Проблемы малого инновационного предпринимательства в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть ключевые проблемы в сфере малого инновационного предпринимательства, а также осветить пути их решения.
Цель работы определяется необходимостью решения следующих задач:
• - изучение законодательных и теоретических основ функционирования предпринимательства;
• - определение места и роли малого бизнеса в развитии экономики страны;
• - изучение способов, направлений государственной поддержки малого предпринимательства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 5
1.1.Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика 5
1.1.1. Исторические аспекты развития малого инновационного предпринимательства 5
1.1.2. Особенности малых инновационных предприятий 6
1.1.3. Процесс развитие инновационного предпринимательства 7
1.1.4. Нормативно правовая база МИП в России 8
1.2. Современное положение малого инновационного предпринимательства 10
1.2.1. Итоги развития и состояние МИП в современных условиях 10
1.2.2. Проблемы малого инновационного бизнеса в России 12
1.2.3. Характеристика проблем МИП в России 13
1.2.4. Пути решения проблем МИП 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc11.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                    

 

 

1.2.3. Характеристика проблем МИП в России

Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически государству предстоит создать новый широкий сектор Народного Хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в России в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей в условиях крайнего недостатка средств, не могло образоваться резерва, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они крайне трудно реализуемы из-за отсутствия у большинства из частников необходимого залогового обеспечения и кредитных историй9.

Еще одна важная проблема — кадры. В России ощущается недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности.

Комплекс непростых  проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более10.

Среди важных проблем  можно выделить и группу трудностей, связанных с функционированием предприятия. Сфера предпринимательства в современной России в значительной степени криминализована. Существует теневой сектор экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров вследствие большой налоговой нагрузки на малый бизнес. Известны многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок, установление монопольно низких цен)11.

Главной проблемой  поддержки и развития научно-технической  базы  (и для малых инновационных  предприятий особенно) остается проблема финансирования. Сегодня трудно встретить предприятие, которое не пыталось бы найти источник внешнего инвестирования. Вариантов решения этой проблемы не много. Отечественная банковская система слаба.  Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиям только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма сложно12. Источники финансирования МИП представлены на рис. 1.

 

Рис. 1 Источники  финансирования МИП

 

Все эти и  другие проблемы являются причиной отсутствия заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России, свидетельствуют о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

1.2.4. Пути решения проблем МИП

России нужна  агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для развития малого инновационного бизнеса в России13. Пути решения этих проблем представлены на схеме 3.

 

Схема 3

 

Пути решения  проблем МИП в России

 

 

Это предусматривает:

а) Совершенствование  нормативно-правовых основ регулирования  малого бизнеса

Необходимо  совершенствовать нормативно-правовое регулирование и государственную поддержку малого предпринимательства в части: регистрации, осуществления хозяйственной деятельности, налогообложения и бухгалтерского учета.

б) Оптимизация  налогообложения, упрощение налоговой  отчетности

Ставки налогов должны быть снижены до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, необходимо продолжить работу по упрощению форм налоговых деклараций, а также совершенствовать Налоговый Кодекс в части применения НДС, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также упрощенной системы налогообложения.

в) Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

В результате реализации федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства создана сеть базовых объектов инфраструктуры содействия малому бизнесу в оказании специализированных и комплексных услуг. В регионах России созданы и функционируют более 1300 объектов инфраструктуры.

Большинство таких  объектов создано на региональном уровне, но распределение их очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют формально, в то время как в других наблюдается насыщенность ими, что приводит к дублированию их функций. Однако в ряде регионов России система институтов инфраструктуры развития предпринимательства стала обретать черты комплексности и завершенности.

Необходимо  также развивать негосударственную инфраструктуру  поддержки частного бизнеса. Она может быть представлена как коммерческими, так и некоммерческими организациями, которые создаются в любой разрешенной законом организационно-правовой форме. Формируя и развивая такие организации, государство осуществляет поддержку малого бизнеса не только косвенно, но и напрямую – ведь большинство их является малыми предприятиями14.

За последние  годы созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более значительное влияние на развитие предпринимательства. К их числу принадлежат, например, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и многие другие.

Таким образом, основные функции негосударственных  структур заключаются в следующем:

- консультирование  предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса;

- помощь в  регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов;

- рекламные  и издательские услуги.

- реализация  инновационных проектов и программ  в различных областях науки и техники15;

г) Использование государственного и муниципального имущества для развития малого бизнеса

В настоящее  время основная задача в этой сфере - обеспечение постоянного обновления сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, передаваемого в пользование субъектам малого предпринимательства по тем или иным основаниям, и осуществление контроля по его использованию.

Именно такой  комплекс проводимых мер, может обеспечить решение проблем связанных с  развитием малого инновационного бизнеса  в России и способствует реализации возможностей, которая имеет Россия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе охарактеризовано малое предпринимательство в России в настоящее время, также выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо  отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Особенности малых  фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса16.

В данной курсовой работе выяснилось, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: недостаток финансирования и ресурсной базы.

Говоря о взаимоотношениях малого инновационного предпринимательства и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Таким образом, цель работы состояла в раскрытии ключевых проблем в сфере малого инновационного предпринимательства, а также в освещении путей их решения, что и было достигнуто в результате.

Для достижения поставленной цели была выполнена следующая  работа:

    • Произведен анализ малого инновационного предпринимательства в России.
    • Наглядно показаны статистические данные по состоянию малого инновационного предпринимательства в России.
    • Выделены слабые стороны малого бизнеса.
    • Рассмотрены возможные пути решения этих проблем

Подводя итог, можно  сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.

2.Бусыгин А.В. Предпринимательство, М – 2000г;

3.Баранова Л.Н. Справочник предпринимателя. Малый и средний бизнес в вопросах и ответах, Пермь – 2005г;

4.Глазунов В.Н. Анализ финансового состояния предприятия, М – 2001г;

5.Герчикова И.Н. Менеджмент, ЮНИТИ, М – 2001г;

6.Глушаков И.Е. Бухгалтерский учет, Н – 2001г;

7.Грязнова А.Г. Оценка бизнеса (учебник), М – 2000г;

8.Есипов В.Е. Оценка бизнеса, 2-е изд., Питер – 2006г;

9.Жариков К.Н. Финансы, Управление финансами, М – 2001г;

10.Ильин А.И. Планирование на предприятии, 2-е изд., М – 2005г;

11.Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса, Питер – 2003г;

12.Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.,2000.

13.Оферов Ф.А. Анализ финансовой отчетности; Финансы и статистика, 2002г;

14.Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2001.

15.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 3-е изд., М – 2002г;

16.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент, М – 2003г;

17.Сергеев И.В. Экономика предприятия, 2-е изд., М – 2004г;

18.Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса, М – 2002г;

19.Чепуренко А. Малое предпринимательство в социальном контексте, М – 2004г;

20.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства (учебник), М – 2002г;

21.Чепурин М.Н. Курс экономической теории, 5-е изд., Киров – 2006г;

22.Федько В.П. Основы маркетинга, Ростов н/Д – 2001г;

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 3-е изд., М – 2002г;

2 Баранова Л.Н. Справочник предпринимателя. Малый и средний бизнес в вопросах и ответах, Пермь – 2005г;

3 Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.

4 Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса, Питер – 2003г;

5 Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.,2000.

6 Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2001

7 Оферов Ф.А. Анализ финансовой отчетности; Финансы и статистика, 2002г;

8 Есипов В.Е. Оценка бизнеса, 2-е изд., Питер – 2006г;;

9 Чепурин М.Н. Курс экономической теории, 5-е изд., Киров – 2006г;

10 Чепуренко А. Малое предпринимательство в социальном контексте, М – 2004г;

11 Федько В.П. Основы маркетинга, Ростов н/Д – 2001г;

12 Жариков К.Н. Финансы, Управление финансами, М – 2001г;

13 Грязнова А.Г. Оценка бизнеса (учебник), М – 2000г;

14 Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса, М – 2002г;

15 Сергеев И.В. Экономика предприятия, 2-е изд., М – 2004г;

16 Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства (учебник), М – 2002г;


Информация о работе Проблемы малого инновационного предпринимательства в России и пути их решения