчётности, данная информационная база ограничила возможности проводимого анализа и в особенности разрабатываемых мер, т.к. по результатам анализа выявлен приоритетный объект дальнейшего анализа (коммерческие расходы), однако информации о нём нет.

В ходе выполнения аналитических процедур были использованы методы горизонтального, вертикального анализа, метод относительных показателей (финансовых коэффициентов), факторный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Экономическое содержание, виды  и функции прибыли

Экономическая сущность прибыли -- это одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы к трактовке ее происхождения и сущности.

Исследуя трактовки прибыли различных научных школ, можно сформулировать следующие ее определение.

Прибыль - это экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития.

Прибыль - условный термин, означающий некий доход от операций, требовавшей изначально определенной инвестиции и (или) расхода и проявляющийся в увеличении совокупного экономического потенциала инвестора по окончании данной операции.

Многочисленные исследования, относящиеся к проблеме соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий, как «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль»

Под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде.

С экономической точки зрения капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Экономическая прибыль обычно определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на величину вложенного капитала.

Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, как это имеет место при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат, или затрат отвергнутых возможностей. Между тем именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие: прибыль характеризует экономическим эффект, полученный в результате деятельности организации, т.е. прибыль является измерителем (мерой) эффективности общественного производства. По прибыли определяется рентабельность использования собственных и заемных средств, основных фондов всего авансированного капитала и каждой акции и т. п. Тем самым прибыль и рентабельность являются основными индикаторами эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам и в этом смысле служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы. При этом в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в успешных условиях хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Общественно-социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней, попадая в них в виде налогов, и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан.

Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятий, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться:

· премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;

· выплата материальной помощи;

· оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством;

· выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;

· предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;

· оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

1.2 Показатели рентабельности организации

Несмотря на широкие информационные возможности различных показателей экономического эффекта (прибыли), они не всегда позволяют дать объективную оценку эффективности деятельности организации, поскольку условия получения результата могут быть несопоставимыми. Кроме того, абсолютные показатели экономического эффекта не отвечают требованию пространственной сопоставимости при проведении рейтингового ранжирования организаций ввиду различных условий их достижения у разных экономических субъектов. Поэтому для оценки эффективности деятельности организации целесообразно использовать показатели рентабельности - относительные показатели, позволяющие соизмерять полученный экономический эффект с показателями условий хозяйствования: стоимостью активов, размерами источников финансирования деятельности, суммами доходов либо расходов. Аналитический показатель рентабельности может представлять собой коэффициент (относительную величину) или рассчитывается в процентах.

Обобщающими показателями экономического эффекта, применяемыми при оценке экономической рентабельности, в зависимости от интересов пользователей являются:

1) прибыль до налогообложения, поскольку  именно она отражает результат  использования активов в исследуемом  периоде и исключает воздействие  на финансовый результат такого  внешнего фактора, как налоговая  политика государства (применяется  при оценке рентабельности активов  с позиции принятия управленческих  решений);

2) чистая прибыль исследуемого  периода, поскольку этот результат  хозяйствования является конечным  результатом использования имущества  организации в исследуемом периоде (применяется при оценке рентабельности  с точки зрения потенциальных  и действующих инвесторов (акционеров));

3) прибыль до вычета процентов  и налогов, так как этот показатель  отражает результат текущей деятельности  организации и служит источником  уплаты процентов по кредитам  и займам (используется кредиторами  организации для оценки эффективности  текущей деятельности организации, результаты которой служат источником  выплаты процентов по кредитам  и займам).

В общем случае расчёт рентабельности активов имеет следующий вид:

Ra = P / K, (4)

где Ra - рентабельность активов;

Р - прибыль до налогообложения (чистая прибыль, прибыль до вычета процентов и налогов);

К - средняя за период стоимость совокупных активов (внеоборотных активов, оборотных активов).

Формула расчёта рентабельности собственного капитала имеет вид:

Rск = Pч / Сс, (5)

где Rск - рентабельность собственного капитала;

Рч - чистая прибыль отчётного периода;

Сс - средняя за период величина собственного капитала.

Основными показателями рентабельности производства и продажи продукции являются:

1) рентабельность продаж. Отражает  величину прибыли, приходящуюся  на 1 рубль выручки от продажи  продукции. Этот показатель можно  рассчитать как для всего объёма  продаж отчётного периода, так  и по видам продукции. В первом  случае в расчётах используются  данные внешней финансовой отчётности, во втором - внутренних управленческих  отчётов. Расчёт рентабельности  продаж имеет вид:

Rп = P / N, (6)

где Rп - рентабельность продаж;

N - выручка от продаж;

2) рентабельность расходов. Отражает  величину прибыли, приходящуюся  на 1 рубль произведённых расходов, т.е. отдачу расходов по основной  деятельности организации. При этом  сумма расходов организации может  рассматриваться в расчете как  в полном объёме (включать себестоимость  продукции, коммерческие и управленческие  расходы), так и ограничиваться  величиной производственных расходов (себестоимостью продукции):

Информация о работе Прибыль и рентабельность: сущность, роль и пути повышения