Применение информационных технологий на гостиничных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему.
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….2
1.Место туризма в экономике страны …………………………………..4
1.1.Туристический потенциал России …………………………………..4
2.Классификация видов туризма, направления модернизации…………..13
3. Социальное значение туризма…………………………………………..21
Заключение …………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Экономика туристского рынкаdocx.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2 

1.Место туризма в экономике страны …………………………………..4

1.1.Туристический потенциал России …………………………………..4

2.Классификация видов туризма, направления модернизации…………..13

3. Социальное значение туризма…………………………………………..21

Заключение …………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная наука  рассматривает туризм как сложную  социально-экономическую систему.

Туризм - это отрасль  экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой  удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.

В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая  в качестве отрасли, редко удостаивается  такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической  деятельности. Одна из главных причин - отсутствие правильно организованного  статистического учета туристической  деятельности, когда экономические  показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного  хозяйства.

В современной обстановке, процесс расширения контактов между  странами, вызванный, прежде всего интеграционными  процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.

Туризм по праву  считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся  отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной  валюты, и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния  на экономику многих стран, международный  туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.

Влияние туризма  на Россию пока незначительно: оно адекватно  вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем  гостиничного сервиса, недостаточным  количеством гостиничных мест и  дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о  зоне повышенного риска привел к  тому, что в настоящее время  на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

По прогнозу Всемирной  Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку  стран - самых популярных направлений  туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в  мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма.

Туризм, как отрасль  народного хозяйства страны, может  быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны  интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и  устойчивого источника дохода, и  с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира.

1. Место туризма в экономике страны.

1.1 Туристический потенциал России.

Современная туристическая  индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично  развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8% от общих показателей занятости в мире.

По данным Всемирной  туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел  на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9% от 6,738 трлн. долларов США), обогнав  автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6%), компьютеров  и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.

Туризм уже давно  рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся  отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что  на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Возникновение туризма  на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена  и средневековье. Географическое положение  России, расположенной в центре пересечения  торговых путей между Западом  и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные  связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего  мира, торговля, наука, лечение и  др.

Развитие туризма  играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые  рабочие места, поддерживается высокий  уровень жизни населения, создаются  предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению  уровня образования, совершенствованию  системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств  распространения информации и т.д.

Российский туризм имеет свою историю развития. В  последнее время туризм получил  значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его  развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и  народами мира. Массовое развитие туризма  позволяет миллионам людей расширить  знания по истории своего Отечества  и других стран, познакомиться с  достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм оказывает  влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к  гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать  в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Формирование российского  туристского рынка началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка  разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного  туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом  пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Однако в последние  годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

Отдых в России, точно так же как и отдых  за рубежом, это, прежде всего предложение  брендов. Сколько их у нас? Раскрученные еще в советские времена бренды туристских маршрутов можно пересчитать  по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России . В Советском Союзе внутреннему туризму уделяли большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались интересные туристические схемы, увлекательные экскурсии. Тогда понимали, что русское путешествие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брендов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде  активно развивается санаторно-курортное  лечение, появляется туристическая  инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые  отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть  лет усилиями туроператоров был  создан ряд необычных экскурсионных  продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали  реальной альтернативой пляжному отдыху.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального  продукта.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический  потенциал, занимает незначительное место  на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем  уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных  туристов в год. Однако на сегодняшний  день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими  и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Туристический бизнес является самой динамично развивающейся  отраслью мировой экономики. Современные  тенденции в развитии туризма  свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработки нефти.

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной  средой для функционирования предприятий  малого бизнеса, способных развиваться  без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения  иностранных инвестиций в широких  масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует  развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости  затрат.

В ряде стран разрабатываются  государственные программы стимулирования въездного туризма, предусматривающие  льготы в налогообложении, упрощение  погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу  на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д.

Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в  частности Россия.

Сегодняшнее состояние  российской туристической отрасли  можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими  правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Россия теряет миллиарды  рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч  потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов  отечественного бизнеса. Геополитическое  положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет  сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна  туристам из любой страны, т.к. она  является местом преломления и взаимопроникновения  европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства  в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством  гостиничных мест, дефицитом квалифицированных  кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

Информация о работе Применение информационных технологий на гостиничных предприятиях