Прибыль. Сущность, функции, распределение, понятия валового дохода и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:22, доклад

Описание работы

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях — тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.

Файлы: 1 файл

pribil_sushnost_i_raspredelenie.docx

— 58.92 Кб (Скачать файл)

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ.

Валовой доход — доход, который компания получает от своей  основной деятельности, обычно от продажи  услуг или товаров потребителям. Во многих странах термин является синонимом термина оборот. Некоторые компании могут получать валовой доход от процентов, дивидендов или роялти, которые им платят другие компании. Под суммой валового дохода может иметься в виду весь валовой доход или валовой доход за определенный период времени в определенной валюте, например, «в прошлом году компания X получила валовой доход в размере 60 миллионов рублей».

Вновь созданная стоимость —  разность между стоимостью произведенной  продукции и материальными затратами (товарами и услугами, потребляемыми  в процессе производства).

Чистая прибыль — разница  между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или  услуги после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Валовой доход в отличие от вновь  созданной стоимости и чистой прибыли считается как совокупность всех денежных средств, полученных за все время или определенный срок, без учета затрат на товары (сырье, материалы, топливо и т.д.) и услуги (внешний аудит, посредники, консультации, привлечение сторонних специалистов и т.д.). Вновь созданная стоимость показывает прибыль, которую организация рассчитывает получить от реализации всей продукции, в то время как чистая прибыль подразумевает прибыль от продукции после уплаты налогов и всех обязательных платежей.

Каждый из вышеуказанных  терминов связан с понятием прибыль. Валовой доход является суммой прибыли  и затрат. Вновь созданная стоимость  включает в себя термин прибыль как  планируемая сумма средств, которую  организация получит от покупателей  за вычетом материальных затрат. Чистая прибыль — это прибыль за вычетом налогов и сборов.

II.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и  услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей.

Прибыль исчисляется как  разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Прибыль наиболее простая  и одновременно наиболее сложная  категория рыночной экономики. С  экономической точки зрения прибыль  — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами хозяйствующего субъекта. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчётного периода.

Как экономическая категория  прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской  деятельности; является основой экономического развития организации и наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведённой  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем она оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчёта. Показатели прибыли характеризуют  степень деловой активности и  финансового благополучия. По прибыли  определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в  активы.

В условиях формирования рыночной экономической  системы  в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития  хозяйственной деятельности любого  предприятия,  но  и  является  стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль  отражает конечные результаты работы предприятий и фирм,  характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

Роль прибыли  в рыночной экономике.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли  в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия  в привлечении финансовых средств  из внешних источников. При прочих равных условиях — тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Прибыль представляет собой  основной защитный механизм, предохраняющим предприятия от угрозы банкротства. Однако угроза возникновения банкротства  может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, когда доля заемного капитала, особенно краткосрочного, велика, а  управление ликвидностью активов недостаточно эффективно. Однако, если такая угроза возникла, то предприятие, получающее более высокую прибыль, за счет нее может быстрее выйти из этого состояния. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов, т.е. восстановлена платежеспособность предприятия, повышена доля собственного капитала и соответственно снижена доля заемных средств, т.е. повышена финансовая устойчивость предприятия. Могут быть сформированы соответствующие резервные фонды, дающие возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности.  Индивидуальный  уровень  прибыли  предприятия в сравнений  с  отраслевым характеризует степень умения  (подготовленности,  опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило,  в  те  сегменты  рынка,  которые  характеризуются  значительным  объемом неудовлетворенного спроса,   что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской  деятельности. Основным побудительным  мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью  является рост благосостояния собственников  предприятия. Характеристикой этого  роста является размер текущего и  отложенного их дохода на вложенный  капитал, источником которого является полученная прибыль. 

 Прибыль – это главный  источник возрастания рыночной  стоимости предприятия. Способность  самовозрастания стоимости капитала  обеспечивается путем капитализации  части полученной предприятием  прибыли, то есть ее направления  на прирост его активов. Чем  выше сумма   и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

Прибыль предприятия создает  базу экономическою развития государства  в целом. Механизм перераспределения  прибыли предприятия через налоговую  систему позволяет "наполнять" доходную часть государственного бюджета  всех уровней (общегосударственного и  местных). Это дает  государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики

Функции прибыли:

Как экономическая категория прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в форме денежных накоплений, и  выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно.

Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому  при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей.

Значение прибыли состоит в  том, что она отражает конечный финансовый результат.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

III. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕР ПРИБЫЛИ.

Для определения основных направлений  поиска резервов увеличения прибыли  факторы, влияющие на её получение (увеличение), делят на две основные группы:

Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

 

 

Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:

уровень хозяйствования; 
компетентность руководства и менеджеров; 
конкурентоспособность продукции; 
уровень организации производства и труда; 
производительность труда; 
состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делятся  на:

производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов; 
внепроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на:

экстенсивные; 
интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:

повышение производительности оборудования и его качества; 
использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки; 
ускорение оборачиваемости оборотных средств; 
повышение квалификации и производительности труда персонала; 
снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; 
совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

 

 

 

Внешние факторы увеличения прибыли  предприятия:

конъюнктура рынка; 
уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы; 
нормы амортизационных отчислений; 
природные условия; 
государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

При осуществлении производственно-хозяйственной  деятельности предприятия все эти  факторы находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. «Прямое» влияние  на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с  тем, насколько рационально и  экономно расходуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

Не смотря на довольно сильное влияние  внешних факторов на российское предприятие  в рамках увеличения прибыли, наиболее важными факторами остаются внутренние, именно из-за несоответствия внутренних факторов потребностям покупателей  экономическая деятельность ведется  крайне неэффективно, в то время  как многочисленные примеры иностранных  франшиз, работающих в России и основывающих свою работу на внутренних факторах, существуют вполне успешно вне зависимости  даже от самых суровых внешних  факторов.

IV. РАСЧЕТ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.

Управление формированием прибыли  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предусматривает расчет его  планового объема. Планирование, прогнозирование  суммы прибыли субъектов хозяйствования необходимо для составления текущих  и перспективных финансовых планов.  
Определение суммы прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) имеет определенные особенности в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования: производственной сферы, торговли, сферы услуг. В производственной сфере есть особенности в расчетах прибыли от реализации продукции промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, строительными организациями, предприятиями транспорта. В сфере услуг будут особенности определения прибыли от предоставления услуг коммерческими банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами, предприятиями торговли.  
На предприятиях производственной сферы могут быть использованы три метода расчета прибыли от реализации продукции: прямого расчета, по показателю расходов на один рубль продукции, экономический (аналитический) метод.

Информация о работе Прибыль. Сущность, функции, распределение, понятия валового дохода и прибыли