Прибыль предприятия и рентабельность производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Прибыль — конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — цель деятельности любой коммерческой организации. Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства основных средств, пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, затрат на социальное развитие.

Файлы: 1 файл

курсовая работаААА НЕ НУЖН 2(2).docx

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Введение .

Актуальность прибыли предприятия .

     Складывающаяся в России рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики предприятия. Очевидно, что они должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, быстро адаптирующимися к меняющейся обстановке и предполагающими предпринимательское поведение во взаимодействии одновременно со многими субъектами рыночной экономики. 
     У предприятий постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия; от чего зависит эффективность ее ведения; как работать с поставщиками и потребителями; в каких случаях необходима ориентация на оптовую торговлю и в каких - на розничную; как стимулировать высокопроизводительный труд; какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т.д. Поиск ответов на эти вопросы нередко происходит на основе так называемого метода проб и ошибок, что в нынешних условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом.. 
     В то же время нельзя механически переносить на российскую почву опыт работы фирм развитых стран. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников.

Так же необходимо знать , какие факторы  влияют на рентабельность производства и пути её повышения с целью получения максимума прибыли от производства товаров и услуг.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы наиболее широко раскрыть перед читателем следующие понятия :

Прибыль предприятия. Её функции, виды и методы повышения, а так же

рентабельность производства и факторы, влияющие на повышение рентабельности.

 

 

 

Прибыль предприятия.

Прибыль — конечный финансовый результат  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления  инвестиций, формирования специальных  фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — цель деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль наряду с суммой амортизационных  отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства  основных средств, пополнения собственных  оборотных средств, материального  стимулирования работников, затрат на социальное развитие.

     Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений.

Функции прибыли:

  1. характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
  2. обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.
  3. прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль делится  на :

              А) Прибыль от реализации продукции

              Б) Балансовую прибыль

              В) Валовую прибыль

              Г) Чистую прибыль

Прибыль от реализации продукции — финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или  преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Из приведенного определения следует, что происхождение  прибыли от реализации связано с  получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход  предприятия — выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом  материальных затрат — представляет собой форму чистой продукции  предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль.

 

Классификация доходов (прибыли) предприятий.

      Доходы, так же как и расходы, подразделяются на:

1) Доходы от обычных видов деятельности;

2) Операционные;

3) Внереализационные;

4) чрезвычайные.

  • Доходами от обычных видов деятельности являются:
  • выручка от продажи продукции и товаров.
  • поступления, связанные с выполнением работ.
  • поступления, связанные с оказанием услуг.

 

  • К операционным доходам относятся:
  • - плата за временное пользование (временное владение и пользование) активами предприятия;
  • - плата за права на патенты на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
  • - поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
  • - прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • - поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • - проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.
  • Внереализационные доходы — это:
  • - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • - активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • - поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
  • - прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • - суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • - курсовые разницы;
  • - сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
  • - прочие внереализационные доходы.
  • Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

     В зависимости от направлений  деятельности предприятия, основной (обычной), инвестиционной и финансовой, доходы бывают следующие.

  • Доход от основной деятельности — это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
  • Доход от инвестиционной деятельности — финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
  • Доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

     Выручка от реализации продукций  (товаров, работ, услуг) служит  основным источником финансовых  потоков на предприятии.

     Выручка от реализации и методы  определения момента реализации  имеют существенное значение  для расчета финансовых показателей.

     В отечественной практике применяются  два метода определения момента  реализации: по отгрузке — метод  начислений и по оплате —  кассовый метод.

     Все предприятия, кроме малых,  должны применять метод начислений  и учитывать выручку от реализации  продукции по факту отгрузки  продукции, товаров, выполнения  работ, оказания услуг. Выручкой  считается и поэтапная оплата  выполненных работ с длительным  производственным циклом по мере  готовности этапов в отраслях  строительства, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. На выручку от реализации влияют  такие факторы, как цена реализуемых  товаров и объем продаж в  натуральном выражении. (1.2)

 

     Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Обьем продаж зависит от эффективности осуществления  коммерческой работы: от умения создавать  выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и  т.д.

Уровень издержек производства зависит от эффективности  организации производства и труда, выбранной технологии, технической  оснащенности предприятия.

Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую  прибыль». Она состоит из прибыли  от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных  налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия  в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и  т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая  представляет собой балансовую прибыль  за минусом или плюсом финансового  результата от операций с основными  фондами (средствами), нематериальными  активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль  облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой  валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной  от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она  представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая  финансовые санкции за нарушения  налогового законодательства . Чистая прибыль — единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.  (1.1)

Функции прибыли.

 

 
      Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

  •  
    как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности.
  •  
    Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период.
  •  
    стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования.
  •  
    Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
  •  
    как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Факторы роста  прибыли. (1.3)

     Факторы, оказывающие влияние на прибыль: 
 
     Внешние факторы – это факторы внешней среды существования предприятия. В большинстве случаев оно само не может на них повлиять, и, поэтому вынуждено приспосабливаться к ним. 
 
     Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, в основном повлиять на них может само руководство предприятия

 

 

Классификация факторов влияющих на прибыль.

     Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

     В свою очередь внутренние факторы подразделяются на:

  • производственные;
  • внепроизводственные.

     Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли,? это средства труда, предметы труда и сам труд.

     По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

     К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

     К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).  (1.5)

     В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

     Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

     Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

     Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

Примеры факторов влияющих на прибыль.

 

 

     Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: 
 
- объема реализации продукции; 
 
- ее структуры; 
 
- себестоимости; 
 
- уровня среднереализационных цен. 
 
     Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. 
 
     Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. 
 
     Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. 
 
     Для определения степени влияния рассмотренных факторов на уровень прибыли и рентабельности используются различные математические и статистические методы. 
 
     Для определения тенденции развития показателя используют:

Информация о работе Прибыль предприятия и рентабельность производства