Проблемы инновационного развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Возрастание роли факторов интенсивного развития, конкурентное взаимодействие между предприятиями обуславливает необходимость внедрения научно- технических нововведений ( инноваций ) с целью производства новой продукции, позволяющей расширять рынки сбыта.

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………3
II. Инновации…………………………………………………………………3
Понятие инновации………………………………………………..3
Виды инновации…………………………………………………...6
Типы инновации…………………………………………………...7
Оценка эффективности инновации……………………………….9
III. Инновационный процесс………………………………………………...15
Определение и сущность инновационного процесса……………15
Анализ инновационного процесса и
фундаментальное исследование…………………………………..22
IV. Инновационная деятельность…………………………………………...24
Определение инновационной деятельности……………………..24
Характеристика результатов инновационной деятельности……28
Заемные и привлеченные ресурсы инновационной
деятельности……………………………………………………….30
Основные проблемы инновационной деятельности……………31
V. Заключение……………………………………………………………….32
VI.Список литературы………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Иннов.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:

а) создание и распространение;

б) диффузия нововведения.

 Создание  и распределение, в основном, включают последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность  нововведенческих процессов оказывает  определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия  инновации – процесс, посредством  которого нововведение передается по коммуникационным каналам между  членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п.

 Это  обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами:

а) формой принятия решения;

б) способом передачи информации;

 в)  свойствами социальной системы,  а также свойствами самого  НВ.

 Свойствами  НВ являются: относительные преимущества  по сравнению с традиционными  решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации.

Во всех случаях одним из важных критериев  принятия решений каждым субъектом  является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими  реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями .На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как  от стратегии имитаторов, так и  от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые  технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.

Вместе  с тем трудно оценить относительные  преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных  нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для быстрого распространения инновации нужна  развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический  порядок появления новшеств в  различных областях техники. Можно  отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают в свои работах Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.

Анализ  инновационного процесса и фундаментальное исследование

     В общем виде ИП можно представить  в развернутом виде так:

     ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб, где

     ФИ  – фундаментальное (теоретическое) исследование;

     ПИ  – прикладные исследования;

     Р – разработка;

     Пр  – проектирование;

     С – строительство;

     ОС  – освоение;

     ПП  – промышленное производство;

     М – маркетинг;

     Сб  – сбыт.

     Анализ  этой формулы требует абстрагирования  от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

     Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

     Научная работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

     Характерно, что количество новых сведений и  информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская  деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

     Рассматривая  ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую  деятельность, направленную на получение  и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

     Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом  инновационного процесса. Вместе с  тем, необходимость теоретических  исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

 

 Только некоторые  фундаментальные исследования воплощаются  в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса(теории вопроса).

     Иную  целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление  знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

     В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

     Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность. 
 
 

Инновационная деятельность 
 

Определение инновационной деятельности 
 

     Наряду  с факторами производства ( природные ресурсы, капитал, трудовые ресурсы ) инновационная деятельность является одним из источников экономического развития общества. Как показывает практика, в промышленно развитых странах приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся – факторам производства. Экономическое развитие на основе активизации инновационной деятельности связано, в первую очередь, с наукоемкими отраслями  народного хозяйства, обеспечивающими качество технологий и товаров с высокой долей добавленной стоимости.

     Управление  инновационными процессами на промышленном предприятии является чрезвычайно  сложным и требует решения  задач оптимизации как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Циклический характер инновационной  деятельности обуславливает построение системы управления, основанной на принципах долгосрочного планирования и прогнозирования.

     Начальные этапы инновационной деятельности, как указывалось, связаны со значительными  затратами. При этом нарушается «привычная»  организация производства, появляются экономические потери, целесообразность которых часто не понимается значительной частью управленческого персонала промышленного предприятия. Как правило, промышленные предприятия имеют возможность и целесообразность сократить и даже исключить первые этапы инновационного цикла за счет покупки лицензий, приобретения новейшего оборудования, технологий и т.д.

       Однако в этом случае инновационная  деятельность на предприятии  должна включать подготовительные  работы, обеспечивающие максимизацию  эффективности инноваций. Здесь следует иметь в виду, в первую очередь, процессы освоения новой техники и технологий, обуславливающие получение нового продукта и ( или ) снижение затрат на его производство. Неудовлетворительная динамика этих процессов проявляется в конечном итоге в недоиспользовании потенциала инноваций в рамках ее жизненного цикла. Известны примеры достижения удовлетворительного уровня освоения новой техники и технологий на предприятии лишь к концу жизненного цикла инновации.

Информация о работе Проблемы инновационного развития предприятия