Приемы и методы изучения общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Общественное мнение относится к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности - специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредованно и обобщённо отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссии, которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Общественное мнение, его сущность и содержание………………………4
§2. Методы изучения общественного мнения в газетных и журнальных публикациях……………………………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………...11
Список литературы………………………………………………..……………12

Файлы: 1 файл

Доклад - Связи с общественностью - Приемы и методы изучения общественного мнения в газетно-журнальной практике.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

§1. Общественное мнение, его сущность и содержание………………………4

§2. Методы изучения общественного мнения в газетных и журнальных публикациях……………………………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………...11

Список литературы………………………………………………..……………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественное мнение относится к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности - специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредованно и обобщённо отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссии, которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности [9].

Словосочетание «общественное мнение» давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Общественное мнение является специфическим проявлением общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес [6].

Изучение общественного мнения и проведения исследований в газетных и журнальных публикациях в настоящее время находится на первом плане.

 

 

§1. Общественное мнение, его сущность и содержание

Общественное мнение - усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения в различных социальных группах на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

Феномен «общественное мнение» принадлежит к числу таких социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Никколо Макиавелли в своем «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена.

Этот феномен не обошел своим вниманием и великий философ Г.Ф. Гегель. Он писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением».

Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, то есть сфера отношений, составляющих гражданское общество. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения, третий- носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый - соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи [6].

Представители разных сословий часто вкладывали в него различное содержание. Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях [1].

Общественное сознание, как считают многие ученые - это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. Структура реального содержания общественного сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и так далее. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития, но прежде всего своим предметом [5].

Общественное мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс затрагивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуникацию не случайно ставят на одну доску с мышлением, обретшим определенную форму. Ведь коммуникация нуждается в «общности мышления» и наоборот.

С содержательной точки зрения общественное мнение - это не все массовое сознание, а лишь его верхушка, та совокупность оценок и представлений, которая объединяет какую-либо группу (в том числе большинство людей) [8].

Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса - сущность, содержание общественного мнения.

По этому поводу можно высказать следующие предположения:

- рассматриваемый феномен - конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

- критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

- массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и другим. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным;

- этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, то есть овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по какому-то вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая как мощнее средство общественного воздействия;

- общественное мнение - специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений [4].

 

 

 

 

§2. Методы изучения общественного мнения

в газетных и журнальных публикациях

Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников газетно-журнальной сферы. Основным методом сбора информации в данной области является опрос

Опросы являются незаменимым приемом получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос - практически универсальный метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить надежную информацию. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том, что нельзя увидеть или прочитать.

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце ХVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии в 1868-1869 годах. И далее начали активно распространяться по всему миру [6].

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

Для исследователя в первую очередь надо уяснить, что в опросе участвует не «средний респондент», а живой и реальный человек одаренный сознанием и самосознанием.

Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и тому подобное. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне [3].

Существуют два больших класса опросных методов:

- интервью;

- анкетные опросы.

1) Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (запись на носитель).

Имеется множество разновидностей интервью:

• по содержанию беседы

- документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение каких-либо фактов);

- интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений;

- интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

• по технике проведения:

- свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе («путеводитель интервью»).

- стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

• в зависимости от особенностей процедуры интервью может быть:

- интенсивным («клиническим», то есть глубоким, длящимся иногда часами). Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого;

- фокусированным - выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Его цель - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа, текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти. 

• по способу организации:

- групповые - это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе, применяется достаточно редко;

- индивидуальные [2].

2) Анкетирование.

Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов:

• открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме;

• закрытые опросные листы, в которых все варианты ответов заранее предусмотрены;

• полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры;

• экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов.

Также анкетирование бывает:

• групповое, когда анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет;

• индивидуальное, когда анкетер обращается индивидуально к каждому респонденту.

Наконец, при классификации анкет, используют многочисленные критерии, связанные с темой опросов:

• событийные анкеты;

• анкеты на выяснение ценностных ориентаций;

• статистические анкеты (в переписях населения);

• хронометражи суточных бюджетов времени и так далее [2].

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов [8].

Большинство проблем при интервью или анкетном опросе, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

Информация о работе Приемы и методы изучения общественного мнения