Применение информационных технологий на гостиничных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему.
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….2
1.Место туризма в экономике страны …………………………………..4
1.1.Туристический потенциал России …………………………………..4
2.Классификация видов туризма, направления модернизации…………..13
3. Социальное значение туризма…………………………………………..21
Заключение …………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Экономика туристского рынкаdocx.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

В России туристский бизнес развивается преимущественно  с ориентацией на выезд. Подавляющее  большинство действующих турфирм  предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.

Анализ современного состояния внутреннего туризма  указывает на недостаточный уровень  его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма, в настоящее время являются:

• образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

• действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

• неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

• отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

• отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

• невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;

• несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

При значительном расслоении населения по уровню среднедушевых  доходов в высокодоходных семьях особенно быстро растет потребление  услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных видов  платных медицинских и образовательных  услуг).

После продолжительного периода снижения объема услуг туризма  в России, в 2003-2005 годах «бум» спроса характеризует состояние этого  рынка. В 2003 году рост составил 1.7%, в 2004 году - 13.7%, в 2005 году - 18.8 процента.

Сохраняется стойкий  интерес российских граждан к  выезду на отдых как в страны дальнего, так и ближнего зарубежья. Только за 9 месяцев 2005 года количество россиян  выехавших из страны увеличилось  с 18,9 млн. человек в 2004 году до 22 млн. человек. Необходимо констатировать тот  факт, что потребляют эти услуги высокодоходные группы населения, и  значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров.

Наличие коллективных средств размещения (гостиниц и аналогичных  средств размещения - мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) занимает центральное место в  туристской инфраструктуре и оказывает  непосредственное влияние как на развитие как внутреннего, так и  въездного туризма.

В России отмечается рост числа коллективных средств  размещения, в том числе гостиниц, количество работающих, занятых в  сфере гостиничного бизнеса составляет в настоящее время около 115 тыс. чел., появляются новые туристские маршруты.

Однако относительно невысокий процент номеров повышенной комфортности, малое число категорийных гостиниц (17%), острая нехватка гостиниц туристского класса 2-3 звезды, значительный моральный и физический износ материальной базы и отсутствие благоприятных условий для инвестиций не создает возможности для коренного изменения ситуации в развитии туристской инфраструктуры внутри России и не создает предпосылок для роста объема этих услуг.

Несмотря на сохранение интереса зарубежных туристов к посещению  России, количество въехавших туристов только за 9 месяцев 2005 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 392.3 тыс. человек или на 17% против уровня прошлого года. Не получает должного развития и внутренний туризм, хотя в последние годы тенденции на этом рынке имеют позитивную динамику. Наблюдается общее увеличение количества проданных турфирмами путевок на внутренние маршруты, а также их общей стоимости.

Несмотря на различные  тенденции развития отдельных видов  услуг в 2005 году не произошло значительного  изменения их структуры. По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения  на услуги, тратится на услуги «обязательного»  характера не эластичные к доходам  населения (жилищно-коммунальные услуги и отдельные виды услуг пассажирского  транспорта и бытовых услуг). Услуги «эластичные» к доходам населения - культуры и связи, медицинские и  образования имеют стабильные темпы  развития, но их доля в общем объеме изменяется незначительно, за исключением  услуг связи.

В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел  состав производителей услуг. Если в  начале 90-х годов прошлого века подавляющую  долю платных услуг населению  оказывали предприятия государственной  формы собственности, то в настоящее  время их доля снизилась до 21%. Вместе с тем, на рынке отдельных видов  услуг, доля предприятий государственной  формы собственности еще значительна. Тогда как, по услугам правового  характера, туристским, бытовым услугам  она минимальна и колеблется от 1 до 3-х %.

В то же время, существенную роль в оказании услуг стали играть организации частной формы собственности, и в 2004 году ими было оказано более 40% объема услуг, а по отдельным видам  эта доля значительно выше. Так, на рынке туристских услуг она составляет более 85%.

 

2.Классификация видов туризма, направления модернизации.

Классификация в  туризме обозначает выявление его  отдельных форм и видов в зависимости  от основного показателя - критерия. Как всякая друга классификация, классификация видов туризма  помогает более досконально изучить  развитие туризма, его видоизменения  и основные тенденции.

По существующей в мировой практике оценке масштабов  туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место  жительства с любой целью, кроме  деятельности, вознаграждаемой в  месте временного проживания». Лиц, пребывающих в свободное время  в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия  в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами - «иностранный туризм». По данным международных официальных  туристских организаций, в 2000-2001 гг. от общего количества 1100-13000 млн. туристов в мире 75-80% приходится на внутренний туризм.

По форме и  содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии, лагеря, слеты и  др.

В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на:

познавательный (экскурсионный) - посещение чем-либо привлекательных  мест, осмотр культурных, исторических, природных достопримечательностей;

• спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях;

• любительский - охота, рыболовство и прочее;

• пригородный туризм - массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха;

• с социальными целями - участие в общественных мероприятиях;

• деловой - посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;

• религиозный - посещение «святых».

В международной  статистике туристические поездки  на курорты, в дачные местности к  родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы  также принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, время года, продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья (гостиница, туристская база, палатка), с группой или индивидуально, с семьей, с собственным туристским снаряжением, на принципах самообслуживания. Цели и условия путешествия, в свою очередь, определяются материальными возможностями туриста, состоянием его здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также материально-технической базой туризма и социальной поддержкой (выплаты и дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и туристским организациям).

Принято различать  туризм организованный - путешествие  по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса  услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный - путешествие по плану, разработанному самим туристом, с  более или менее значительной долей самообслуживания.

Экскурсия - это  коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной  целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного  развития человека.

Туристическая экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный  район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной  и массовой формой туризма являются походы.

Туристический поход- это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности.

Познавательные  походы направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, хозяйства. Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного  отдыха, значение которого огромно. Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, способствуют физическому совершенствованию.

Главной целью государственной  политики в области туризма является создание в Российской Федерации  современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие  возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных  граждан в разнообразных туристических  услугах.

Основной задачей  развития туризма в Российской Федерации  является формирование современной  маркетинговой стратегии продвижения  туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции согласно Приложению.

Выполнение указанной  задачи требует:

• разработки и реализации рекламно - информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле - и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно - информационных кампаний в средствах массовой информации;

• издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно - информационной печатной продукции;

• организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

• обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно - информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

• поддержки и обновления официального Интернет - портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

• организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

• проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

• организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

• формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Создание организационно - правовых и экономических условий  для стимулирования развития въездного  и внутреннего туризма требует:

• определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

• введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

• эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

• создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

• создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

• разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

• совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

• разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Укрепление и  дальнейшее развитие межотраслевой  и межрегиональной координации  в целях повышения эффективности  отечественной туристической индустрии  должно осуществляться путем:

Информация о работе Применение информационных технологий на гостиничных предприятиях