Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:59, контрольная работа
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему.
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Введение ………………………………………………………………….2
1.Место туризма в экономике страны …………………………………..4
1.1.Туристический потенциал России …………………………………..4
2.Классификация видов туризма, направления модернизации…………..13
3. Социальное значение туризма…………………………………………..21
Заключение …………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………24
В России туристский
бизнес развивается преимущественно
с ориентацией на выезд. Подавляющее
большинство действующих
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:
• образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
• действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
• неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;
• отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
• отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
• невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;
• несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
При значительном расслоении
населения по уровню среднедушевых
доходов в высокодоходных семьях
особенно быстро растет потребление
услуг высокоэластичных по доходам
(мобильная связь, отдельные виды
транспортных и бытовых услуг, культуры,
туризма и спорта, отдельных видов
платных медицинских и
После продолжительного периода снижения объема услуг туризма в России, в 2003-2005 годах «бум» спроса характеризует состояние этого рынка. В 2003 году рост составил 1.7%, в 2004 году - 13.7%, в 2005 году - 18.8 процента.
Сохраняется стойкий интерес российских граждан к выезду на отдых как в страны дальнего, так и ближнего зарубежья. Только за 9 месяцев 2005 года количество россиян выехавших из страны увеличилось с 18,9 млн. человек в 2004 году до 22 млн. человек. Необходимо констатировать тот факт, что потребляют эти услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров.
Наличие коллективных средств размещения (гостиниц и аналогичных средств размещения - мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) занимает центральное место в туристской инфраструктуре и оказывает непосредственное влияние как на развитие как внутреннего, так и въездного туризма.
В России отмечается рост числа коллективных средств размещения, в том числе гостиниц, количество работающих, занятых в сфере гостиничного бизнеса составляет в настоящее время около 115 тыс. чел., появляются новые туристские маршруты.
Однако относительно
невысокий процент номеров
Несмотря на сохранение интереса зарубежных туристов к посещению России, количество въехавших туристов только за 9 месяцев 2005 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 392.3 тыс. человек или на 17% против уровня прошлого года. Не получает должного развития и внутренний туризм, хотя в последние годы тенденции на этом рынке имеют позитивную динамику. Наблюдается общее увеличение количества проданных турфирмами путевок на внутренние маршруты, а также их общей стоимости.
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг в 2005 году не произошло значительного изменения их структуры. По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги, тратится на услуги «обязательного» характера не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги и отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги «эластичные» к доходам населения - культуры и связи, медицинские и образования имеют стабильные темпы развития, но их доля в общем объеме изменяется незначительно, за исключением услуг связи.
В ходе рыночных преобразований
качественное изменение претерпел
состав производителей услуг. Если в
начале 90-х годов прошлого века подавляющую
долю платных услуг населению
оказывали предприятия
В то же время, существенную
роль в оказании услуг стали играть
организации частной формы
2.Классификация видов туризма, направления модернизации.
Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая друга классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.
По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами - «иностранный туризм». По данным международных официальных туристских организаций, в 2000-2001 гг. от общего количества 1100-13000 млн. туристов в мире 75-80% приходится на внутренний туризм.
По форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии, лагеря, слеты и др.
В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на:
познавательный (экскурсионный)
- посещение чем-либо привлекательных
мест, осмотр культурных, исторических,
природных
• спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях;
• любительский - охота, рыболовство и прочее;
• пригородный туризм - массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха;
• с социальными целями - участие в общественных мероприятиях;
• деловой - посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;
• религиозный - посещение «святых».
В международной
статистике туристические поездки
на курорты, в дачные местности к
родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы
также принято считать
Принято различать туризм организованный - путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный - путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.
Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристическая экспедиция
представляет собой организованное
многодневное путешествие в
Самой доступной и массовой формой туризма являются походы.
Туристический поход- это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.
В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности.
Познавательные
походы направлены на изучение своего
края (района, области): рельефа, климата,
хозяйства. Оздоровительные походы
способствуют закаливанию организма,
развитию и совершенствованию
Главной целью государственной
политики в области туризма является
создание в Российской Федерации
современного высокоэффективного и
конкурентоспособного туристического
комплекса, обеспечивающего широкие
возможности для удовлетворения
потребностей российских и иностранных
граждан в разнообразных
Основной задачей
развития туризма в Российской Федерации
является формирование современной
маркетинговой стратегии
Выполнение указанной задачи требует:
• разработки и реализации рекламно - информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле - и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно - информационных кампаний в средствах массовой информации;
• издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно - информационной печатной продукции;
• организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
• обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно - информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;
• поддержки и обновления официального Интернет - портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
• организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
• проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;
• организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;
• формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.
Создание организационно - правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
• определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;
• введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
• эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;
• создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;
• создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;
• разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
• совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
• разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.
Укрепление и
дальнейшее развитие межотраслевой
и межрегиональной координации
в целях повышения
Информация о работе Применение информационных технологий на гостиничных предприятиях