Проблема доступности жилья для молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть проблему доступности жилья для молодой семьи и необходимость оказания государственной поддержки в данной сфере. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть жилищную проблему молодой семьи;
исследовать доступность жилья на рынках недвижимости;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Проблема доступности жилья для молодой семьи………………5
Федеральная целевая программа «Молодой семье –
доступное жилье»…………………………………………………..9
Областная целевая подпрограмма «Обеспечение жильем
молодых семей в Ростовской области»………………………….14
Расчеты фактической стоимости жилья, при участии в
целевой программе…………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Савчук Татьяны.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

    Содержание 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Проблема доступности жилья для молодой семьи………………5
  2. Федеральная  целевая  программа «Молодой семье –

     доступное жилье»…………………………………………………..9

  1. Областная  целевая  подпрограмма «Обеспечение жильем

    молодых семей в Ростовской области»………………………….14

  1. Расчеты фактической стоимости жилья, при участии в

целевой программе…………………………………………………...18

    Заключение……………………………………………………………23

    Список  литературы………………………………………………….24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    Отсутствие  комплексных социологических исследований в сфере молодой семьи не позволяет  выделить направления развития ее внутреннего  потенциала, создать систему мер  по подготовке молодежи к семейной жизни, организовать эффективную консультационную помощь для молодых семей. В настоящее время в нашей стране искажено представление о том, какие взаимоотношения должны быть в молодой семье и во взаимодействии ее с обществом, какую социальную роль она несет и какой статус имеет.  Основные усилия административных и законодательных органов по настоящий момент были направлены на социально слабые слои населения, причем, устранялись в основном последствия, а не причины.

    Прогрессивное развитие российского общества невозможно без повышения уровня и качества жизни. Эти показатели являются важнейшими индикаторами развитости. Уровень жизни следует рассматривать как степень обеспечения необходимых жизненных потребностей семьи, а качество жизни как особые характеристики этого обеспечения, создающие базу для самодостаточности и нового образа жизни. Важную роль играет такой компонент как жилье: решение жилищного вопроса связано с незаменимыми потребностями, наравне с пищей и отдыхом. В свою очередь улучшение жилищных условий существенно повышает качество жизни, приобретение отсутствующего жилья или улучшение условий усиливает чувство удовлетворенности и комфорта.

       Поддержка молодых семей в  улучшении жилищных условий является  важнейшим направлением жилищной политики России. Помощь государства в решении жилищной проблемы создаст не только предпосылки к становлению более социально-защищенного общества, ног и условия для роста рождаемости.

    Цель  работы – рассмотреть  проблему доступности жилья для молодой семьи и необходимость оказания государственной поддержки в данной сфере. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    • рассмотреть жилищную проблему молодой семьи;
    • исследовать доступность жилья на рынках недвижимости;
    • изучить федеральную целевую программу «Молодой семье - доступное жилье»;
    • рассмотреть областную целевую подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Проблема  доступности жилья  для молодой семьи
 

    Обеспечение доступным жильем широких слоев  населения в последнее время  стала одной из самых актуальных в России. Квартира для семьи –  проблема, которая является практически  постоянной: с течением времени меняются только субъекты ее решения – сначала  родители, затем подросшие дети, потом - внуки. Жилищный статус - базовый  социальный индикатор семьи, отражающий качество и уровень жизни.

    Характер  социально-экономических преобразований в Российской Федерации и объективно высокая стоимость жилья по сравнению  с доходами граждан обусловливают  необходимость создания и развития сбалансированной системы финансирования жилищной сферы, оказания гражданам  государственной поддержки в  решении жилищных проблем, особенно в данной поддержке нуждаются  молодые семьи.

    Возможность участвовать молодым семьям в  жилищных программах достаточно привлекательна, но вызывает очень много споров и  вопросов. Доступны ли эти программы  для всех? Каковы сроки выполнения условий программы? Да и в какие  органы стоит обращаться с данным вопросом?

    В настоящее время, как правило, молодые  семьи не могут получить доступ на рынок жилья. Это обуславливается  низкой доступностью жилья и ипотечных  жилищных кредитов для большей части  населения (в 2004 году лишь 9 процентов  семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее  средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств). И даже если уровень доходов в  семье достаточный для получения  ипотечного кредита, то выплата первоначального  взноса заводит в тупик. Молодые  семьи в основном являются приобретателями  первого в своей жизни жилья, и не имеют в собственности  жилого помещения, которое можно  было бы использовать как раз токи в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса.

    По  неоднократным наблюдениям на сегодняшний  день выведен рейтинг факторов, препятствующих приобретению жилья молодыми семьями:

    1) невысокий ежемесячный доход  почти половины семей, препятствующий  регулярным выплатам кредита  или ипотеки; 

    2) психологическая неготовность семей  вступать в долговременные кредитные  отношения (эту проблему испытывают  три четверти семей, каждая 3-ья  семья из их числа материально  готова к новым экономическим  отношениям);

    3) низкий уровень информированности о национальных проектах и региональных программах, затрудняющий использование всех возможностей, предлагаемых на федеральном и региональном уровнях для решения жилищного вопроса.

    В соответствии с уровнем жизни  можно выделить преобладающие типы семей на рынке недвижимости:

     1) - малообеспеченные семьи со  среднедушевым доходом 4800 рублей  в месяц и ниже – 25%;

    2) - семьи среднего достатка со  среднедушевым доходом от 6400 до 11000 рублей в месяц – 39%.

    Целевые программы не работают на первый тип  семей, так как при таких доходах  выплачивать кредит на жилье нереально.

    Среди рейтинга причин отказа от кредита  на жилье, недоверие банковским системам находится на третьем месте после материальных причин и недостатка информации. Если раньше причины отказа от покупки «в долг» носили чисто материальный характер, то сейчас такие условия, как наличие необходимой информации и степень доверия банкам составляют ядро готовности перейти к новым установкам.

    В среднем по области хорошо знают  о конкретных действиях по реализации целевых программ в рамках национального  проекта по жилью 15% жителей; что-то слышали – больше половины; ничего не знают 34% населения. Имеющийся уровень  информированности можно охарактеризовать как «фоновый» и «приблизительный» (о чем-то слышали), при котором  эффект реального участия широких  социальных групп в целевых проектах стремится к нулю. 

       Поддержка молодых семей при  решении жилищной проблемы станет  основой стабильных условий жизни  для этой наиболее активной  части населения. Так же повлияет  на демографической ситуации  в стране, так как в настоящее  наблюдается демографический кризис, начавшийся с момента распада  СССР. По оценке федеральной службы  государственной статистики численность  постоянного населения Российской  Федерации на начало 1995 года составляла 148,5 миллионов человек, на 2000 год  – 146,9 миллионов человек, на 2005 год данная цифра снизилась  до 143,5 миллионов человек. В настоящий  момент, на 1 мая 2010 года численность   составила 141,9 миллионов человек. Поэтому возможность решения жилищной проблемы позволит сформировать экономически активный слой населения, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, что безусловно приведет к улучшению демографической ситуации в стране.

    Что касается Ростовской области, то она  является одним из многих регионов, где отмечается сокращение численности  населения. Этот процесс продолжается на фоне снижения рождаемости, важнейшим  фактором которой является низкий уровень  условий проживания абсолютного  большинства молодых семей. В  соответствии с результатами социологического опроса среди молодежи:

    • 18 % - снимают жилье,

    • 2 %- живут в общежитии,

    • 10% - имеют собственное жилье,

    • 70% - живут с родителями.

          Также важен такой показатель как количество разводов, которое составляет более 700 на 1000 заключенных браков. В связи с этим для улучшения демографической ситуации необходимо обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

        Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на поведение современной молодежи и её ценностные ориентиры: молодые люди не спешат создавать семьи, официально оформлять свои отношения. Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы - среди молодежи растет социальная апатия, инфантилизм, снижается общественно-политическая активность.

        В результате сложившихся обстоятельств, когда большинство молодых семей  не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется  взвешенная и реалистичная политика органов власти в отношении реализации возможных форм государственной  поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что  в свою очередь, позволит повлиять на их репродуктивное поведение.

    По  оценкам социологического исследования "Молодежь Дона (2000-2003 годы)" в Ростовской области проживает более 60 тысяч  молодых семей, из которых более 80 процентов нуждаются в улучшении  жилищных условий.

    По  информации органов местного самоуправления в Ростовской области на 1 июня 2006 года на жилищном (квартирном) учете  состоят менее 1000 молодых семей, что демонстрирует недоверие  молодых людей к органам власти, отсутствие реальных перспектив .

    В связи с этим для улучшения  демографической ситуации необходимо обеспечить создание условий для  решения жилищных проблем молодых  семей. 
 

  1. Федеральная  целевая  программа  «Молодой семье - доступное  жилье»
 

    Федеральная целевая программа «Молодой семье - доступное жилье» рассчитана  на 2005 - 2015 годы. Основанием для разработки программы послужило поручение Президента Российской Федерации от 1 сентября 2003 года № 1629. Цель программы - создание системы доступности жилья для молодых семей. Основные задачи:

    • разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов доступности жилья для молодых семей;
    • содействие инициативам молодых семей, направленным на улучшение своих жилищных и социально-бытовых условий.

      Программа будет выполняться поэтапно в 2005 - 2015 годах.

      На первом (экспериментальном) этапе (2005-2008 годы) будут осуществляться: разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов создания условий доступности жилья для молодых семей; проведение экспериментов по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей программы. Экспериментальные площадки будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора.

      На втором этапе (2005-2015 годы) намечается: совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения; начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации программы.

      Мероприятия программы предусматривают создание системы доступности жилья для молодых семей. Участник программы - молодая семья (в рамках настоящей подпрограммы семья - возраст супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации программы.

    Наиболее важными мероприятиями  по нормативному правовому и  методологическому обеспечению  реализации программы являются  следующие: 

    разработка предложений о внесении  изменений в федеральные законы  и иные нормативные правовые  акты, направленные на создание  условий доступности жилья для  молодых семей; 

    разработка правовых, финансовых  и организационных механизмов  создания условий доступности  жилья для молодых семей. 

Информация о работе Проблема доступности жилья для молодой семьи