Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью данной работы является выяснить экономическую сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее увеличения, проанализировать формирование и использование прибыли, охарактеризовать мероприятия, направленные на увеличение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..……………5
1.1 Экономическая сущность прибы-ли…………………………………………….....5
1.2 Виды прибыли и их взаимо-связь………………………...………………………..7
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и источники ее увеличения……………….… 9
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛНЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..……………………..14
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции……………...............14
2.2 Анализ формирования и использования прибыли…………………………… ..17
2.3 Анализ себестоимости продукции…………………………………………….....23
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ
ПРЕД-ПРИЯТИЯ……………………………………………………………………....27
3.1 Мероприятия, направленные на снижение себестоимости продук-ции……….27
3.2 Мероприятия, связанные с улучшением маркетинговой деятельности………28
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий на
предпри-ятии……………………………………………………………………...……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...…………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема организационной структуры ЗАО «СИПР с ОП»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Направления использования чистой прибыли
ПРИЛОЖЕНИЕ В Схема маркетинговой деятельности предприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2007г
В экономической теории оперируют различными видами прибыли: бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, прибыль от реализации, общая прибыль, чистая прибыль, облагаемая и необлагаемая прибыль, операционная прибыль, чрезвычайная прибыль, прибыль от финансовой деятельности. Однако не все из вышеперечисленных видов прибыли совпадают с трактовками, которые непосредственно применяют в бухгалтерском учете.
Так, например, бухгалтерская прибыль определяется как разность между полученной выручкой и явными издержками, тогда как в бухгалтерском учете такое понятие прибыли вообще не используется.
Экономическая прибыль представляет собой разность между полученной выручкой и явными и неявными издержками.
Общая прибыль складывается из прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации основных средств и прочих активов, а также прибыли , полученной от прочих внереализационных операций.
В зарубежной практике также определяют чистую балансовую прибыль путем вычитания из получаемой прибыли налогов, но до распределения ее на дивиденды и отчисления в резервные фонды.
Виды прибыли,освещаемые в экономической литературе, считаем нужным сделать акцент на ее разновидность, используемой в финансовой сфере, в частности,в зависимости от критериальных признаков теоретики и практики финансисты виды прибыли классифицуруют следующим образом:
Понятие прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, характерно для практики хозяйствования нашей республики. Она определяется как разность между общей прибылью и налогами, уплачиваемыми из прибыли в соответствии с законодательством.
Прибыль от реализации рассчитывается как выручка от реализации за вычетом себестоимости реализованной продукции, в которую включают только затраты, относящиеся к основной деятельности.
Операционная прибыль рассчитывается как валовая прибыль от реализации за вычетом операционных расходов таких, как общие и административные. Этот вид прибыли отражает эффективность всей основной деятельности.
Прибыль от финансовой деятельности определяет чистый результат от данной деятельности и включает такие статьи, как выплата дивидендов и курсовые разницы.
Чрезвычайная прибыль показывает чистый результат событий, не являющихся типичными для организации и которые не должны повториться в ближайшем будущем.
Аналогом чрезвычайной прибыли и прибыли от финансовой деятельности в отечественном бухгалтерском учете является прибыль от внереализационных операций. Общая сумма операционной, чрезвычайной прибыли и прибыли от финансовой деятельности определяется на Западе как прибыль до налогообложения.
В современной экономической науке многочисленные определения экономической категории прибыль в общем смысле не противоречат, а только дополняют друг друга. Это по всей вероятности происходит ввиду того, что значение данной экономической категории нельзя объяснить единично взятым фактом, поскольку прибыль – результат многих причин.
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и источники ее увеличения
Прибыль является динамичной категорией. Ее величина изменяется под воздействием различных факторов, которые можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
-инфляция;
- налоговая политика государства;
- ценовая политика государства;
- валютная политика государства;
- таможенная политика государства;
- конъюнктура рынка;
- природно-климатические условия
- транспортные условия и другие.
Они не зависят от деятельности предприятия, но могут оказать влияние на объем прибыли [12, c. 364].
Внутренние факторы делятся
на производственные и
Производственные факторы, характеризующие наличие, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов, в свою очередь подразделяются на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через изменения: объема средств труда, времени работы оборудования, количества предметов труда, численности персонала, фонда рабочего времени. Интенсивными факторами являются: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации промышленно-производственного персонала, снижение трудоемкости производимой продукции, совершенствование организации труда.
К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта [7, с. 111].
При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Элементы процесса производства рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы, а с другой - как основные факторы, определяющие издержки производства.
Влияние по величине выше указанных факторов на предприятия любых организационных форм различно и направленно в одних случаях в сторону увеличения суммы прибыли, в других уменьшения.
В один и тот же период работы предприятия, влияние фактора в одним из них может быть значительным, в другом также значительным, но направленным в противоположную сторону (если в первом случае зависимость величины прибыли от фактора положительная, то во втором она имеет отрицательное значение), а в третьем случае - незначительно (на уровне крупных предприятий он окажет незначительную роль, либо не будет никакого влияния), значения такого фактора связано только со специфическими условиями работы конкретных предприятий (мелких или средних) [8, с. 67].
Если влияние какого-либо фактора за определенный период работы представляет постоянную величину и направленно всегда в сторону увеличения прибыли (или всегда на уменьшение), то его, как представляется, можно считать постоянно действующим фактором. На уровне отдельных предприятий влияние этого фактора будет всегда ощутимо, поэтому учет его должен быть систематическим [1, с. 16].
Некоторые факторы оказывают на величину прибыли незначительное влияние на уровне предприятий. Соответственно их учет должен носить строго индивидуальный характер, а на уровне крупных предприятий можно даже пренебречь учетом и анализом таких факторов.
Учет фактора цен (как на готовую продукцию, так и на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и т.д.) в любом конкретном случае должен вестись индивидуально и по каждому конкретному изменению (это касается и цен в чистом виде, т.е. в том случае, когда изменение зависит от производственных факторов, и в том случае, когда учитываются инфляционные, конкурентные и другие факторы) [13, с. 104].
Чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения.
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения.
Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением [2, с. 174].
Резервы роста прибыли по уровню управления, от которого зависит их мобилизация, подразделяются на внутрихозяйственные, региональные, народнохозяйственные [9, с. 109].
По срокам использования резервы роста прибыли бывают текущими и перспективными. Под текущими резервами подразумеваются те возможные улучшения хозяйствования, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего года. Для использования текущих резервов требуются: интенсификация производства и улучшение хозяйствования при имеющейся численности работников и материально-технической базе, устранение явных потерь и непроизводственных расходов без привлечения дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Для мобилизации перспективных резервов необходимо ускоренное внедрение в производство новейших достижений научно-технического прогресса. Особенностью перспективных резервов является неопределенность их величины [6, с. 53].
По способам обнаружения резервы роста прибыли классифицируются на явные, таящиеся в ликвидации потерь и перерасходов; фиксируемые в информации, поступающей в управляющую систему; скрытые, выявленные путем внутрихозяйственного и межхозяйственного сравнения, а также путем использования в качестве базы сравнения передового опыта, достижений науки и техники [3, с. 114].
Резервы повышения прибыли можно подразделить на две группы: поэлементные и комплексные.
К поэлементным относятся такие, как рост объема производства и реализации, повышение цены реализации, снижение затрат на производство и структурные сдвиги. Поэлементные резервы - это в основном резервы тактические. Их реализация - дело высшего и среднего звена менеджеров данного, конкретного предприятия [4, c. 7].
В значительной мере размеры получаемой прибыли зависят от того, насколько рационально, экономно расходуются в производстве материальные ресурсы. Уменьшение величины совокупных материальных затрат не единицу продукции обеспечивает снижение ее себестоимости, в которой доля материальных затрат составляет примерно 55-60 %. С ростом масштабов производства, когда увеличивается отдача от каждого процента снижения материальных затрат, их экономия приобретает все большее значение [7, c. 130].
Одним из направлений, способствующих снижению материалоемкости является внедрение эффективных заменителей используемых видов сырья, материалов и топлива с тем, чтобы экономить дефицитные ресурсы и снизить себестоимость выпускаемой продукции, без ущерба ее качеству [10, c. 101].
Первостепенное значение для увеличения прибыли имеет совершенствование планирования комплексных затрат (расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных). При изучении комплексных затрат на производство с целью установления возможности дальнейшего их снижения целесообразно выявить отклонений фактических затрат от плановых по каждой статье в отдельности.
Объективной основой
рационального использования
Из вышесказанного следует,
что прибыль- это чистый доход, созданный
в сфере материального
Прибыль выполняет ряд функций:
-результативную, т.е. полученная прибыль выступает мерой достигнутых результатов деятельности предприятия;
- стимулирующую, т.е. часть прибыли направляется на материальное вознаграждение работников (премия), вторая часть- дивиденды;
- финансирующую, т.е.
часть прибыли является источни
В зависимости от состава доходов предприятия различают следующие виды прибыли:
- прибыль от реализации продукции;
- прибыль от прочей реализации;
- прибыль от внереализационных операций;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль.
Также различают номинальную прибыль- это фактически полученная прибыль, и реальная прибыль – это номинальная прибыль скорректированная на уровень инфляции.
На прибыль оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам относятся: природные условия, государственное регулирование цен, инфляция,т.е. эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на размер прибыли. Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные, при этом производственные бывают экстенсивными – увеличение прибыли достигается путем количественных изменений (объема средств и предметов труда, времени работы оборудования, численности персонала); интенсивными – означают увеличение прибыли путем качественных изменений (повышение производительности оборудования, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение производительности труда персонала). К непроизводительным относятся: снабженческо-сбытовая и природоохранительная деятельность предприятия, социальные условия труда и быта.
Основными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия являются:
- рост объемов производства и реализации продукции
Информация о работе Прибыль предприятия и пути ее увеличения