Проблемы инновационного развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Возрастание роли факторов интенсивного развития, конкурентное взаимодействие между предприятиями обуславливает необходимость внедрения научно- технических нововведений ( инноваций ) с целью производства новой продукции, позволяющей расширять рынки сбыта.

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………3
II. Инновации…………………………………………………………………3
Понятие инновации………………………………………………..3
Виды инновации…………………………………………………...6
Типы инновации…………………………………………………...7
Оценка эффективности инновации……………………………….9
III. Инновационный процесс………………………………………………...15
Определение и сущность инновационного процесса……………15
Анализ инновационного процесса и
фундаментальное исследование…………………………………..22
IV. Инновационная деятельность…………………………………………...24
Определение инновационной деятельности……………………..24
Характеристика результатов инновационной деятельности……28
Заемные и привлеченные ресурсы инновационной
деятельности……………………………………………………….30
Основные проблемы инновационной деятельности……………31
V. Заключение……………………………………………………………….32
VI.Список литературы………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Иннов.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

б) Организационная и управленческая

данные  инновации характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях фирмы. Создание маркетинговых отделов, новых путей и способов сбыта продукции. Здесь же  инновационные мероприятия по повышению эффективности и совершенствованию методов управления производством или персоналом.

Оценка  эффективности инноваций

     Основным  обобщающим показателем экономической  эффективности технико-технологических  нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение  частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др. 

     Показатель  экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий. 

     При расчетах экономического эффекта в  первую очередь должен соблюдаться  народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны. 

     Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях. 

     Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период: 

     Э = Р - З.

     Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных  их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных  фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов. 

     При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем  приведения разновременных затрат и  результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp

     Коэффициент приведения разновременных затрат и  результатов к расчетному году рассчитывается по формуле: 

     

     где t - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году; E - норматив приведения, равный процентной ставке. 

     При оценке эффективности организационных  инноваций их подразделяют на две  группы: 

  1. нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений); 
  2. нововведения, не требующие дополнительных инвестиций. 

     Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций. 

     При определении эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций) 

     Рассмотри так же еще несколько систем показателей определения общей экономической эффективности инноваций.

     1) Индекс рентабельности.

     2) Норма рентабельности.

     3) Период окупаемости.

     1. Индекс рентабельности инноваций Jr.

     Данный  индекс заключается в методе соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно.

     В таких ситуациях рекомендуется  проводить ранжирование всех имеющихся  вариантов инноваций в порядке  убывающей рентабельности.В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

     Индекс  рентабельности представляет собой  соотношение приведенных доходов  к приведенным на эту же дату инновационным  расходам.

     Расчет  индекса рентабельности ведется по формуле:

, где

JR –  индекс рентабельности

Дj –  доход в периоде j

Kt –  размер инвестиций в инновации  в периоде t.

Приведенная формула отражает в числителе  величину доходов, приведенных к  моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных  к моменту начала процесса инвестирования.

Или иначе  можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс  рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.

Предпочтение  в условиях жесткого дефицита средств  должно отдаваться тем инновационным  решениям, для которых наиболее высок  индекс рентабельности.

2. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

, и                  

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

Показатель  нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности. Внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.

За рубежом  расчет нормы рентабельности часто  применяют в качестве первого  шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%.

Норма рентабельности определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.

Получаемую  расчетную величину Ер сравнивают с  требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения  может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.

Если  инновационный проект полностью  финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю  границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.

В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.

3) Период окупаемости То является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в нашей практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений», он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование  в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем  больше, чем длиннее срок окупаемости  вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том. Что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула периода окупаемости

, где

К –  первоначальные инвестиции в инновации;

Д –  ежегодные денежные доходы.

Эффект  от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

В зависимости  от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Эффективность определяется через соотношение  результата (эффекта) и затрат.

Инновационный процесс

Определение и сущность инновационного процесса

В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Термины "инновация" и "инновационный  процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность.

Задача  новаторов заключается в том, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Так же следует понимать, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Получается что инновацию, как результат, нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует  обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Информация о работе Проблемы инновационного развития предприятия