Прибыль предприятия и источники ее образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике,
- определить задачи и источники планирования прибыли,
- произвести планирование прибыли избранного предприятия,
- выявить факторы роста прибыли предприятия,
- выявить резервы увеличения прибыли предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Краткая характеристика Республиканское унитарное предприятие «Новогрудская швейная фабрика» 5
2. Экономическое содержание и значение прибыли 8
2.1. Понятие прибыли в экономической науке, ее виды и функции 8
2.2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия 10
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии 14
3. Формирование и распределение прибыли предприятия 17
3.1. Формирование прибыли 17
3.2. Распределение и использование прибыли на предприятии 20
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

экономика фирмы курсач.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового ре-зультата от операций с основными фондами, нематериальными актива-ми и иным имуществом.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле

Пб = + Пр + Пи + Пв.о. , где 
Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, 
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия, 
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся : ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентноспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые независят от деятельности предприятия, относятся : конъюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально- технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др. [5, c.315].

Внутренние факторы действуют наприбыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле

Пр=(Цi–Сi)*Vi, где

Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi - объем реализации i-ой продукции.

Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято вы- делять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой ва-ловую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в тео-рии и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом на-лога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз- личные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания это-го источника на относительно высоком уровне предполагает проведе-ние постояной новации продукта. Здесь следует учитывать такие про-тиводействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предпритий.

Второй источник связан с производственной и предпринима- тельской деятельностью, поэтому касается практически всех предприя-тий. 
Эффективность его использования зависит от знания конъюктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производст-ва. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производ-ственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания кнкурентноспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, пос-лепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства 
(чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

От прибыли зависит нормальная деятельность любого предпри-ятия,т.к.: 
- прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств), 
- прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследователь-ские и опытно- конструкторские работы), обеспечивающие НТП, 
- за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды, 
- прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.

Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значе-ние, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Пути увеличения прибыли  на предприятии

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: [21, c.578]:

- увеличение выпуска продукции- должно происходить не столько за счет строительства новых предприятий, сколько прежде всего за счет дальнейшего технического совершенствования действующих предприятий, лучшего использования существующих основных фондов 
-  улучшение качества продукции- это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением.

Качество продукции как экономическая категория выполняет  следующие функции:

  • наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей продукции;
  • является важнейшим свойством (признанием) любого товара или  услуги,без которых они таковыми не являются характеризует степень   общественной полезности потребительной;
  • стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности;

Качество продукции является основой для оплаты труда работников, формирования себестоимости и цены продукции. 
-   продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду, 
- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени, 
- диверсификация производства  – это одновременное развитие множества несвязанных видов производства, увеличения ассортимента производимых изделий одним предприятием, концерном и т.п. Диверсификация производства применяется для повышения эффективности производства, увеличения прибыли повышения экономических показателей и предотвращения банкротства. Эта тема актуальна и сегодня. На сегодняшний день диверсификация производства в первую очередь как форма организации производственных сил привлекает большое внимание практических работников. 
-   расширение рынка продаж и др.-  предусматривает применение различных маркетинговых стратегий. Стратегическими задачами при расширении рынка продаж является:

1)     Привлечение новых покупателей. Выпускаемый компанией товар или оказываемая услуга всегда имеют потенциал в плане привлечения новых клиентов и покупателей, которые по каким-либо причинам пока не знали о товаре (услуге) или не владели необходимой информацией об их свойствах, или откладывали приобретение товара ввиду его высокой цены.  Расширение рынка продаж в этой ситуации может осуществляться путем применения стратегии проникновения на рынок (информирование целевой аудитории о товаре или услуге, сэмплинг, спреинг, реклама), стратегии создания нового рынка, в ходе которой новые группы потребителей информируются о товаре, который ранее этой группой не рассматривался как необходимый, и его полезных свойствах, а также стратегии географической экспансии путем экспорта товара и так далее.

2)     Нахождение новых способов использования продукции компании. Даже один новый способ использования товара способен значительно расширить рынок сбыта. А если такие способы находятся регулярно, то компании гарантированы высокие объемы продаж и колоссальная прибыль.

3)     Расширение рынка продаж за счет интенсификации использования выпускаемого товара. К этой стратегии относится воздействие на психологию  потребителя, которого убеждают в том, что увеличение потребления продукта  увеличивает пользу, которую продукт приносит, и повышает его эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование и распределение  прибыли предприятия

3.1. Формирование прибыли

Управление формированием прибыли начинается с планирования прибыли от основной производственно-хозяйственной деятельности предприятия, то есть прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Финансовый менеджер ориентируется на достижение высокой или постоянно растущей прибыли от реализации. Получение желаемого результата зависит от трех составляющих — затрат на производство и реализацию продукции, планируемой цены единицы продукции и объема реализации продукции.

                                                  

                                                                                                                                                       

Таблица. 3.1                                        

Исходная информация для формирование прибыли

Показатель

2011г.

2004г. пересчитанный на  объем в 2005г.

2012г.

Объем производства, тыс. ед.

73,8

-

76,7

Себестоимость ед. продукции, тыс. руб.

48,4

-

55,6

Цена единицы продукции, тыс руб.

58,8

-

67,2

Выручка от реализации, млн. руб.

4342

4510

5157

Полная себестоимость, млн. руб.

3575

3712

4270

Валовая прибыль, млн. руб.

767

798

887

Коммерческие расходы, млн. руб.

22

-

25

Прибыль от реализации, млн. руб.

745

-

862


 

Таким образом, рассчитаем влияние факторов на увеличение валовой прибыли.

В целом валовая прибыль увеличилась в 2012г. на 120 млн. руб. или на 15,6%.

∆Пв = 887 – 767  = 120 млн. руб.

совокупное изменение объема продукции и структуры продукции позволило увеличить валовую прибыль на 31 млн. руб.:

∆Пв (объем и структура) = 798 – 767 = 31 млн. руб.

непосредственно за счет увеличения объема продукции на 2,9 тыс. ед. или на 3,9%, позволило увеличить валовую прибыль на 29,9 млн. руб.:

∆Пв (объем) = 767 * (76,7/73,8*100 - 100) / 100  = 29,9 млн. руб.

соответственно, влияние изменения структуры продукции составило 1,1 млн. руб.:

∆Пв (структура) = 31 – 29,9 = 1,1 млн. руб.

 Полная себестоимость продукции в 2012г. увеличилась на 695 млн. руб., такое увеличение оказало отрицательное влияние на валовую прибыль предприятия:

∆Пв (себестоимость) = 3712 – 4270 = -558 млн. руб.

Цены на продукцию в 2012г. также увеличились, их влияние составило 647 млн. руб.:

∆Пв (цен) = 5157 – 4510 = 647 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Распределение и использование  прибыли на предприятии

Распределение и использование прибыли  является  важным  хозяйственным процессом, обеспечивающим  как  покрытие  потребностей  предприятия,  так  и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен  быть  построен  таким  образом, чтобы способствовать  повышению  эффективности  производства,  стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных  условий  общественного  производства  на различных этапах  развития  отечественной  экономики  система  распределения прибыли  менялась  и  совершенствовалась.   Одной   из   важнейших   проблем распределения прибыли как  до  перехода  на  рыночные  отношения,  так  и  в условиях  их  развития  является  оптимальное  соотношение   доли   прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в  распоряжении  хозяйствующих субъектов.

С развитием рыночных отношений предприятия  имеют  право  использовать полученную прибыль  по  своему  усмотрению,  кроме  той  ее  части,  которая подлежит обязательным  вычетам,  налогообложению  и  другим  направлениям  в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе  распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой  прибыл (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Экономически  обоснованная  система  распределения  прибыли  в  первую очередь  должна  гарантировать  выполнение  финансовых  обязательств   перед государством  и  максимально  обеспечить  производственные,  материальные  и социальные нужды предприятия.

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль  предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и  по  статьям использования   на   предприятии.   Законодательно   распределение   прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты  разных  уровней  в виде  налогов  и  других  обязательных  платежей.  Определение   направлений расходования  прибыли,  остающейся  в  распоряжении  предприятия,  структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Информация о работе Прибыль предприятия и источники ее образования