Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 21:09, курсовая работа
Прибыль — конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — цель деятельности любой коммерческой организации. Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства основных средств, пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, затрат на социальное развитие.
Глава 2
Рентабельность производства.
Понятие «рентабельность»
Рентабельность – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики. Можно сравнить рентабельность с показателем КПД, то есть соотношением понесенных затрат и полученной в итоге прибылью (то есть, упрощенно, соотношение расходов и доходов). Если бизнес по итогам отчетного периода дает прибыль, то такой бизнес можно назвать рентабельным.(1.4)
Рентабельность
предприятия – это показатель эффективности,
с которой используются основные фонды,
рассчитываемый как отношение прибыли
к усредненной стоимости основных, а также
оборотных активов.
Прибыль и рентабельность
предприятия напрямую взаимосвязаны между
собой.
Прибыль – это экономическая
категория, выражающая производственно-экономические
отношения, возникающие по поводу формирования
и последующего использования производимого
продукта. В реальном секторе прибыль
принимает материальную форму в виде денежных
средств, ресурсов, фондов и выгод.
Если предприятие получает
какую-либо прибыль, то оно является рентабельным.
Применяемые в расчетах показатели рентабельности,
отражают относительную прибыльность.
Анализ финансовой устойчивости предприятия
базируется на анализе данных показателей.
Для оценки результативности и экономической
целесообразности функционирования предприятия
берутся абсолютные и относительные показатели.
Абсолютные показатели дают
возможность сделать анализ динамики
показателей прибыли за определенные
годы. При этом для получения более достоверных
результатов показатели рассчитываются
с учетом инфляции.
Относительные показатели
представляют собой варианты соотношения
прибыли и капитала, вложенного в производство
(прибыли и затрат на производство). Поэтому
они не так подвержены влиянию инфляции.
Абсолютная сумма прибыли
не всегда дает правильное представление
об уровне доходности определенного предприятия,
поскольку на нее влияет и качество работы,
и масштаб деятельности. В связи с этим
для более точной характеристики работы
предприятия используют не только абсолютную
сумму прибыли, но и относительный показатель,
называемый уровнем рентабельности.
Данные показатели следует
рассматривать в сравнении с другими временными
периодами, поскольку это позволяет судить
о динамике развития предприятия.
Рентабельность предприятия
характеризует уровень прибыльности или
убыточности производства. Сами показатели
рентабельности представляют собой относительными
характеристики результатов финансового
роста и эффективности деятельности организации.
Они отражают относительную доходность
фирмы или предприятия, которая измеряется
в процентах к затратам капитала с разных
позиций.
Важнейшими характеристиками
фактической среды, в которой формируется
прибыль и доход предприятия, являются
показатели рентабельности. Они используются
в сравнительном анализе и оценке финансового
состояния предприятия.
Основными показателями
рентабельности являются: рентабельность
продукции предприятия, рентабельность
капитала и общая рентабельность.
Рентабельность продукции
является отражением отношения прибыли
на единицу реализованной продукции. Этот
показатель увеличивается при росте цен
на продукцию при неизменных затратах
на производство либо снижении затрат
на производство при сохранении постоянных
цент на реализовываемую продукцию.
Рентабельность капитала
показывает эффективность использования
всего имущества, находящегося в распоряжении
предприятия.
Общая рентабельность (рентабельность
предприятия) выражает отношение балансовой
прибыли к усредненной величине основных
производственных фондов, а также нормируемых
оборотных средств. Данное отношение фондов
к затратам показывает доходность предприятия.
Другими словами, уровень общей рентабельности,
отражающий прирост вложенного капитала,
равняется прибыли, образующейся до начисления
процентов, умноженной на 100% и разделенной
на активы.
Общая рентабельность является
ключевым показателем, используемым для
анализа рентабельности. Для более точного
определения развития организации вычисляются
еще два показателя: рентабельность производственного
оборота и число оборотов активов.
Рентабельность оборота
равна зависимости валовой выручки от
издержек. Число оборотов капитала равно
отношению валовой выручки к величине
капитала.
Результатом деятельности коммерческой организации является прибыль, работой - выручка от реализации продукции, работ и услуг, расходами - затраты средств на выполнение работы (на производство и реализацию продукции) и ресурсами - вложенные активы, т.е. задействованное в работе имущество. Поскольку прибыль зависит от работы предприятия, работа от потраченных расходов, а расходы от задействованных ресурсов, рентабельность можно рассчитать в виде трех групп показателей:
1) рентабельность выручки (работы);
2) рентабельность расходов;
3) рентабельность ресурсов (активов).
При этом можно рассчитать коэффициент прибыльности не только относительно общей суммы ресурсов или расходов, но и их определенной части (рентабельность собственного капитала, инвестиций, основных фондов, оборотных средств, издержек производства и обращения, трудовых затрат, амортизации, материальных затрат, производственных мощностей и т.д.).
В финансовой отчетности о прибылях и убытках выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистую прибыль (табл. 1).
Таблица 1. Отчет о прибылях и убытках открытых акционерных обществ за 2010 г., тыс. руб.
№ |
Наименование показателя |
Алгоритм расчета |
«Нарзан |
«Денеб» |
«Рычал-Су» |
1. |
Выручка (нетто) от
продажи товаров (за минусом НДС,
акцизов и аналогичных |
1472296 |
1314959 |
45845 | |
2. |
Себестоимость проданных товаров, |
-549534 |
-957907 |
36322 | |
3. |
Валовая прибыль |
Строка 1 - строка 2 |
922762 |
357052 |
9513 |
4. |
Коммерческие расходы |
-321639 |
-35090 |
- | |
5. |
Управленческие расходы |
- |
-123332 |
- |
- |
6. |
Прибыль (убыток) от продаж |
Строка 3 - строка 4 - строка 5 |
477 791 |
321962 |
9513 |
7. |
Проценты к получению |
967 |
1825 |
- | |
8. |
Проценты к уплате |
-4337 |
-87645 |
- | |
9. |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
- |
- | |
10. |
Прочие доходы |
57105 |
43179 |
||
11. |
Прочие расходы |
-158299 |
-61386 |
-1984 | |
12. |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
Строка 6 + строка 7 - строка 8 + строка 9 + строка 10 - строка 11 |
373227 |
217935 |
7529 |
13. |
Отложенные налоговые активы |
133 |
97 |
0 | |
14. |
Отложенные налоговые обязательства |
-404 |
-724 |
0 | |
15. |
Гекущий налог на прибыль |
-74229 |
-47202 |
0 | |
16. |
чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
Строка 12 + строка 13 - строка 14 - строка 15 |
298727 |
170106 |
6023 |
Поскольку существуют разные виды прибыли, возникает вопрос: какой вид прибыли использовать при расчете рентабельности?
Между тем почти все исследователи указывают лишь два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли; рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.
На наш взгляд, при расчете рентабельности следует исходить из следующих положений:
а)рентабельность - это отношение той прибыли к тому показателю, от которого зависит данная прибыль;
б)отсутствует универсальный показатель рентабельности, и каждый показатель имеет свое функциональное назначение;
в)при расчете рентабельности необходимо максимально использовать существующую финансовую отчетность, а не прибегать к дополнительными специальным расчетам;
г)рассчитываемые показатели рентабельности должны иметь применение не только внутри фирмы, но и универсальное применение в других фирмах при сравнении их деятельности.
Как видно из предлагаемой
нами матрицы расчета
Таблица 2. Матрица
расчета показателей
Показатели рентабельности |
Знаменатели в формуле рентабельности |
Числители в формуле рентабельности | |||
Валовая прибыль |
Прибыль от реализации |
Прибыль до налогообложения (балансовая) |
Чистая прибыль | ||
Рентабельность производства |
Себестоимость производства |
+ |
|||
Рентабельность продукции |
Полная себестоимость |
+ |
|||
Рентабельность продаж |
Выручка от реализации |
+ |
|||
Рентабельность активов |
Основные фонды |
+ |
|||
Оборотные средства | |||||
Капитал | |||||
Рентабельность собственного капитала |
Собственный капитал |
+ | |||
Рентабельность трудовых затрат |
Фонд заработной платы |
+ |
Существование каждого
из этих вариантов также можно
аргументировать. В специальных
исследованиях они могут
Так, рентабельность производства можно определить отношением балансовой или чистой прибыли к производственной себестоимости. Но величина балансовой и чистой прибыли, согласно отчету о прибылях и убытках, включает в себя прибыль не только собственно от производства продукции (работ, услуг), но и от прочих доходов и расходов. Для того чтобы определить чистую прибыль, приходящуюся на производственную деятельность фирмы, следует производить специальные расчеты.
Во-первых, если речь идет о рентабельности производства, прибыль следует соотнести лишь к производственной себестоимости, т. е. к себестоимости продукции без затрат на реализацию. Во-вторых, рентабельность производства можно в принципе рассчитать и отношением прибыли от реализации к производственной себестоимости. Но прибыль от реализации - результат влияния не только производственных затрат, но и коммерческих расходов.
Если из дохода от
основного вида деятельности (выручки
от реализации) вычесть производственную
себестоимость, остается валовая прибыль.
Чем меньше доля производственной себестоимости
в цене товара, тем выше доля валовой
прибыли. Таким образом, валовая
прибыль напрямую зависит от себестоимости
производства, и рентабельность производства
(Rn оиз) следует определить как отношение
валовой прибыли к
R произ =Пр вал /Себ
где Пр вал - валовая прибыль фирмы;
Себ - себестоимость проданных товаров.
Этот показатель отражает, сколько приходится валовой прибыли в расчете на единицу затрат на производство продукции.
При определении рентабельности производства в расчет принимались лишь расходы на производство. Рентабельность продукции отражает эффективность совокупных затрат на производство и реализацию продукции и потому рентабельность продукции (Rn ) рассчитывается как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, т.е. к сумме издержек на производство и реализацию продукции:
R прод =Пр пр /ПСеб
где Пр пр - прибыль от продаж, руб./год;
ПСеб - полная себестоимость продукции.
Можно рассчитать рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность всей товарной продукции и рентабельность всей реализованной продукции. Рентабельность отдельных видов продукции определяется как отношение разницы цены и полной себестоимости к полной себестоимости продукции [1; 3]. Рентабельность всей товарной продукции определяется как отношение прибыли в расчете на товарный выпуск к себестоимости товарной продукции. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается как отношение прибыли от реализации g, полной себестоимости реализованной продукции. Неверно будет, если рассчитать данный показатель как отношение прибыли от реализации к выручке, как это делают В. П. Грузинов и В. Д. Грибов [1].
Отношение прибыли от продаж к выручке является рентабельностью продаж (Д ) и отражает эффективность торговой деятельности и рассчитывается так:
R пр =Пр пр /Выр
где Пр пр - прибыль от продаж;
Выр - выручка (нетто) от продажи товаров.
При расчете рентабельности продаж не может быть использована балансовая или чистая прибыль по тем же причинам, что и для рентабельности производства.
Многие экономисты
отмечают, что первая группа показателей
рентабельности «формируется как отношение
прибыли к различным
Однако, сопоставляя
величину полученной прибыли с капиталом
(или определенной его частью), не
следует иметь в виду окупаемость
капитала. М.Л. Пятов отмечает, что
«прибыль и актив баланса - это
величины несопоставимые исходя из методологии
их исчисления» и, поскольку активы
баланса предназначены для
Таким образом, рентабельность активов (R А ) внеоборотных, оборотных в отдельности или в совокупности следует рассчитать как отношение балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) к соответствующим активам (А).
R А =Пр дно /А
Почему балансовая прибыль, а не прибыль от реализации задействована в расчетах? Дело в том, что активы (заемные и собственные вместе) участвуют в получении всей балансовой прибыли, а не только прибыли от продаж. Почему же тогда не относят чистую прибыль к активам, как это предлагает А. Д. Шеремет [6]?
Чистая прибыль
- это прибыль, отстающая предпринимателю
после выполнения обязательств перед
государственным бюджетом. Чистую прибыль
лучше использовать для расчета
рентабельности собственного капитала.
Для предпринимателя
Информация о работе Прибыль предприятия и рентабельность производства