Причины и последствия капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:52, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ основных тенденций вывоза государственного капитала, их причин, особенностей и последствий с дальнейшей выработкой комплекса мер для пресечения вывоза капитала. Задачи исследования:
.Рассмотреть понятие "вывоз капитала" в масштабе мировой экономики;
.Изучить основные факторы и причины оттока капитала
.Проанализировать утечку капитала из России: масштабы, тенденции и влияние на экономику;
.Рассмотреть перспективы развития вывоза капитала из России.
.Выработать комплекс мер по пресечению вывоза капитала

Содержание работы

Введение
1. Основные факторы вывоза капитала
1.1 Причины и формы вывоза капитала
1.2 Особенности вывоза капитала в мире
2. Тенденции вывоза капитала из России
2.1 Масштабы вывоза капитала из РФ
2.2 Последствия вывоза капитала
3. Борьба с бегством капитала
3.1 Методы воздействия на вывоз капитала из России
3.2 Мероприятия по пресечению вывоза капитала
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат тема причины и последствия вывоза капитала.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

. В сделке участвует  российская фирма с возрастом  менее 3 месяцев. Это классический  пример попытки ввести формальный  критерий отсечения по возрасту. Противоядие этому - создание "трехмесячных" фирм заранее.

. Получатель российских  экспортных товаров и плательщик  российскому экспортеру - различные  иностранные фирмы. Это попытка  предотвратить запланированные  ситуации, в которых после экспортной  поставки плательщик просто отказывается  платить.

. При экспортном контракте  зарубежная фирма не выполняет  свои обязательства - нет оплаты, но российской стороной не  применены штрафные санкции. Можем  предложить вариацию схемы с  санкциями. В экспортном контракте  вписаны чудовищные санкции за  нарушение стандартов качества  продукции с безакцептные исполнением. В этом случае "беззащитные" россияне могут только жаловаться, что жесткий иностранный "партнер" их грабит.

. Авансовый платеж по  импортному контракту составляет  более 30%. Существенно то, что этот  авансовый платеж часто не  возвращается, если даже импортная  поставка не состоялась.

. Иностранный партнер  дает коммерческий кредит (банковский) под очень высокий процент. Правда, в условиях высоких политических  рисков трудно отличить высокий  и ненормально высокий процент.

. В сделке участвует  фирма, зарегистрированная в оффшорной  зоне. Это массовая форма вывода  капитала - через оффшоры с низкими  налогами и льготными режимами. Проблема состоит в том, оффшоры  распространены, законны. Многие западные  крупные компании предпочитают  использовать оффшоры, когда могут, особенно в России. Поскольку  государственный аппарат всегда  слабее частного бизнеса, трудно  ожидать перелома на административном  фронте.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько раз (по оценке, от двух до пяти-шести) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены существенно отклоняются от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж и присваивается бизнесменами. Требуются меры для сдерживания "бегства" капитала через офшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия. Учитывая важную роль банков и финансово-кредитных учреждений в процессе "утечки" капитала, целесообразно обязать их информировать компетентные органы о подозрительных денежных переводах за рубеж. Подобная практика распространена в большинстве стран мира, однако в России предоставление такой информации отождествляется со "стукачеством". В связи с этим назрел вопрос о введении двусторонней ответственности за "бегство" капитала, т.е. клиента и банка. Препятствием получения сведений правоохранительными органами о банковских операциях на стадии доследственной проверки является противоречие по этой проблеме в законах "О полиции" и "О банках и банковской деятельности". В целях частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта целесообразно избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя ее на " грязные" деньги, связанные с уголовными преступлениями.

Для противодействия "бегству" капитала необходимо ускорить формирование в России более эффективной структуры управления экономикой в целях ограничения олигархического и коррумпированного аппарата и "теневого" перераспределения доходов в пользу бизнесменов, занимающихся переводом этих средств за рубеж. Необходимо заключить межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля, а также соглашение с Банком международных расчетов (г Базель, Швейцария) об условиях и формах репатриации незаконно вывезенных капиталов, и развивать сотрудничество с Международной группой финансовых действий. Для сужения возможностей осуществления махинаций с переводом валюты за рубеж целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом и развивать сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев подозрительных банковских счетов и возможной репатриации данных средств. Необходимо также установить более либеральный порядок получения разрешения ЦБ России на открытие валютных счетов в иностранных банках для нормализации международных расчетов юридических и физических лиц России. По мнению автора, предложение сторонников ускоренной либерализации валютного регулирования о снижение существующей 75% -ной нормы обязательной продажи экспортной выручки может привести к увеличению масштабов "бегства" капитала. Валютную либерализацию следует проводить поэтапно по мере создания реальных экономических предпосылок; для стимулирования экспорта в мировой практике используются льготы (валютные, налоговые, кредитные, страховые). Сторонники немедленной отмены в России валютных ограничений по движению капитала неправомерно ссылаются на опыт развитых стран, которые их уже ликвидировали. Но западные страны осуществляли дерегулирование международного движения капитала постепенно, по мере создания объективных предпосылок. Кроме того, в России пока отсутствуют условия для либерализации движения капитала. "Бегство" капитала из России можно остановить, но для этого необходимы эффективные меры по ограничению и ужесточение контроля в этой сфере в сочетании с дифференцированным режимом регулирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений (с учетом государственных интересов). Используя мировой опыт, целесообразно создать институциональную структуру в форме агентства по контролю за "бегством" капитала и стимулированию его репатриации в дополнение к межведомственному центру по противодействию отмывания "грязных" денег, созданному на базе МВД в 2009 г При условии координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации (МВД, ФСБ, Министерство финансов, Банк России, ГТК РФ, Минэкономики, Федеральная комиссия ценных бумаг и др.), действующих на основе научно обоснованной программы, а также развития международного сотрудничества в этой сфере, можно найти способы сдержать "бегство" капитала и частично вернуть его в Россию.

 

3.2 Мероприятия  по пресечению вывоза капитала

 

Одной из характерных мер, введенных в России, было требование обязательной продажи валютной выручки. Начиная с июля 2010 года все российские экспортеры в обязательном порядке должны были обменивать 50 процентов своей валютной выручки на рубли.

Все эти меры валютного контроля, возможно, и были полезны, обеспечив (временное) сокращение оттока капитала, но, как утверждают некоторые авторы, они обошлись ценой роста коррупции и снижения экономической эффективности. Эти меры контроля привели к созданию экономической ренты, и значительная часть ресурсов была затрачена на то, чтобы обойти контроль и получить доступ к этой ренте. В той мере, в какой обеспечение соблюдения нормативов и правил зависит от воли чиновников, сохраняется простор для коррупции. Действительно, в разных странах наблюдается тесная связь между коррупцией и мерами регулирования капитала.

Хотя взаимосвязь между мерами валютного контроля и коррупцией подробно в современных исследованиях не анализировалась, сравнение регрессий по данным различных стран показывает положительную зависимость между мерами контроля и коррупцией. Страны, в которых имеются все четыре типа контроля, в среднем характеризуются более высокой коррупцией (на 1,3 пункта по шкале от 0 до 6), чем страны, где контроль вообще отсутствует.

Наконец, не все фирмы в равной мере могут обойти меры контроля, что усиливает неравные условия конкуренции и искажает структуру распределения ресурсов. По мере все более широкого распространения контроля по секторам российской экономики, то же происходило с коррупцией.

Система экспортных лицензий способствовала усилению коррупции среди государственных чиновников; точно так же введенное впоследствии требование, обязавшее банки удостоверять точность сведений в паспорте сделки, привело к распространению коррупции в банковской системе.

Провести точный анализ затрат и выгод применения мер регулирования капитала нелегко. Трудно выразить количественно затраты, связанные с ростом коррупции. Также сложно определить выгоду в форме сокращения оттока капитала, поскольку трудно оценить, насколько больше был бы отток капитала при отсутствии контроля. Тем не менее, если принять во внимание, как международный опыт, так и события в самой России, эффективность мер регулирования капитала представляется сомнительной. Кроме того, попытки обойти этот контроль приводят к значительному росту коррупции в соответствующих сферах экономической деятельности.

Таким образом, в среднесрочной перспективе меры регулирования капитала, по-видимому, следует отменить, но по ряду соображений краткосрочной перспективы желательно и разумно было бы подойти к этому вопросу постепенно. Существующие меры контроля, возможно, оказывают некоторое влияние на сокращение оттока капитала, и их резкая отмена может привести к давлению на рубль и массовому изъятию вкладов из российской банковской системы. Отмена мер регулирования капитала может также привести к меньшей защищенности от целенаправленных спекулятивных действий. Можно также возразить, что последствия августовского кризиса 2008 года могли быть менее пагубны при наличии более жестких мер регулирования капитала. Чтобы предотвратить возможный рост спроса на иностранную валюту, необходимо будет проводить постепенную отмену такого контроля в сочетании с мерами по укреплению банковской системы, управления и макроэкономических показателей в целом.

В краткосрочной перспективе некоторые шаги могут помочь улучшить структуру мер валютного контроля и разрешить в ближайшее время отменить меры контроля, несовместимые со Статьей VIII МВФ, не создавая в то же время риска неожиданно резкого возрастания оттока капитала. Эти меры включают следующее.

.Система валютного регулирования  в России представляется чрезмерно  сложной. Существующие правила следует  рационализировать, обеспечив их  непротиворечивое и поддающееся  контролю применение, не требующее  также выдачи индивидуальных  разрешений.

2.Количество лицензированных  банков в настоящее время слишком  велико, и многие из них, как  представляется, участвуют в уклонении  от валютных ограничений. Более  жесткие правила лицензирования  банков помогли бы смягчить  эти проблемы. В частности, можно  было бы отозвать лицензии  у тех банков, которые оказались  явно ненадежными при соблюдении  правил валютного регулирования, а на использование счетов  банков, штаб-квартиры которых находятся  в оффшорных зонах, малодоступных  для органов банковского надзора, может быть наложен запрет.

.Предоплата импорта в  настоящее время должна быть  предварительно санкционирована  Центральным банком России, и  были случаи, когда такое разрешение  не выдавалось. Иногда подобная  система ложится ненужным бременем  на законопослушных импортеров. Целесообразно упростить процедуру  законного импорта, сохранив в  то же время за ЦБР право  контролировать предоплату импорта. Одна из возможностей заключается  в замене существующего требования  об обязательном получении разрешения  на требование о предоставлении  отчета, предусматривающего суровые  штрафные санкции в том случае, когда импортируемые товары, за  которые была внесена предоплата, не были доставлены в оговоренный  срок.

График среднесрочной постепенной отмены мер контроля должен, прежде всего, предусматривать отмену сложных мер, которые создают возможность для произвольных действий чиновников как при их применении, так и в связи с обеспечением их соблюдения. С другой стороны, меры контроля, которые просто предусматривают предоставление определенной информации, могут быть сохранены в той мере, в какой они затрудняют вывоз из страны и сокрытие прибыли от действительно преступной деятельности.

Также следует рассмотреть вопрос, способствуют ли займы, предоставляемые международными финансовыми учреждениями, оттоку капитала. Вопрос, очевидно, не в том, остаются ли в России или покидают страну конкретные банкноты, переданные Центральному банку России, поскольку деньги - понятие родовое. Проблема заключается в том, в какой степени отток капитала был бы выше при отсутствии займов МФУ, но, к сожалению, ответить на этот вопрос невозможно. Ответ зависит от того, соответствуют ли такие займы и политические меры, используемые в контексте этих займов, целям восстановления доверия к способности страны предоставить привлекательные возможности всем инвесторам.

Заключение

 

Существует множество причин оттока капитала, поэтому чрезвычайно важно создать всестороннюю систему мер по пресечению вывоза капитала из России. Такая система должна быть четко закреплена в законодательстве, кроме того важен комплекс экономических, социальных и политических мер для пресечения утечки капитала.

Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в сущности, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Разумеется, первые и достаточно действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Пока его усилия в этом направлении недостаточны.

Необходимо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, нежели инвестиции в любых других странах мирового сообщества, принципиальные предпосылки для этого, как известно, в нашей стране имеются.

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

. Закон Российской Федерации  от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О Валютном  регулировании и валютном контроле"

. Федеральный Закон от 22 апреля 2006 г. № 39-ФЗ "О Рынке ценных  бумаг"

. Федеральный закон от 21 декабря 2007 года № 178-ФЗ "О приватизации  государственного и муниципального  имущества"

. Федеральный закон от 9 июля 2009 года № 160-ФЗ "Об иностранных  инвестициях Российской Федерации"

Книги:

. Борисов С.М. Платежный  баланс России. - М.: Магистр, 2008

. Гуров М. "Бегство капиталов" из России: причины, масштабы, особенности  и способы осуществления // Юридический  мир. - М.: Юрид. мир ВК, 2009, № 7.

. Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. - М.: Анкил, 2008.

. Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовый аспекты. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2010.

. Красавина Л.Н., Былиняк С.А., Смыслов Д.В. и др. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М.: Эксмо, 2008.

. Лопашенко Н.А. Бегство капитала из России и его возвращение. - М.: Бизнес-школа `Интел-Синтез`, 2008.

. Лопашенко Н.А. Бегство капиталов за границу: понятие, состояние, причины и меры противодействия // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Сборник научных трудов. - Саратов, 2009

. Моисеев С.Р. Международные  валютно-кредитные отношения. - М.: Дело  и Сервис, 2008.

. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Инфра-М, 2008.

Информация о работе Причины и последствия капитала