Прибыль. Сущность, функции, распределение, понятия валового дохода и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:22, доклад

Описание работы

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях — тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.

Файлы: 1 файл

pribil_sushnost_i_raspredelenie.docx

— 58.92 Кб (Скачать файл)

Метод прямого расчета. Прибыль  рассчитывается по отдельным видам  продукции, которые производятся и  реализуются. Для расчета необходимы следующие исходные данные:

1) Перечень и количество  продукции соответствующей номенклатуры (ассортимента), который планируется  к производству и реализации; 
2) Себестоимость единицы продукции; 
3) Цена единицы продукции (цена производителя).  

Пример 1. 
  
Предприятие планирует реализовать 400 изделий. Себестоимость одного изделия 100 руб. Цена изделия 70 руб.  
1 вар. расчета. Прибыль от реализации одного изделия 30 руб. (100 руб. - 70 руб. ). Прибыль от реализации всех изделий 12000 руб. (400 * 30 руб.).  
2 вар. расчета. Объем реализации всех изделий 40000 руб. (400 * 100 руб.).

Себестоимость реализованных изделий 28000 руб. (400 * 70 руб.). Прибыль от реализации изделий 12000 руб. (40000 руб. - 28000 руб. ).

Этот метод расчета применяется  для относительно небольшого ассортимента продукции. Метод достаточно точный, но слишком трудоемкий, когда реализуется  большой ассортимент продукции. Кроме того, он не дает возможности  определить влияние на прибыль отдельных  факторов.  
 
Расчет прибыли на основании показателя затрат на 1 руб. продукции. Это укрупненный метод. Может применяться по предприятию в целом при расчете прибыли от выпуска, реализации всей продукции. Предполагается использование данных о производственных расходах и реализацию продукции за предыдущий период, а также ожидаемую их изменение, который прогнозируется в следующем периоде.  

 

Пример 2.

Затраты на 1 руб. продукции, которая реализуется в отчетном периоде - 80 коп. (рассчитывается делением себестоимости продукции на объем реализации в оптовых ценах). Планируется снижение затрат на 1 руб. продукции, которая будет реализована, на 2 коп. Объем реализации продукции в периоде, что планируется, в оптовых ценах - 1100 тыс. руб.  
 
1 вар. расчета. Расходы, которые планируются на 1 руб. реализованной продукции, - 80 коп. (82 коп. - 2 коп. ). Себестоимость продукции, что будет реализовано в плановом периоде, - 880 тыс. руб. (1100 тыс. руб. * 0,80 руб.). Прибыль от реализации продукции в плановом периоде - 220 тыс. руб. (1100 тыс. руб. - 880 тыс. руб.). 
2-й вар. расчета. Расходы, которые планируются на 1 руб. реализованной продукции, - 80 коп. (82 коп. - 2 коп. ) Прибыль на 1 руб. продукции, что будет реализовано в плановом периоде, - 20 коп. (100 коп. - 80 коп. ). Прибыль от реализации продукции в плановом периоде 220 тыс. руб. (1100 тыс. руб. * 0,20 руб.). 

По этому методу расчета также  недостает возможности определить влияние отдельных факторов на объем  прибыли, его изменение.  

Экономический (аналитический) метод. Может использоваться для расчета  прибыли от выпуска (реализации) продукции. Он отличается от уже рассмотренных  методов расчета прибыли тем, что дает возможность определить не только общую сумму прибыли, но и влияние на нее изменения  отдельных факторов: объема производства (реализации) продукции; себестоимости  продукции; уровня оптовых цен и  рентабельности продукции; ассортимента и качества продукции .

Расчет прибыли этим методом  осуществляется отдельно по сопоставимой и несопоставимой продукцией в плановом периоде. Сопоставимая продукция — это продукция, которая производилась в предыдущем периоде. Несопоставимая продукция — это продукция, которая не производилась на предприятии в предыдущем периоде.

Расчет прибыли по сопоставимой продукцией осуществляется в такой  последовательности:  
1. Определяется ожидаемый базовый прибыль и базовая рентабельность продукции;  
2. Сопоставимая продукция планового периода определяется по себестоимости периода, который предшествовал плановому;  
3. Исходя из уровня базовой рентабельности продукции рассчитывается прибыль по сопоставимой продукции в плановом периоде;  
4. Рассчитывается влияние отдельных факторов на изменение прибыли в периоде, что планируется. 

Расчет базового прибыли осуществляется на основании отчетных или ожидаемых  данных за предыдущий период. Базовый  прибыль — это прибыль от выпуска (реализации) продукции в период, предшествовавший плановому. По его расчетам производится корректировка отчетного, ожидаемой прибыли с учетом факторов, на него повлияли тогда, но не будут действовать в периоде, который планируется: изменение оптовых цен, прекращение выпуска отдельных видов продукции, изменение рентабельности отдельных видов продукции, снижение их себестоимости. От точного расчета базового дохода зависит точность всех последующих расчетов. 

 
Пример 3.

Базовая рентабельность определяется делением базового дохода (30000 руб.) На ожидаемую себестоимость продукции за период, предшествующий плановому (150 000 руб).

Базовая рентабельность составит 20% (30000: 150 000 * 100%).  
Себестоимость сравнимой продукции в периоде, что планируется, - 160000 руб. Снижение себестоимости продукции в периоде, что планируется, - 1%.  
Поэтому себестоимость сравнимой продукции в плановом периоде, исходя из себестоимости предыдущего периода, составит 158400 руб. (160000 (100% - 1%) * 100%).  
Прибыль от снижения себестоимости сравнимой продукции в периоде, который планируется, против предыдущего равняется 1600 руб. (160000 руб. - 158400 руб. )  
Прибыль от выпуска (реализации) сравнимой продукции в периоде, что планируется, исходя из уровня базовой рентабельности, составит 31680 руб. (158400 руб. * 20%: 100%).  
Разница 1680 руб. (31680 руб. - 30000 руб.) — это увеличение прибыли от выпуска (реализации) сравнимой продукции в периоде, который планируется, вследствие влияния такого фактора, как увеличение объема выпуска продукции.  

Прибыль от выпуска (реализации) несопоставимой продукции может быть рассчитан методом прямого расчета, если есть соответствующие выходные данные. При отсутствии таких прибыль рассчитывается для всей несопоставимой продукции с использованием показателя средней рентабельности продукции по предприятию.

Пример 4.

Себестоимость несопоставимой продукции, которая планируется к выпуску и реализации, - 25000 руб. Средняя рентабельность продукции на предприятии в текущем периоде - 20%. Прибыль составит 5 тыс. руб. (25 тыс. руб . * 20%: 100%). 

 
Следует отметить, что в том случае, когда расчет прибыли рассмотренным  выше методами осуществлен исходя из общего выпуска продукции, отдельно рассчитывается прибыль от реализации продукции. При этом учитывается  вычисленая сумма прибыли от выпуска продукции, а также изменение прибыли в остатках нереализованной продукции. Может быть использована такая формула расчета: 

 
Прп = Пзпп + ПВП - Пзкп  
где ПРП - прибыль от реализации продукции;  
Пзпп - прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода;  
ПВП - прибыль от выпуска продукции;  
Пзкп - прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода.  

Сумма постоянных и переменных расходов, приходящаяся на единицу выпущенной продукции, называется себестоимостью.

В себестоимость входит стоимость сырья, энергии, заработной платы и проч., потраченных на единицу продукции, а также доля условно-постоянных расходов, приходящихся на эту единицу продукции:

1) Стоимость сырья в  пересчёте на расходы по приобретению  израсходованного в процессе  производства сырья (с учётом транспорта и таможни); 
2) Заработная плата; 
3) Расходы на топливо и энергию; 
4) Общепроизводственные расходы; 
5) Управленческие расходы; 
6) Роялти по франшизе; 
7) Амортизация оборудования в пересчёте на износившееся в процессе производства оборудование по закупочной стоимости установленного оборудования. 
(для животноводческих ферм напрямую учитываются расходы на приобретение или замену животных).

VI. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛАНСОВОЙ ПРИБЫЛИ.

Балансовая прибыль – сумма  прибылей (убытков) предприятия как  от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством  и реализацией. Другими словами  конечным финансовым результатом хозяйственной  деятельности предприятия является балансовая прибыль.

Балансовая прибыль включает три  укрупненных элемента:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (Пр);

• прибыль (убыток) от реализации основных фондов, их прочего выбытия, а также от реализации иного имущества  предприятия (Пи);  
• финансовые результаты от внереализационных операций (Пв.о.).  
Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о

1) Прибыль от реализации продукции  (работ, услуг) характеризует чистый  доход, созданный на предприятии.  Остальные элементы балансовой  прибыли отражают в основном  перераспределение ранее созданных  доходов. Как правило, основной  элемент балансовой прибыли составляет  прибыль от реализации продукции,  выполнения работ или оказания  услуг, которая складывается из  следующих составляющих:

П = выручка от реализации пр. – (ндс + акцызы + себестоимость пр.)

Прибыль от реализации продукции —  это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия.

Пр = Вр – С/с где Вр –выручка от реализации; С/с – себестоимость (затраты на производство и реализацию).

2) Вторая составляющая балансовой (валовой, общей) прибыли —  прибыль от реализации основных  фондов и иного имущества.

Это финансовый результат, не связанный  с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) от прочей реализации, к которой  относится продажа на сторону  различных видов имущества, числящегося  на балансе предприятия.

3) Третья составляющая балансовой (валовой, общей) прибыли —  прибыль от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг.

Значительный удельный вес могут  составлять доходы от долгосрочных и  краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в  аренду. Под долгосрочными финансовыми  вложениями понимаются затраты предприятия  по вкладу средств в уставный капитал  других предприятий на срок более  года. К форме краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных  облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года. Доходы от сдачи имущества  в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор  платит арендодателю.

В состав прибыли также входят:

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (например, суммы, поступившие от поставщиков  по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные  в прошлом году; суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию и др.);  
• доходы от дооценки товаров;  
• поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, в прошлые годы в убыток;  
• положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; 
• проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

 

 

Распределение валовой прибыли

Прежде всего, из прибыли вычитаются суммы, уходящие «на сторону». Сюда относятся арендная плата за пользование  чужой землей или зданиями, а также  процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджеты государства и местных  органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности  предприятия, в том числе на накопление, на охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные потребности работников предприятия  и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен  получает причитающийся ему лично  предпринимательский доход. В акционерном  обществе предназначенная в качестве личного дохода часть прибыли  распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в общий капитал.

При подобном распределении валовой  прибыли с увеличением ее размера  приумножается собственность бизнесменов  и государства, а также появляется возможность увеличить доход, идущий в личное потребление не только работников каждой фирмы, но и других граждан  страны, получающих общественные блага  от государства.

VII. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ В РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ.

Прибыль товарищества распределяются между его участниками пропорционально  их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено договором  или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли.

Прибыль в производственном кооперативе  распределяется между его членами  в соответствии с их личным трудовым и/или иным участием, размером паевого  взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового  участия в деятельности кооператива, соответственно размерам их паевого  взноса. По решению общего собрания членов кооператива часть прибыли  может распределяться между его  наемными работниками. Процесс распределения  может быть начат только после  уплаты налогов и обязательных взносов, а также после направления  прибыли на иные цели, определяемые общим собранием членов кооператива.

Акционерное общество как коммерческая организация принимает решения  о распределении чистой прибыли  общества между участниками общества — ежеквартально, раз в полгода  или раз в год. Обязательность закрепления в учредительных  документах общества периодичности  принятия обществом решений о  распределении своей чистой прибыли  законом не предусмотрена.  
Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества. По окончании каждого операционного года акционеры собираются на общее собрание для того, чтобы подсчитать чистую прибыль и распределить ее между всеми держателями акций. Каждый акционер получает дивиденды по своим акциям. Размер дивиденда не представляет собой раз навсегда определенной суммы. Напротив, он изменяется в ту и в другую сторону в зависимости от общей доходности предприятия. Размер дивидендов прямо пропорционально определяется количеством акций акционерного общества, которыми владеет каждый акционер.

VIII. ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ПРИБЫЛЬ.

Информация о работе Прибыль. Сущность, функции, распределение, понятия валового дохода и прибыли