Прибыль и рентабельность: сущность, роль и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическое содержание, виды и функции прибыли
1.2 Показатели рентабельности организации
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НОВОСИБИРСКСНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка прибыли и рентабельности ОАО «ННГП»
2.3 Резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности ОАО «ННГП»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

2 тема курсовой экономики потреб кооперации.docx

— 49.70 Кб (Скачать файл)

Rр = P / S, (7)

где Rp - рентабельность расходов;

S - сумма произведённых расходов  по основной деятельности.

Для определения значений показателей рентабельности в процентах результат умножается на сто.

При оценке показателей рентабельности следует иметь в виде такую специфическую черту этих показателей, как временная ограниченность результатов анализа. Она заключается в использовании при расчётах в качестве показателя экономического эффекта только реализованной прибыли. При этом не учитывается вероятный эффект долгосрочных инвестиций, а значит, в случаях, когда организация осуществляет активную инвестиционную деятельность, значение показателей рентабельности может снижаться. В дальнейшем, когда долгосрочные вложения начнут окупаться, существует вероятность возникновения обратного эффекта: темп роста доходов может опережать темп роста расходов. Это приведёт к увеличению значения показателей рентабельности, не отражая при этом действительной эффективности деятельности в отчётном периоде.

Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности.

 

 

 

 

 

2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА  МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «НОВОСИБИРСКНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА»

2.1 Краткая характеристика  ОАО «Новосибирскнефтегазпереработка»

Основной целью деятельности ОАО «Новосибирскнефтегазпереработка» (ОАО «ННГП») является производство продукции, выполнение работ и оказание услуг для получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе:

- переработка нефти, нефтепродуктов, газа;

- переоборудование автотранспорта  на газомоторное топливо, сервисное  технические обслуживание переоборудованного автотранспорта;

- строительство и эксплуатация  газокомпрессорных станций, их техническое  обслуживание;

- поставка и реализация  оптом и в розницу ГСМ, природного  газа физическим и юридическим  лицам;

- приобретение, прокат, аренда, осуществление ремонтных работ, техническое обслуживание и реализация  авиационной техники;

- приобретение, хранение  и реализация юридическим и  физическим лицам продуктов нефтехимии;

- проектирование, строительство, ремонт, реконструкция, реставрация  и эксплуатация объектов различного назначению, любых зданий и сооружений;

- проведение строительных, строительно-монтажных и строительно-ремонтных  работ и др;

Местонахождение и почтовый адрес Общества: 630051, Российская Федерация, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 77.

Виды деятельности, на занятие которыми требуется специальное разрешение (лицензия), могут осуществляться только после получения соответствующей лицензии.

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Размер Уставного капитала составляет 100.000 (сто тысяч) рублей. Уставный капитал Общества разделен на 10.000 штук обыкновенных именных (голосующих) акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью 10 рублей каждая.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества Общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) сроком на три года.

ОАО «ННГП» ведёт эффективную финансово-хозяйственную деятельность, извлекает по её результатам чистую прибыль.

2.2 Оценка прибыли и  рентабельности ОАО «ННГП»

Оценку доходов, затрат и прибыли ОАО «ННГП» осуществим на основе аналитической формы отчёта о прибылях и убытках, представленной в таблице 1

Таблица 1 - Аналитическая форма отчёта о прибылях и убытках ОАО «ННГП» за 2009-2011 гг.

 

Показатель

Значение, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

Удельный вес в выручке, %

Изменение удельного веса, пр. пункт

 
 

2009 год

2010 год

2011 год

2010-2009 гг.

2011-2010 гг.

2010-2009 гг.

2011-2010 гг.

2009 год

2010 год

2011 год

2010-2009 гг.

2011-2010 гг.

 

Выручка

429275

428435

789670

-840

361235

99,80

184,32

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

 

Себестоимость

100678

91111

140916

-9567

49805

90,50

154,66

23,45

21,27

17,84

-2,19

-3,42

 

Валовая прибыль

328597

337324

648754

8727

311430

102,66

192,32

76,55

78,73

82,16

2,19

3,42

 

Коммерческие расходы

304904

315993

624653

11089

308660

103,64

197,68

71,03

73,76

79,10

2,73

5,35

 

Управленческие расходы

20656

16423

20073

-4233

3650

79,51

122,22

4,81

3,83

2,54

-0,98

-1,29

 

Прибыль от продаж

3037

4908

4028

1871

-880

161,61

82,07

0,71

1,15

0,51

0,44

-0,64

 

Проценты к получению

497

18

23

-479

5

3,62

127,78

0,12

0,00

0,00

-0,11

0,00

 

Прочие доходы

5213

0

2775

-5213

2775

0,00

-

1,21

0,00

0,35

-1,21

0,35

 

Прочие расходы

5335

200

3958

-5135

3758

3,75

1979,00

1,24

0,05

0,50

-1,20

0,45

 

Прибыль до налогообложения

3412

4726

2868

1314

-1858

138,51

60,69

0,79

1,10

0,36

0,31

-0,74

 

Отложенные налоговые активы

9

23

12

14

-11

255,56

52,17

0,00

0,01

0,00

0,00

0,00

 

Текущий налог на прибыль (20%)

1614

1603

1339

-11

-264

99,32

83,53

0,38

0,37

0,17

0,00

-0,20

 

Налоговые санкции

3

4

0

1

-4

133,33

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Чистая прибыль

1804

3142

1541

1338

-1601

174,17

49,05

0,42

0,73

0,20

0,31

-0,54

 
                           

 

Доходы предприятия включают выручку, проценты к получению, прочие доходы. Увеличению финансовых результатов фирмы способствуют также отложенные налоговые активы.

Среди названных доходов ОАО «ННГП» наибольший удельный вес имеет выручка. Самое высокое отношение иных доходов к выручке зафиксировано по прочим доходам в 2009 году - 1,21%. Соответственно именно анализу выручки должно быть уделено наибольшее внимание.

В 2010 году ОАО «ННГП» не смогло нарастить выручку и допустило её снижение на 840 тыс. руб. или 0,2%. Это связано прежде всего с кризисными явлениями в экономике в целом.

В 2011 году, напротив, был достигнут значительный рост выручки - на 361235 тыс. руб. или 84,32%. Отмеченный рост расценивается положительно, так как создаёт основу для достижения и бульших финансовых результатов.

Изменения, характерные для показателя себестоимости, расцениваются положительно - в 2010 году в условиях снижения продаж себестоимость сократилась в бульшей степени - на 9567 тыс. руб. или 9,5%; в 2011 году прирост продаж на уже отмеченные 84,32% сопровождался увеличением себестоимости на 54,66% (49805 тыс. руб.).

Отмеченные тенденции привели к тому, что удельный вес себестоимости сократился с 23,45% по итогам 2008 года до 21,27% по итогам 2010 года (-2,19 процентных пункта) и до 17,84% по итогам 2011 года (-3,42 процентных пункта).

Таким образом, себестоимость не является главным элементом совокупных затрат предприятия.

Выявленные факты изменения выручки и себестоимости обусловили получение однонаправленной динамики роста абсолютных и относительных величин валовой прибыли.

Валовая прибыль по итогам 2010 года возросла на 8727 тыс. руб. или 2,66%, по итогам 2011 года - на 311430 тыс. руб. или 92,32%.

Валовая рентабельность продаж соответственно увеличилась на 2,19 процентных пункта по итогам 2010 года (с 76,55% до 78,73%) и на 3,42 процентных пункта по итогам 2011 года (до 82,16%). Обозначенное значение валовой рентабельности продаж расценивается как очень высокое.

Наибольшие затраты предприятие несёт в виде коммерческих расходов. Данные расходы росли как в условиях снижения продаж (на 11089 тыс. руб. или 3,64%), так и их роста (причём более высокими темпами - на 308660 тыс. руб. или 97,68%). Выявленные тенденции обусловили увеличение удельного веса коммерческих расходов с 71,03% до 73,76% в 2009 году (+2,73 процентных пункта), до 79,10% в 2010 году (на 5,35 процентных пункта).

Управленческие расходы изменялись адекватно изменениям продаж - в 2010 году в условиях снижения продаж сокращение управленческих расходов составило 4233 тыс. руб. или 20,49%, в 2010 году в условиях роста продаж данные расходы приросли на 3650 тыс. руб. или 22,22%. Выявленная изменчивость управленческих расходов обусловила сокращение их удельного веса в выручке - с 4,81% по итогам 2008 года до 3,83% по итогам 2010 года (-0,98 процентных пункта) и до 2,54% по итогам 2010 года (-1,29 процентных пункта).

Тенденция роста финансового результата, выявленная по итогам рассмотрения валовой прибыли, в динамике прибыли от продаж уже не достигается - в 2010 году прибыль от продаж возросла с 3037 тыс. руб. до 4908 тыс. руб. (+1871 тыс. руб.; 61,61%), однако в 2011 году - сократилась, до 4028 тыс. руб. (-880 тыс. руб.; -17,93%).

При этом рост прибыли от продаж в 2010 году был достигнут в условиях снижения продаж, снижение прибыли от продаж произошло в условиях роста реализации.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж по итогам 2011 года - наименьшая в анализируемом периоде - 0,51% по итогам 2011 года (против 0,71% по итогам 2008 года и 1,15% по итогам 2011 года).

Согласно Отчёту о прибылях и убытках ОАО «ННГП» проценты к уплате не выделяются, что не совсем закономерно в условиях, когда на балансе предприятия на всём протяжении анализируемого периода числятся (долгосрочные) кредиты и займы.

В тоже время предприятие имеет в виде дохода проценты к получению, роль которых однако не велика (относительно выручки). Тем не менее вкупе с прочими доходами, это позволило ОАО «ННГП» в 2009 году обеспечить положительное сальдо прочих доходов и расходов, добиться увеличения финансового результата (прибыли до налогообложения по сравнению с прибылью от продаж).

Однако в 2010 и 2011 гг. положительное сальдо прочих операций уже не достигается.

Величины прочих доходов и расходов отличаются значительной вариабельностью. Так, например, прочие расходы в 2009 году сократились до уровня 3,75% от значения годом ранее, однако в 2011 году увеличились в 19,79 раза. Прочие расходы предприятием не были получены в 2009 году, а проценты к получению в 2010 году составили 3,62% прошлогоднего уровня.

Прибыль до налогообложения также не имела однонаправленной динамики - увеличение в 2010 году на 1314 тыс. руб. или 38,51% и сокращение по итогам 2011 года на 1858 тыс. руб. или 39,31%.

Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения в 2010 году возросла до 1,1% (с 0,79%), однако в 2011 году снизилась до 0,36% (-0,74 процентных пункта).

Относительно выручки от продаж отложенные налоговые активы значимой доли не составляли.

Величина текущего налога на прибыль сокращалась на всём протяжении анализируемого периода. Сокращение величины данного показателя характерно также и по отношению к выручке.

В 2009 и 2010 гг. предприятие также несло расходы в виде налоговых санкций, значимость которых, однако не велика.

Чистая прибыль предприятия в 2010 году возросла с 1804 тыс. руб. до 3142 тыс. руб., то есть на 1338 тыс. руб. или 74,17%. Это произошло за счёт увеличения валовой рентабельности.

В 2011 году рост валовой рентабельности продолжился (и даже усилился), однако это (прежде всего за счёт неадекватного роста коммерческих расходов) не привело к росту чистой прибыли. Напротив, она сократилась до значения в 1541 тыс. руб. (-1601 тыс. руб. или 51,95%).

Чистая рентабельность продаж даже по итогам 2009 и 2010 гг. была невысокой - 0,42% и 0,73% соответственно. В 2011 году она сократилась ещё более - до 0,20% (-0,54 процентных пункта), то есть до 1/500 руб. (для получения прибыли в 1 руб. необходимо продать продукции, работ, услуг на 500 руб.).

Информационная база анализа включает также приложение к бухгалтерскому балансу на основе которого проведём анализ расходов по обычным видам деятельности (по элементам затрат) - таблица 2.

Всё меньшую часть совокупных расходов предприятия составляют материальные затраты. Снижение удельного веса материальных затрат в 2010 году обусловлено тем, что величина материальных затрат сократилась в большей степени, чем это характерно для совокупной величины (на 10,64% против 0,64%). В 2011 году рост прочих затрат опережал рост материальных (и других) затрат, что и привело к снижению доли до 15,31%. Таким образом, деятельность предприятия не является материалоёмкой.

Деятельность ОАО «ННГП» не является и трудоёмкой - доля отчислений на оплату труда и социальные нужды незначительна и к концу исследуемого периода сократилась до 1,55% и 0,30% соответственно (против 2,66% и 0,39%).

Не является деятельность ОАО «ННГП» и фондоёмкой - доля амортизации в расходах предприятия колебалась от 0,16% (2011 год) до 0,31% (2010 год).

Основу производимых предприятием затрат составляют прочие затраты, величина которых росла на всём протяжении исследуемого периода - на 9163 тыс. руб. или 2,81% в 2010 году, на 314720 тыс. руб. или 93,99% в 2011 году. Удельный вес данной группы расходов с течением времени увеличился с 76,41% до 79,06 (+2,65 процентных пункта) в 2010 году и до 82,68% (+3,62 процентных пункта) в 2011 году.

В обеспечении эффективной работы предприятия ОАО «ННГП» имеются существенные проблемы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Финансовые проблемы ОАО «ННГП»

Наиболее острой, как представляется, является проблема снижения прибыли от продаж и чистой прибыли в связи с ростом коммерческих расходов, на сокращение которых и должно быть обращено основное внимание.

2.3 Резервы увеличения  доходов и прибыли ОАО «ННГП»

В соответствии с планом курсовой работы в данном подразделе поставлена задача проведения факторного анализа (прибыли и рентабельности).

Чистая прибыль ОАО «ННГП» за 2010 год увеличилась на 1338 тыс. руб. Проведение факторного анализа требует информации об изменении цен на продукцию (работы, услуги) предприятия. Поскольку данной информации нет, то используем значение индекса инфляции за 2010 год, равное 1,088 (8,8%).

В этих условиях выручка предприятия за 2010 год в сопоставимых ценах составит:

428435 / 1,088 = 393782 (тыс. руб.).

Индекс изменения объёма продаж в сопоставимых ценах составит:

393782 / 429275 = 0,9173.

Процент изменения (сокращения) объёма продаж составит:

Информация о работе Прибыль и рентабельность: сущность, роль и пути повышения