Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть ключевые проблемы в сфере малого инновационного предпринимательства, а также осветить пути их решения.
Цель работы определяется необходимостью решения следующих задач:
• - изучение законодательных и теоретических основ функционирования предпринимательства;
• - определение места и роли малого бизнеса в развитии экономики страны;
• - изучение способов, направлений государственной поддержки малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 5
1.1.Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика 5
1.1.1. Исторические аспекты развития малого инновационного предпринимательства 5
1.1.2. Особенности малых инновационных предприятий 6
1.1.3. Процесс развитие инновационного предпринимательства 7
1.1.4. Нормативно правовая база МИП в России 8
1.2. Современное положение малого инновационного предпринимательства 10
1.2.1. Итоги развития и состояние МИП в современных условиях 10
1.2.2. Проблемы малого инновационного бизнеса в России 12
1.2.3. Характеристика проблем МИП в России 13
1.2.4. Пути решения проблем МИП 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Санкт-Петербургский
колледж управления и экономики
«Александровский лицей»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономика организаций
Тема: Проблемы малого инновационного предпринимательства в России
и пути их решения
080106 «Финансы»
код и наименование специальности
Руководитель И.Д. Мустафаева
подпись И.О.Фамилия
Студент Сабор Е.А Группа № 108
Фамилия И.О.
Работа выполнена с оценкой
Санкт-Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
В связи с переходом к модели «открытой» экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив. Таким образом, проблема развития инновационного предпринимательства в России является актуальной.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть ключевые проблемы в сфере малого инновационного предпринимательства, а также осветить пути их решения.
Цель работы определяется необходимостью решения следующих задач:
Объектом исследования в данной работе является процесс становления малого инновационного предпринимательство в России.
Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
В 1 главе отражена обобщающая информация о деятельности инновационных предприятий, их целях и способах достижения этих целей, а также проанализирована структура малых инновационных предприятий, показаны их основные проблемы и пути решения соответствующих проблем.
Во 2 главе
Глава 1. Современные
проблемы развития
малого инновационного предпринимательства
в России
и пути их решения
1.1.Необходимость развития
малого бизнеса в России,
его характеристика
1.1.1. Исторические
аспекты развития
малого инновационного предпринимательства
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как движущая сила экономики.
Малые инновационные предприятия - это форма малых фирм, создающих и реализовывающих населению товар, продукт, базирующийся на интеллектуальной собственности, на одном из видов существующей интеллектуальной собственности. Это может быть патент, "ноу-хау", полезная модель, товарный знак, программный продукт и т.п1.
Малые инновационные предприятия - это предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоемкие технологии и изделия.
В течение 1980-х годов престиж малого инновационного предпринимательства в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества. Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания.
Однако преобладание крупных предприятий, управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие осмысленного подхода в определении места и роли различных предприятий в экономике страны снижало эффективность деятельности существующих малых предприятий. Фактическое отсутствие естественного конкурентного механизма функционирования предприятий в экономике обедняло советский товарный рынок. Такое положение наряду с другими социально-экономическими проблемами привело к необходимости использования кооперативной формы в качестве малого предпринимательства в условиях реформирования экономики в 80-е годы2.
Для функционирования индивидуальной трудовой деятельности (ИТД) как важнейшей формы малого предпринимательства необходима развитая рыночная экономическая система, которой в конце 80-х — начале 90-х еще не сформировалось, да и не могло сформироваться.
Как следствие можно сделать вывод о том, что из-за отсутствия необходимых условий для создания крепкого фундамента инновационной деятельности, развитие малого инновационного предпринимательства в России существенно отставало от западного.
1.1.2. Особенности малых инновационных предприятий
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:
В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Также относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Следует отметить ключевую роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. И наконец, последняя особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.)3.
Если посмотреть на все характерные особенности МИП, то можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство требует гораздо меньше хлопот и в управлении и в финансировании.
1.1.3. Процесс развитие инновационного предпринимательства
Малое инновационное
предпринимательство в научно-
Особую организационную форму развития науки, образования и производства представляют собой технопарки. Эти организации функционируют на специально отведенной территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот. Технопарки являются эффективным механизмом генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).
Несмотря на
рост числа технопарков и
В этой связи
для стимулирования развития малого
инновационного предпринимательства
в научно-технической сфере
1.1.4. Нормативно правовая база МИП в России
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже разработаны законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования.
В 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Периодически разрабатываются
Федеральные программы
Меры содействия малого бизнеса разрабатываются и выполняются с применением комплексного подхода к решению проблем, то есть представляют собой совокупность взаимодополняющих мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена5.
Реализация комплекса мер позволяет обеспечить поступательное развитие сектора малого инновационного предпринимательства в стране, устранить недостатки в системе государственной поддержки малого бизнеса, а также выведет отечественный малый бизнес на новый уровень развития.
1.2. Современное положение
малого
инновационного предпринимательства
1.2.1. Итоги развития и состояние МИП в современных условиях
Как показало время,
малое предпринимательство
Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%),а на данный момент мы имеем следующую картину6(график. 1).
График 1
Количество малых предприятий в России
Отраслевая структура малого инновационного предпринимательства постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли, общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием7 (схема 1).
Схема 1
Отрасли малого инновационного предпринимательства
По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) Свердловской (3,0%) областях.
Можно сделать вывод о росте числа МИП, но при этом их территориальное расположение на территории России - неравномерно.
1.2.2. Проблемы малого инновационного бизнеса в России
Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Их деятельность и развитие зависит от множества факторов, среди которых:
- налоги;
- законодательство;
- возможность
получения кредита и его
- платежеспособность партнёров;
- политическая ситуация;
- действия правительства, местных властей, Центрального Банка;
- уровень коррупции;
- наличие информации, опыта и квалифицированных кадров и другие8.
Дело в том, что малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются c большими проблемами (схема 2).
Схема 2
Информация о работе Проблемы малого инновационного предпринимательства в России и пути их решения