Принятие управленческого решения в реальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Содержание работы

Введение……………………………..……………………………………………….4
1.Понятие управленческого решения…………………….………………………………5
1.1 Сущность, понятие и типология управленческих решений……………..5
1.2 Качество и варианты управленческих решений….…………………….…..6
2. Основные этапы разработки управленческого решения……….……….………8
2.1 Стадия 1. Уяснение проблемы…………..…...…………………….……10
2.2 Стадия 2. Составление плана решения………….……………..………..….12
2.3 Стадия 3. Выполнение решения……………...………………………….…..13
3. Принятие управленческого решения в реальной жизни………………..……..15
Заключение…………………………………………………………………….……18
Список литературы…………………...…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

процесс разработки управленческих решений.rtf

— 289.52 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………..……………………………………………….4

1.Понятие управленческого решения…………………….………………………………5

1.1 Сущность, понятие и типология управленческих решений……………..5

1.2 Качество и варианты управленческих решений….…………………….…..6

2. Основные этапы разработки управленческого решения……….……….………8

2.1 Стадия 1. Уяснение проблемы…………..…...…………………….……10

2.2 Стадия 2. Составление плана решения………….……………..………..….12

2.3 Стадия 3. Выполнение решения……………...………………………….…..13

3. Принятие управленческого решения в реальной жизни………………..……..15

Заключение…………………………………………………………………….……18

Список литературы…………………...…………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации -  своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Ответственность за принятие важных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

 

1.1 Сущность, понятие и типология управленческих решений.

 

Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями.

Управленческое решение - это сознательный волевой акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

 

1.2 Качество и варианты управленческих решений.

Управленческое решение лишь тогда будет иметь успех, когда станет отвечать определённым требованиям:

  1. Соответствие действующему законодательству и уставу;
  2. Обеспечение своевременности;
  3. Наличие чёткой целевой направленности и адресности;
  4. Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и противоречий по отношению к предыдущим решениям;
  5. Возможность организационной выполнимости;
  6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решения;
  7. Учёт возможных отрицательных последствий при реализации пунктов решения;
  8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий для реализации решения;
  9. Наличие возможности обоснованного положительного результата.

 

Важнейшей проблемой в подготовке и принятии решений является обеспечение его высокого качества. К основным условиям обеспечения качества управленческого решения следует отнести:

  1. Применение научных подходов;
  2. Изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
  3. Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;
  4. Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
  5. Структуризация проблемы и построение дерева целей;
  6. Правовая обоснованность;
  7. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и реализации решений;
  8. Разработка системы ответственности и мотивации;
  9. Наличие механизма реализации решения;
  10. Обеспечение многовариантности решений и их сравнимости;

Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения, надо соблюдать следующие правила:

а) количества вариантов должно быть не менее трёх;

б) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант, а остальные варианты приводятся к базовому с помощью корректирующих коэффициентов;

в) формирование альтернативных вариантов следует осуществлять на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;

г) для сокращения времени и снижения затрат, надо шире применять методы и средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам (за каждым пунктом кроются определённые расчёты):

  1. Фактор времени;
  2. Фактор качества объекта;
  3. Фактор масштаба или объема производства товара или услуги;
  4. Уровень освоенности товара в производстве;
  5. Метод получения информации;
  6. Условия эксплуатации товара или предоставления какой-то услуги;
  7. Фактор инфляции;
  8. Фактор риска и неопределённости.

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

В управлении   организацией   принятие решений осуществляется менеджерами различных   уровней   и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни.  Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно   относится   к   части   или   к   целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором -  интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.

Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой выбора, который совершить не всегда легко.

Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы.

В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как сложится та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения - сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата.

Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов разработки и принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении   в процесс   стадии, связанной c выполнением решения. Во многих иностранных   источниках весь процесс разработки и принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения.

Любое управленческое решение проходит через 3 стадии:

* Уяснение проблемы

     сбор информации

     выяснение актуальности

определение условий, при которых эта проблема будет решена

    • Составление плана решения

      разработка альтернативных вариантов решения

сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами

оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям

оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности

составление программ решения

разработка и составление детального плана решения

    • Выполнение решения

Доведение решений до конкретных исполнителей

разработка мер поощрений и наказаний

контроль за выполнением решений

2.1 Стадия 1. Уяснение проблемы.

Первая стадия процесса состоит в признании необходимости решения и включает следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.

Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия. При этом возможны ошибки, связанные со следующими обстоятельствами:

Информация о работе Принятие управленческого решения в реальной жизни